От чего зависит успех цифровой трансформации бизнеса

Побывал на очередной конференции по цифровизации в пищевой промышленности. В очередной раз убедился – в этом деле для многих маневры превыше всего.

Любая история – это в той или иной степени мифология. Один из популярных мифов в истории индустриальной революции касается ее отправной точки. Лет сто назад Генри Форд побывал в Чикаго на местной бойне. Увиденным он был воодушевлен, и с этого момента полностью ушел в сотворение конвейерной сборки автомобилей, с чем прекрасно справился.

Кстати, чикагскими бойнями вдохновился не только Форд, но и нарком пищевой промышленности Анастас Микоян. В свое время он привез из Америки множество невиданных в СССР продуктов и технологий. Именно по образцу чикагских боен был построен флагман советской «пищевки» – Микояновский мясокомбинат, с которого и началась история отечественной мясопереработки как индустрии.

Мясопереработка – это не жук чихнул

Немцы говорят, мясо – это просто мясо, а колбаса – культура. Мой бизнес – цифровая трансформация мясоперерабатывающих производств, и я не только могу подтвердить эти слова, но и смею утверждать – по тому, как происходит модернизация мясопереработки, можно судить об общей культуре цифровых преобразований в стране.

Производство мясной гастрономии вряд ли представляется непосвященным технологически прорывной отраслью. Кажется, что создание колбасы и пельменей не сильно будоражит техническую мысль. Между тем, мясопереработка – сложная индустрия. Каждый производитель работает с множеством поставщиков сырья. В их продуктовых линейках десятки наименований, и каждое – это далеко непростой технологический процесс, особая рецептура.

Мясопереработка – это жесткие требования к условиям работы: температурные режимы, влажность на производстве таковы, что их выдерживает не каждый робот. Даже оснащенная машинным зрением, сложной начинкой и продвинутыми мозгами машина способна осуществить далеко не каждую операцию. Например, до сих пор не удается создать робота, который заменил бы человека на обвалке (разделке туш) – даже самые продвинутые механизмы оставляют слишком много мяса на кости. Прибавьте к этому сложную логистику, множество волатильных факторов, влияющих на формирование себестоимости. И это в общих чертах.

Но мясопереработчики не отчаиваются, и не скупятся на инвестиции в автоматизацию. Взять хотя бы мирового монстра Tyson Foods, который планирует до 2026 года инвестировать в инновации по части робототехники, искусственного интеллекта и машинного зрения $1,3 млрд.

Особенности национальной мясопереработческой «цифровизации»

Осваивать новые технологии российских мясопереработчиков побуждает не только пример зарубежных коллег, но и мировая турбулентность. «Цифровизация» (ниже объясню, почему в кавычках) – возможно, главный тренд в отрасли. Об этой теме все чаще заговаривает менеджмент как мелких, так и крупных компаний. Для меня самое печальное, что большинство разговоров о «цифровизации» начинаются с фразы: у других MES, ERP и еще что-то там уже стоит, пора бы и нам это все внедрять.

Наверное, неплохо, что в отрасли понимают – откладывание изменений может привести к отставанию. Однако далеко не все понимают, что приступать к обновлениям можно лишь после того, как четко сформулированы бизнес-цели. Логика трансформации компании должна определяться именно этими целями. Иначе вложения в «цифровизацию» в лучшем случае окажутся выкинутыми на ветер, в худшем – обернутся множество неведомых прежде проблем.

Эти проблемы неминуемо возникнут и в том случае, если владельцы бизнеса и менеджмент не будут вовлечены в процесс преобразования. «Цифровизация» предполагает серьезный аудит бизнеса, внутренних и внешних процессов компании. Порой владельцам попросту лень погружаться в эту историю – они отдают все на откуп управленцам. А те не всегда готовы пойти на радикальные преобразования, поскольку аудит компании обнажает множество слабых мест, в том числе связанных с неэффективным управлением, плохо отстроенными бизнес-процессами и т.п. Обнажать эти проблемы менеджмент точно не заинтересован. В итоге «цифровизация» проводится для отчетности, формально, а это превращает внедренные системы в обузу, но никак не в инструмент повышения эффективности производства и бизнеса в целом.

Разберемся с цифровизацией, а заодно с оцифровкой и цифровой трансформацией – эти понятия используются по поводу и без, превратившись в модные слова. Попробуем понять смысл этих терминов.

