Наболевшие проблемы стрит-ритейла: взгляд со стороны арендатора

Несмотря на бурное развитие розничной торговли и активное строительство торговых центров по всей стране, мы всё еще ощущаем сильную нехватку магазинов у дома. Каковы же основные проблемы мешающие развитию цивилизованной торговле в формате стрит-ритейл?

Отсутствие достаточного количества предложений

Дефицит на рынке стрит-ритейла ощущается во всех городах, без исключения. Особенно это касается небольших помещений площадью около 100 кв.м. Исторически сложилось так, что 20-30 лет назад градостроители не предусматривали активного развития мелкой розницы и не учитывали такие форматы при проектировании зданий. Большая часть существующих помещений - это плод реконструкции, и не всегда удачной. Прежде всего, это касается помещений переделанных из квартир первых этажей зданий. Частично эту проблему решали павильоны, но этот формат был очень уродлив и портил внешний вид наших городов. Только сейчас стали появляться функциональные и вместе с тем внешне привлекательные конструкции, отвечающие современным потребностям.

Отсутствие концепции

Низкое взаимодействие между собственниками на одной улице приводит к отсутствию единой концепции торгового коридора. Очень часто в соседних помещениях могут находиться конкурирующие магазины. Это губит розничный бизнес и снижает привлекательность многих объектов. «Каждый сам за себя» – вот лейтмотив формата стрит-ритейл сегодня.

Наряду с этим, очевидно, что только за счёт совместных усилий розничных операторов и владельцев торговой недвижимости мы можем развивать этот формат торговли. Если посмотреть на торговые центры, активно строящиеся во всех крупных городах, то их главным конкурентным преимуществом является концепция и грамотный подбор арендаторов. Именно это создает максимальный интерес у покупателя и заставляет чаще и больше покупать в этом месте. То же самое может происходить и в стрит-ритейле. Удобные парковки, пешеходные зоны, отсутствие грязи - вот те минимальные требования, которые можно выполнять совместно, в рамках локального торгового коридора.

Следующая группа проблем – технические

Технические проблемы решаемы, но затраты на их решение часто становятся блокирующим фактором для открытия магазина:

  1. Техническая неприспособленность помещений для ведения розничного бизнеса: неудобные входы, неудобные планировки с делением на несколько маленьких секций, отсутствие хорошей вентиляции, избыточное кол-во подсобных помещений, которые невозможно использовать под торговый зал. Иногда, при площади торгового зала 50 кв.м., мы имеем в аренде подвал площадью 300 кв. м…
  2. Общая для всей нашей страны проблема нехватки электроэнергии. Очень часто выделенная мощность составляет 5 КВт на помещение, что не позволяет его оборудовать ни нормальной рекламой, ни освещением торгового зала и т.п.
  3. Проблемы санузлов и коммуникаций, необходимых по требованиям СЭС, Пожарных и очень высокие затраты на их организацию.
  4. Места для вывесок. Помещение есть, а места под вывеску нет…
  5. Отсутствие витрин – это вообще отдельная тема. Большая часть помещений не имеет нормальных торговых витрин. В лучшем случае - окно. Это существенно снижает привлекательность торговой недвижимости и мешает экономике розничного магазина.
  6. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда владелец недвижимости старается не участвовать в её реконструкции и эксплуатации: несанкционированные перепланировки предыдущих периодов, незаконные электрические мощности, неотремонтированные фасады и т.п.

И наконец, переговорный процесс

Мы рады и поддерживаем всех собственников, кто заботится о торговой составляющей своей недвижимости. Тех, кто предлагает нам совместно ремонтировать фасады, организовывать тротуары при входе, места для парковки, расширять витрины, покупать и оформлять дополнительную электрическую мощность. Т. е. всех тех, кто относится к своей недвижимости, как к бизнесу.

Наряду с этим мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда арендодатель занимает позицию – я Вам сдал и получаю аренду, всё остальное Ваши проблемы… Мы призываем собственников торговой недвижимости к общему пониманию – аренда берется из выручки и дохода розничного оператора. Чем качественнее выглядит недвижимость и магазин, тем больше выручка и больше возможностей платить за аренду.

Стоимость аренды

Наверное, это самая животрепещущая тема. С 2010 года начался рост арендных ставок, связанный с отменой скидок и послаблений 2009 года. Многие владельцы недвижимости стремятся наверстать недополученный в 2009 году доход и начинают существенно завышать арендные ставки. Мы с пониманием относимся к таким переговорам и в основном приходим к консенсусу.

Большой проблемой в этих переговорах является непрозрачность рынка и отсутствие адекватной и независимой информации по арендным ставкам. Чаще всего предлагаемые арендные ставки обусловлены не рыночным расчетом, а субъективными ощущениями арендодателя. Готовясь к таким переговорам, мы своими силами проводим локальное исследование рынка и существующих предложений недвижимости. Но в эти данные часто не верят, считая нас заинтересованной стороной.

Это отчасти так. Мы заинтересованы в снижении аренды, но также мы заинтересованы в сохранении прибыльного бизнеса и инвестиций в него. Что такое переезд в другое помещение, когда 50% инвестиций связано с ремонтами и реконструкцией? Фактически это потеря крупных сумм – убытки. Собственники также далеко не всегда выигрывают от этого процесса.

Часто бывает, что, не договорившись по аренде, мы вынуждены закрыть магазин, и собственник потом очень долго не может найти арендатора, и вынужден просить нас, вернуться. Да, такие случаи бывают нередко. И даже в Москве – на самом дефицитном рынке.

Все эти проблемы связаны, прежде всего, с непрозрачностью рынка и отсутствием аналитического подхода при формировании арендного предложения.

Фото:pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Шамиль Ахлаков
Менеджер, Москва

Ох, как же автор прав! Три года я работал как брокер (по торговой недвижимости), подыскивал помещения для своих клиентов-арендаторов. И все эти проблемы, безусловно, существуют - Андрей Завидонов перечислил их все.

Могу только добавить, что пожалуй, технические проблемы и проблемы в переговорах с арендодателями - самые серьезные. На их фоне возможное соседство с конкурентом покажется ерундой.

Это потому что у нас на рынке нет профессиональных управляющих. Те кто сейчас, процентов на 90 - какие-то случайные люди.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.