5 важных вопросов, на которые надо ответить будущим партнерам

Прежде чем начинать строить любое партнерство, нужно ответить на пять важных вопросов, которые помогут найти общий язык и предотвратят возможные проблемы.

1. Кто главный в нашем бизнесе?

Этот вопрос является основополагающим для образования партнерства. Как показывает практика, в женском коллективе чаще отвечают, что никто, а в мужском, что главные все.

В идеальной картине мира партнерство может основываться на абсолютно равном разделении ролей и обязанностей, но в реальном бизнесе необходимо определять и фиксировать зоны ответственности по компетенциям совладельцев – это важно для функционирования всех рабочих процессов. При этом абсолютно нормально и правильно, если партнеры договариваются, что по определенному ряду вопросов каждый будет принимать решение в своей зоне ответственности, по некоторым темам понадобится коллегиальное принятие решение, а по особо важным – необходимо полное единство мнений.

Если говорить о семейном партнерстве, в центре которого находятся отец и его сыновья, то понятная и распространенная ситуация, когда главный – отец. Однако если в их совместном бизнесе есть сферы, в которых сыновья разбираются лучше, правильным будет отдать им право принимать финальное решение.

Супругам, которые совместно управляют бизнесом, не менее важно задавать этот вопрос. На одной из сессий произошел забавный случай: когда мы перешли к вопросу «кто главный», жена спросила мужа: «Что ты молчишь? Говори, кто главный», в этот момент все стало понятно. Однако недостаточно быть главным на словах, нужно действительно уметь принимать решение, правильно доносить точку зрения и действовать в рамках своей зоны ответственности.

2. Как распределим доли?

Как показало исследование Startup Barometer 2021, 62% IT-стартапов имели двух и более основателей, а ВКонтакте для бизнеса и ResearсhMe установили, что 2019 году 73% владельцев бизнеса делили его с партнерами. Хотя эти данные уже устарели на фоне всех событий после начала пандемии, тенденция ясна – партнерство является самой распространенной формой ведения бизнеса, краеугольным камнем которого становится вопрос, как же распределить доли между совладельцами.

В случае распределения долей самым важным является то, как выглядят правила принятия решений в бизнесе. Например, в компании соотношение долей между партнерами может составлять 98% и 2%, однако если в уставе закреплено, что важные вопросы решаются 100% голосов всех собственников, то этот один человек, имеющий долю всего лишь 2%, будет влиять на принятие финального решения.

Когда генеральный директор дает сотруднику опцион 2%, он также должен заранее продумать, как будут решаться важные вопросы. Если он хочет иметь решающий голос, то может, например, снизить процент принятия решений до 95% или прописать в корпоративном договоре, что все присоединившиеся должны голосовать так же, как генеральный директор – это будет являться условием вхождения в долю компании.

3. Как решаем важные бизнес-вопросы?

На одной из консультаций я услышал фразу от собственницы, что удобно иметь человека, который задает неудобные вопросы твоему партнеру за тебя. Самостоятельно спросить совладельца о том, что будет, если он захочет уйти из компании, – достаточно трудно, он может решить, что ему не доверяют.

Нет универсального для всех вопроса. Я часто совладельцам бизнеса предлагаю упражнение, в рамках которого партнеры записывают благодарности друг другу в течение одной минуты. Затем они вслух зачитывают написанное, и у каждого из них я спрашиваю, за что его поблагодарили. Как правило, это показательное упражнение демонстрирует качества партнеров, за которые они по-настоящему ценят друг друга, и помогает понять, какое значение они имеют для бизнеса.

Есть еще одно упражнение: мы остаемся наедине с каждым из партнеров и выясняем их истинные интересы и потребности, которые они реализуют в бизнесе. Исходя из беседы, я формирую индивидуальный список вопросов, которые важно обсудить каждому из них. Например, для партнеров-супругов вопросы, как правило, касаются найма родственников в компанию или того, что произойдет с бизнесом, если брак будет расторгнут, и об этом можно заранее договориться. В моей практике встречалась супружеская пара, которая развелась, но осталась в хороших партнерских отношениях, поскольку заранее обсудила этот вопрос.