Оцифровка в мясоперерабатывающей отрасли

Это преобразование информации из аналогового, обычно бумажного формата в цифровой, благодаря чему производитель получает возможность контролировать производство и в режиме реального времени получать отчеты о происходящем в цехах.

Наглядным результатом внедрения оцифровки может служить стабильность состава производимой мясной гастрономии. Об этом не принято говорить, но на производствах бывает, что в оболочку с «Докторской» колбасой может попасть фарш от «Молочной». Такое случается вовсе не по злому умыслу работников завода, хотя и его не стоит исключать. Представьте, что единственным идентификатором фарша, который перемещается по заводу в тележках, является бумажка с надписями: «Докторская», «Молочная», «говядина»... Ответственный сотрудник мог написать что-то не то, бумажка могла затеряться в недрах фарша. Так рождается проблема. Оцифровка предполагает наличие на тележке штрих-кода, который появляется на ней в самом начале технологического процесса и обновляется на каждом этапе производства. Этот штрих-код – ключ к информации о том, что за мясо едет в тележке, кто, когда, на каком этапе с ним работал и какие действия совершал. Перед началом очередной производственной операции штрих-код считывается. Если совершить какое-либо действие без разрешения системы, на очередном этапе она подаст сигнал тревоги.

Цифровизация в мясоперерабатывающей отрасли

Это процесс внедрения цифровых технологий, позволяющих не просто контролировать соблюдение всевозможных технологических регламентов, но получать аналитику по ключевым показателям и совершенствовать производственные процессы.

Так, цифровизация позволяет выводить показатель OEE (общая эффективность оборудования). OEE вычисляется в процентах по формуле: Доступность х Производительность х Качество.

  • Доступность рассчитывается делением полезного использования оборудования на время рабочей смены. Под полезным использованием понимается общее время смены за минусом времени непланового простоя, например, на ремонт.
  • Производительность измеряется загрузкой оборудования.
  • Показатели качества формируются по результатам работы службы качества, лаборатории...

Цифровизация позволяет не просто выводить показатель OEE, но приближать его к идеалу. В мире приближенной к идеалу цифрой считается 85%. В отечественной мясопереработке, согласно распространенному представлению, этот показатель находится в районе 55%.

Цифровая трансформация в мясоперерабатывающей отрасли

Предполагает более глубокие и широкомасштабные изменения, которые касаются перенастройки горизонтальных и вертикальных процессов в компании, как производственных, так и бизнесовых.

Так, успешная цифровая трансформация позволяет на основе попроцессного расчета себестоимости продукции (ABC-костинг) получать аналитику о том, как формируется себестоимость, в каких точках можно ее оптимизировать и как это сделать. Также эти данные позволяют определить, соответствует ли конкретный продукт рыночной конъюнктуре. Рассчитать – какие производственные, человеческие, сырьевые ресурсы задействовать, чтобы создать продукт под тот или иной ценовой сценарий, что позволяет планировать эффективные промо-акции. Аналитика дает возможность оценить инвестиции в производство и прочее.

Нужно четкое понимание – зачем бизнесу цифровая трансформация

Преобразование бизнеса начинается с оценки его потенциала, затем предполагает настройку инструментов для работы с этим потенциалом и совершенствование процессов внутри и вокруг бизнеса во имя его развития.

Цифровая трансформация – это высшая точка преобразований, к которой следует стремиться любой компании, заглядывающей в будущее. Но проведение ее возможно лишь при наличии стратегии. Цифровая трансформация – это основа стратегии. В принципе, она принесет плоды, даже если компания не хватает звезд с неба и выбирает обычную стратегию выживания.

Главное, помнить, что успех цифровой трансформации зависит от следующих аспектов:

  • Степени вовлеченности в нее владельцев, менеджмента и ключевых сотрудников различных подразделений.
  • Качества работы сотрудников-интеграторов, отвечающих за перенастройку системы, взаимодействия внутри компании как по горизонтали, так и по вертикали после перехода бизнеса на цифровые рельсы.
  • Присутствия в команде (обычно это привлеченная сторонняя компания), проводящей преобразования, не только айтишников, но и специалистов, знающих специфику реформируемого бизнеса.

Если вы проводите «цифровизацию» только потому, что «цифровизировалась» компания по соседству – вы можете своим кейсом пополнить мифологию индустриальной революции. Только этот кейс не станет образцовым. Словно раджа из сказки «Золотая антилопа», вы погрязнете под потоком золотых, учитывая расходы на их получение, отчетов, которые, так и не превратившись в бесценную аналитику, станут никчемными, как глиняные осколки.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Коммерческий директор, Воронеж

Первая серьезная трудность, это техническое обеспечение, как при автоматизации технологических процессов, так и управленческих. Вторая  - это наличие программного обеспечения. И только потом – это капитал и желание его потратить на автоматизацию, если первые два пункта не смущают. А потом, все остальное изложенное автором.

