Как масштабировать бизнес: 3 секрета

Ведение любого бизнеса требует выполнения определенных действий на каждом этапе развития, из которых не последнюю роль играет масштабирование – процесс, направленный на расширение границ деятельности компании и увеличение прибыли. Собственнику нужно действовать комплексно, увеличивая производство, количество точек (филиалов, офисов), расширяя команду и клиентскую базу, повышая узнаваемость компании.

В чем суть масштабирования бизнеса, и для чего это нужно

Многие предприниматели задаются вопросом, нужно ли масштабировать бизнес, если компания и без того демонстрирует высокие показатели прибыли? Ответ однозначный – да. Развитие бизнеса актуально для любой ниши и сферы деятельности. Объяснить данное утверждение довольно просто: удержать стабильность долгое время без каких-либо действий, направленных на прогресс, невозможно. Ведь любой рынок – это динамическая система, для которой свойственно непрерывное эволюционирование. Поэтому достичь высокого результата и зафиксировать его навсегда не получится.

Решив, что необходимости развиваться нет, собственник подписывает приговор для своего дела. В краткосрочной или долгосрочной перспективе – будет зависеть от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Жизнеспособность бизнеса обеспечивается непрерывным развитием, введением новых продуктов, систем продаж и других актуальных новшеств. Пренебрежение масштабированием – прямой путь к деградации и краху любого бизнеса.

Когда начинать масштабирование?

Первый и основной аспект для удачного старта – это готовность собственника как с профессиональной, так и с психологической точки зрения. Это ключевой момент, без подобной готовности невозможно масштабировать бизнес. Профессиональные навыки управленца можно прокачать с помощью множества инструментов и приемов, в частности:

  • Коучинга, эдвайзинга.
  • Путем посещения бизнес-тренингов и тематических семинаров.
  • Обучаясь по программе MBA.

Прокачав свои знания в области управления, легче понять, в каком направлении двигаться и как составить жизнеспособный план развития бизнеса. Однако кроме профессиональной готовности владельца к масштабированию должна проявляться готовность и психологическая. Предпринимателю необходимо осознать необходимость развития, быть готовым управлять бизнесом по-новому или нанять для этого сильного управленца.

Если выбор делается в пользу последнего, отношения с управляющим также нужно построить грамотно. Это должен быть не просто наемный работник с высокой зарплатой, а человек, с которым бизнесмен будет готов делиться прибылью. Ведь основные качества сильного управленца – это:

  1. Следование тем же принципам и целям, которых придерживается собственник.
  2. Готовность брать на себя ответственность.
  3. Умение работать на результат.

Человек, который возьмет на себя всю ответственность за масштабирование бизнеса и результат, должен чувствовать, что это его проект.

Как подготовить бизнес к масштабированию

Основной критерий готовности бизнеса к развитию – наличие четкой системы внутри компании. Структура этой системы может отличаться в зависимости от направленности бизнеса, однако обязательно должна включать такие элементы:

  • Распределение зон ответственности. Каждый сотрудник должен четко знать свои зоны ответственности и нести результат за свою деятельность.
  • Обязательную финансовую отчетность. Это нужно для того, чтобы планировать расходы, анализировать эффективность затрат, сопоставляя их с реальной прибылью, и отслеживать эти данные каждый период.
  • Базовые системные бизнес-процессы. Необходимы, чтобы видеть эффективность распределения зон ответственности, а также общую картину функционирования всей системы. Например, в отделе продаж можно следить за тем, как сотрудники перераспределяют задачи, и насколько эффективно ведется работа с клиентом.

Также важным аспектом выступает наличие CRM-системы, где будет формироваться вся клиентская база, и которая станет основным каналом постановки задач для всех участников процесса. Этот шаг избавит от необходимости иметь десятки разных чатов, делая систему управления более эффективной.

Финансовые аспекты масштабирования

В процессе масштабирования можно выделить несколько основных статей расходов:

  1. Поддержка и развитие собственника.
  2. Эдвайзинг.
  3. Коучинг.
  4. Интеграция в бизнес CRM-системы, обучение персонала по ее ведению.