4. Как договариваемся?

Сильное партнерство рождается на стыке разных точек зрения, которые могут кардинально различаться. Важно эти различия не переводить в конфликт, особенно переходящий на личности, а выражать свое мнение через «Я-высказывание», то есть, не предъявлять претензии к человеку, не обвинять его в ошибочных взглядах, а делиться своими чувствами и намерениями по поводу конфликтной ситуации.

Если в итоге возникают непримиримые позиции и кажется, что невозможно найти компромисс, то в беседе с партнером важно отстраниться от предмета споров и личных взглядов и начать задавать себе вопросы: «Почему у меня именно такая позиция? Чем она продиктована? Как еще можно решить проблему?».

А вообще, лучше всего договариваться, когда между совладельцами прекрасные отношения, они хорошо относятся друг к другу и готовы идти на компромиссы. Например, партнеры не могут решить вопрос, в каком режиме лучше работать – для одного подходящий график на старте бизнеса 24 на 7 и никакого отпуска в первый год, а второй с этим не согласен. Однако, пока оба находятся в хороших отношениях, они в любом случае найдут компромисс. В данной ситуации так и было, и совладелец согласился на такой интенсивный график, поставив свое условие – отпуск каждые три месяца спустя год работы.

5. Как прекращаем совместный бизнес?

Как показывает жизнь, любое партнерство со временем распадается. Чтобы избежать проблем на этом этапе, необходимо в перспективе трех лет после начала совместной деятельности решить, как партнеры будут расходиться.

Часто партнеры объединяются с мыслями, что смогут договориться по ходу дела, потому что все нормальные люди. Однако нормальные все по-разному, и строить совместный проект нужно тогда, когда эти «нормальности» познакомятся друг с другом, когда все границы, роли и зоны ответственности будут понятны каждому.

Как минимум, это поможет в спорных рабочих ситуациях, например, при найме родственников в компанию – сразу оговорив правила в этом вопросе, можно избежать неприятных ситуаций. Заранее предусмотрев сценарии расставания, и зафиксировав их в партнерском соглашении, намного легче разойтись цивилизованно, если партнеров что-то принципиально не устраивает друг в друге.

Как же найти идеального партнера?

Одна из главных причин, объясняющая, почему люди начинают строить бизнес вместе, – это страх, но его стоит лечить терапией, а не партнерством. Когда страх отступает, владельцы начинают думать, а зачем им вообще нужен партнер – это правильный вопрос, который надо задавать в начале совместной деятельности и не позже.

Потенциального партнера лучше всего сначала просто нанять в качестве консультанта, ментора, эксперта, но не совладельца. Если вы понимаете, что без его компетенций вам не обойтись, тогда можно начинать строить партнерство – после такой проверки оно будет намного крепче и эффективнее. Именно так и выглядит идеальный партнер – это человек с другими ресурсами, знаниями, навыками, но с похожими ценностями и принципами.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель группы, Москва

Человек научился летать выше птиц, плавать глубже рыб, но он так и не научился жить как человек. В философии права есть такая трихотомия - "обязанности, единство прав и обязанностей, права". И следовать по степени важности эти понятия должны именно в этой последовательности, как и соблюдаться. Любое партнерство должно начинаться с обязанностей - и быть партнером в первую очередь. Обязанности должны  быть понятны и соблюдаться сторонами. К сожалению., часто все партнерства распадаются именно от увиливания от обязанностей, то есть от ответственности - быть обязанным. Если изначально "триумвират" партнеров не знает или не соблюдает свои обязанности, то результат не заставит себя долго ждать.

Специалист, Пермь

Дмитрий, приветствуем вас на площадке.

Ваша экспертиза бесценна. 

Генеральный директор, Москва

Благодарю за интересную с практической точки зрения  статью. Сохранил.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.