Аналитик, Москва

Немцы говорят, мясо – это просто мясо, а колбаса – культура. Мой бизнес – цифровая трансформация мясоперерабатывающих производств, и я не только могу подтвердить эти слова, но и смею утверждать – по тому, как происходит модернизация мясопереработки, можно судить об общей культуре цифровых преобразований в стране.

Александр, Вы смелый человек! Я пытался заниматься автоматизацией у "колбасников". Я писал об этом чуток: https://www.e-xecutive.ru/quorums/1499-raznye-tseli-raznye-podhody?page=6

Фирмал называлась "М..ль". Она уже обанкротилась. Сложились самые плохие впечатления. Возможно, что отпечаток получился от владельца этой фирмы - личное богатство и крайняя бедность работников. Что-то цифровать там было делом просто гиблым. Но дело не только в личности руководителя. 

Я с интересом прочитал Вашу статью. Вспомнилось многое. Например, взаимоотношения с бухгалтерией. Их работа, по крайней мере в той фирме - хождение по лезвию ножа. Не думаю, что где-то по-другому. Им просто выламывали руки, экономя на санитарных требованиях.  

Вы тоже пишете:"единственным идентификатором фарша, который перемещается по заводу в тележках, является бумажка с надписями: «Докторская», «Молочная», «говядина»". Но ведь так было везде. Например, слабоалкогольные коктейли ( уменя есть опыт) - там тоже идентифицировать состав не так просто. Так там ещё есть и повторное использование сырья.  А мы и рецептуры частично автоматизировали. Почему колбасная пром не хочет решать эти вопросы? Для меня это так и осталось загадкой.

Есть, видимо, там какие-то родовые проблемы. Для меня они непонятны.

Ещё раз благодарю за статью! У нас очень мало обращают внимания на пищевую промышленность. А ведь они и по масштабам огромна и по нужности для людей, и по количеству интереснейших задач. 

Генеральный директор, Москва
Фирмал называлась "М..ль". Она уже обанкротилась. Сложились самые плохие впечатления. Возможно, что отпечаток получился от владельца этой фирмы - личное богатство и крайняя бедность работников. Что-то цифровать там было делом просто гиблым. Но дело не только в личности руководителя. 

Анатолий, спасибо!


Мясопереработка - особая отрасль. И продукт особый, и люди. На самом деле, это невероятно увлекательная работа и каждый проект — это отдельное приключение.

Фирма, которую вы упомянули и по работе, с которой, насколько я понимаю во многом сформировалось ваше представление об отрасли, — это "легенда". Не в самом хорошем смысле. Я думаю, голубятни по периметру колбасного завода и владелец, расхаживающий по территории предприятия с ружьем, чтобы отстреливать соколов, нападающих на голубей, — это хороший пролог к оскароносному фильму. 

Начальник участка, Москва

Достойная статья, любопытно было почитать. Единственное что хотелось бы отметить что существуют процессы начало которых находиться в других юрлицах. Автоматизация внутри завода это хорошо, но и процесс закупок, доставки мяса и прочего тоже нуждается в ит решениях. Но интеграция подобного сложна.

Аналитик, Москва
Александр Андросов пишет:
голубятни по периметру колбасного завода

Я понял, что Вы в теме.
))))

Александр Андросов пишет:
На самом деле, это невероятно увлекательная работа и каждый проект — это отдельное приключение.

Я согласен с Вами! И даже убеждён в этом! Очень динамичная отрасль, очень важная. И совершенно уверен, что цифровизация там даст очень хороший результат.

 

Генеральный директор, Москва

 

Анатолий Курочкин пишет:
Я согласен с Вами! И даже убеждён в этом! Очень динамичная отрасль, очень важная. И совершенно уверен, что цифровизация там даст очень хороший результат.

Простите, не ответил сразу – командировки. Да. «Пищевка» важна и безумно интересна по части проектов – каждый из них отдельный экспириенс. Проблема в том, что многие вкладываются в автоматизацию, не имея стратегии развития. И со стороны подрядчиков все больше предложения от компаний, которые не знают специфики пищевого производства. Клиента рассматривается как дойная корова. В итоге сама тема автоматизации несколько, так сказать, дискредитируется

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.