Не стоит забывать также о роли маркетинга, который выступает основной составляющей узнаваемости компании. В классической модели 10% от выручки уходит на маркетинг. Однако эта цифра зависит от системы построения конкретного бизнеса. Например, если мы говорим о продаже продуктов питания в зоне регулируемых товаров, то здесь рентабельность чаще всего составляет всего 5%. Поэтому затраты на маркетинг и схемы продвижения у каждого свои: проценты от дохода, от оборота либо вовсе разовые рекламные акции.

В бизнесе важно выстроить пути клиента, где будет понятно, какие маркетинговые инструменты работают, а какие нет. Именно маркетинг формирует стартовую часть цикла жизни клиента и непосредственно отвечает за качественную лидогенерацию, что есть основой формирования всей клиентской базы.

Как понять, что масштабирование идет по плану?

Можно выделить два ключевых признака прогрессивного развития бизнеса:

  1. Совпадение фактических успехов с планом проекта. Незначительные отклонения от графика и ожидаемых показателей – это не страшно. Но если не удалось более половины запланированного, значит, нужно в краткие сроки пересматривать алгоритм действий.
  2. Положительные изменения качества жизни собственника. Здесь имеется в виду не только финансовая составляющая, но и способность выстроенной системы и процессов внутри нее функционировать самостоятельно, без жесткого контроля со стороны владельца.

Если у предпринимателя в процессе масштабирования освобождается время, которое он может посвятить разработке стратегий и планов, новому общению и полезным знакомствам, а построенная система работает без сбоев и внешнего вмешательства – значит все идет по плану.

Нужно ли тормозить масштабирование, и на каком этапе это делать?

Если развитие идет своим чередом, нелогично будет искусственно его притормаживать. Нормальными считаются темпы прироста в пределах 20-30% годовых. Если бизнес стабильно выходит на такие показатели, единственное, что остается делать собственнику – это продолжать выполнять нужные для поддержания данного уровня действия.

Следует помнить, что масштабирование – это регулярный, постоянный процесс. Однако здесь важно взять нормальный темп вначале и не ставить для себя сверхцелей. В противном случае, владелец быстро выдохнется, а команда просто не справится с поставленными задачами.

Также стоит понимать, что если перепробованы все способы, но масштабирование не приносит результатов, а бизнес уходит в регресс, пора остановиться, завершить все действия и перераспределить свои силы и ресурс команды на реализацию новых идей. Ведь одно из качеств сильного лидера – умение вовремя закрыть проект, если он ушел в убыток.

Секреты успешного масштабирования

  • Первый и главный секрет успеха не только масштабирования, но и ведения бизнеса в целом – изначально правильный выбор сферы деятельности. Любовь к своему делу – это ключевой момент, основополагающий аспект, который поможет двигаться вперед даже при возникновении трудностей.
  • Второй момент – это психологическая зрелость собственника. Любой бизнес необходимо строить с позиции взрослого, ответственного человека. Ведь когда принимается решение открыть свое дело, развивать его, возникает ответственность не только за свои финансовые вложения, время и силы, но и за усилия тех людей, которые вовлечены в этот процесс.
  • И последнее – это готовность психологическая и профессиональная, о которой мы говорили ранее. Если предприниматель не развивается сам, его бизнес также не сможет прогрессировать, а пойдет путем деградации.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Коммерческий директор, Воронеж

Если внешняя среда не меняется, то бизнес находится в состоянии покоя (ЗАКОН ДВИЖЕНИЯ). Небольшой универсальный магазинчик в маленьком поселке существует уже более 40 лет и вряд ли ему стоит задумываться о изменении в своем бизнесе, пока среда стабильна. Если внешняя среда меняется и может угрожать  бизнесу, то компании задумываются о своем развитии путем диверсификации или синергии.  В этом случаи им нужен капитал – это первое и стратегический план. Масштабирование, это понятие географическое. Есть различные способы его реализации. В связи с этим порекомендовал бы  материал, который дает конкретные и практические шаги на этом пути: https://journal.tinkoff.ru/list/bolshe-biznesa-bogu-biznesa/ .   

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

по мне так секретов у успешного масштабирования всего два: высокий спрос и отсутствие конкурентов.

 

Директор по развитию, Псков
Евгений Викторов пишет:

по мне так секретов у успешного масштабирования всего два: высокий спрос и отсутствие конкурентов.

 

Наличие конкурентов является первым условием масштабирования

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.