Огромную роль в реализации стратегии компании играют ее сотрудники. Как же заставить каждого работника стремиться к непонятному для него светлому будущему, нарисованному руководством?
Главная особенность системы мотивации, основанной на системе сбалансированных показателей — это ее привязка к стратегическим целям компании.
На практике стратегические цели компании и действия персонала не связаны между собой, даже если персоналу эти цели известны. Люди просто не знают, что именно они могут сделать для реализации стратегии, а зачастую у них просто нет желания это делать.
Таким образом, согласовывая систему мотивации с системой сбалансированных показателей, необходимо решить три основные задачи: во-первых, сотрудники должны знать стратегические цели компании, во-вторых, они должны понимать, какие действия приведут к реализации этих целей и в-третьих, они должны быть мотивированы на выполнение этих действий.
В результате система мотивации кроме материальных и нематериальных стимулов должна включать в себя систему согласования целей с сотрудниками.
Итак, начнем с согласования целей.
Вначале нужно определить число уровней иерархии, для которых будут формулироваться цели, например: уровень компании в целом, уровень отделов и уровень отдельных сотрудников. Для каждого уровня формулируются свои цели, при этом важно, чтобы они основывались на стратегических целях компании. Например, если стратегическая цель компании в увеличении доли на рынке, то исходя из этого цель отдела продаж — увеличить объем продаж, а цель менеджеров по продажам — выполнение определенного плана продаж.
После определения целей нужно выбрать способ измерения степени достижения цели. Обычно используют критерии, содержащие несколько уровней, и в зависимости от достижения определенного уровня вознаграждение или выплачивается или не выплачивается. При этом разным целям может присваиваться разный вес в зависимости от их значимости. Эти критерии и привязываются к сбалансированным показателям.
Например, показатель выполнения плана продаж может оцениваться как по проценту от его выполнения, так и по уровневым критериям: план не выполнен, план частично выполнен, план выполнен, план перевыполнен.
Когда цели определены и конкретизированы на несколько уровней организационной иерархии, можно приступать к согласованию целей с сотрудниками. Для этого проводятся собеседования, где согласуются сами цели, их вес в общей системе целей и сроки реализации.
После согласования целей, необходимо привязать систему оплаты труда к их выполнению. Если поставленные цели достигаются, сотрудникам выплачивается обещанное вознаграждение.
Например, при выполнении плана менее, чем на 50% премия не выплачивается, а при перевыполнении выплачивается дополнительный бонус. При этом, рассчитывая долю переменной составляющей в общей сумме вознаграждения, следует правильно сбалансировать два параметра: стимулирующее воздействие и согласие, так как при увеличении доли переменной составляющей усиливается стимулирующее воздействие, но уменьшается согласие.
Кроме того в процессе разработки и внедрения системы мотивации персонала на основе сбалансированной системы показателей существует определенный риск демотивации сотрудников. К такому результату может привести следующее:
- многогранность или сложность целей;
- неверный выбор показателей;
- ненадежная информационная база расчета показателей;
- показатели, неточно отражающие цели;
- промежуточные действия, улучшающие краткосрочные результаты, но не нацеленные на достижение стратегических целей;
- не разработанные пути реализации целей;
- поставленные индивидуальные задачи выполнены, а цели не достигнуты;
- сложности определения момента выплаты бонусов, т. е. момента достижения цели;
- неблагоприятное отклонение показателя от нормы, вызванное внешними факторами, а не деятельностью сотрудника.
Поэтому при настройке системы мотивации необходимо выполнение ряда важных требований, без которых она вряд ли будет жизнеспособной:
- практичность: реалистичность и умеренная сложность целей, так слишком сложные или недостижимые цели демотивирует персонал.
- прозрачность: цели, сбалансированные показатели и система оплаты должны быть понятны и доступны каждому сотруднику.
- адекватность: сбалансированное соотношение между оплатой труда и достигнутым результатом.
- значимость: вознаграждение должно быть значимо для сотрудника.
Стоит также учесть, что настройка системы мотивации - это не такая операция, которая выполняется раз и навсегда, а начало непрерывного процесса, поэтому необходимо проводить мониторинг внедренной системы мотивации, выясняя, насколько она эффективна.
Несмотря на все сложности и проблемы, возникающие при разработке и внедрении системы мотивации на основе системы сбалансированных показателей нельзя забывать, что у такой системы есть неоспоримые плюсы: сотрудники знакомятся со стратегией, появляется механизм контроля ее реализации, создается мотивация для ее реализации. При этом все подразделения компании движутся в одном направлении с единым пониманием стратегии, используя показатели, удобные для оперативного управления.
Года 3 назад мы серьезно экспериментировали с системой мотивации, пытаясь построить ее исключительно на ССП. Но ничего не получилось. Особенно при построении мотивации сотрудников, не завязанных НАПРЯМУЮ на результаты продаж или прибыли. ИТ, реклама, склад, доставка и другие службы мотивировать только с помощью стратегических показателей не удавалось. Не стала 100% панацеей и система КВИЗ (коэф-т выполнения индивидуальных задач), которая , наоборот, не учитывала в вознаграждении менеджеров реальные результаты деятельности компании. НЕ совсем верно, например, платить 100 % премии менеджеру по рекламе, полностью выполнившему все месячные задачи по КВИЗ в ситуации, когда провален план продаж. Наилучший результат дает система комбинирования нескольких систем мотивации. То есть премиальная часть вознаграждения сотрудника состоит из двух (как минимум) частей. Одна зависит от Стратегических показателей, например, от выполнения плана по прибыли,(или более сложных показателей, направленных на решение локальных стратегических целей подразделения), а другая учитывает выполнение индивидуальных задач. Их соотношение определяет руководитель предприятия.
По статье - я не понимаю, почему нет хоть какой-то модерации - подобные статьи нужно помещать с раздел ''Казусы эпистолярного зуда''
Жалко, что нет оценки...
?? Не ожидал такого внимания))
Еще раз о мотивации. Повторю, У НАС на предприятии система мотивации , учитывающая как достигнутые Стратегические Показатели, так и уровень выполнения сотрудником своих индивидуальных задач дает лучшие результаты , чем система , основанная только на ССП.
О ''локальных стратегических целях подразделения'' . Здесь вопрос терминологии. Компания построена по дивизиональному принципу. Каждый дивизион это команда, лидер, оборотные и основные фонды. И своя стратегия. Скажем, у одного из производственных дивизионов одна из стратегических целей на этот год - техперевооружение и освоение нового оборудования. У торговых дивизионов таких целей, естественно, нет. Но у них есть свои стратегические цели, например, открытие новых филиалов. При этом у всей группы компаний, работающей на одном рынке и для ''одного клиента'' есть и своя стратегия и свои показатели. Вопросы: Являются ли цели производственного дивизиона стратегическими на этот год, ? Является ли дивизион подразделением, если существует Управляющая компания и единый Генеральный директор? Допущена ли автором в этом случае ошибка в формулировке : локальные стратегические цели подразделения?