Какая бизнес-стратегия в 2022 году была самой удачной

Знаменитая цитата «Стратегические промахи невозможно компенсировать тактическими успехами» точно описывает финансовые итоги 2022, и будущие 2023 года. Скорость роста компании зависит от уровня риска, чем выше риск, тем больше потенциал роста. Слепое следование от эйфории и роста бизнеса приводит к банкротству даже успешные компании. Оценка правильно выбранной стратегии всегда находит отражение в цифрах. В 2022 году все компании работали в высокой степени риска, что содействовало увеличению прибыли при грамотной финансовой стратегии. Ведь прибыль – это плата за риск. Посмотрим, сколько доходности заработали на финансовом и операционном риске компании, которые выбрали разные стратегии в новой нормальности.

Критерий успешности

Эффективность функционирования, рентабельность деятельности, конкурентоспособность бизнеса зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, которая является составляющей общей корпоративной стратегии компании.

Финансовая стратегия – это просчитанная стратегия сбалансированного роста, которая учитывает не только доход, но и риск. Получить наибольшую доходность с минимальным риском – это главный критерий успешности финансовой стратегии. Можно заработать как на собственных, так и на заемных деньгах.

Любое стратегическое решение находит отражение в управленческом балансе. К нему и обратимся за расчетом нужных финансовых коэффициентов.

  1. Рентабельность собственного капитала, % = (Прибыль от продаж (EBIT) - Налог (Tax) - Проценты (Interest)) / Собственный капитал (Equity). Сколько дохода получили на вложенное.
  2. За доходность на собственных деньгах отвечает показатель рентабельности активов – сколько зарабатываем на операционной и инвестиционной деятельности. ROA= Выручка/Активы * (EBIT-Налог)/Выручка.
  3. Сила финансового рычага – отвечает, сколько зарабатываем на заемных деньгах = (1-T)*(ROA-процентная ставка по долгу)*Долг/Собственный капитал.
  4. Устойчивый темп роста = Коэффициент реинвестирования * ROE. Этот показатель является главным критерием для оценки успешности выбранной стратегии.

Три варианта стратегии 2022 года, взятых для анализа бизнесов

1. Принятие новой реальности, наблюдение за сигналами рынка

В компаниях происходила мощнейшая концентрация ресурсов, быстро перестраивались в операционных и тактических действиях, но следовали выбранной стратегии. Топ-команды активно проводили стратегические сессии, разбирали – какие действия могут привести к заработку: развитие клиентов, каналов и продуктов, влияние через цену и ассортимент. Благодаря работе с клиентами и поставщиками увеличили длину финансового цикла. Моделировали, что конкретно нужно делать. Реинвестировали прибыль обратно в бизнес.

Средний показатель SGR составил 27% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 28%.

2. «Синдром медведя»

Надеялись переждать, пока станет лучше, поэтому ничего не делали: бросили проекты, многие компании отказались от стратегии, работали в условиях планирования до обеда и в режиме хаоса.

Средний показатель SGR составил 21% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 18%.

3. Релокация бизнеса

Управленческая команда понимала, что происходят явления, которые нельзя предсказать по сегодняшним факторам, идет перестройка системы управления в условиях релокации. Чтобы получить результат в другой стране, нужно больше усилий, а отклик будет виден не сразу. Любой хаос очень дорого выходит для компании, на результат тратились гиперусилия.

Средний показатель SGR составил 13% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 17%.

Результаты

В итоге стратегия ведения бизнеса в прошлом году была самой удачной у первой группы компаний, кто эффективно использовал имеющиеся ресурсы за минимальное время с минимальным риском и смог заработать на степени неопределенности.

Зоны для влияния были:

  • Клиенты: объем, цена, дебиторская задолженность.
  • Поставщики: объем, цена, кредиторская задолженность.
  • Эффективность: сокращение переменных (отвечают за качество продукта) и постоянных издержек. Переменные отвечают за качество продукта, постоянные за качество процессов.
  • Инвестиции во внеоборотные и оборотные активы.
  • Акционеры. Сколько собственного капитала готовы дать, уровень дивидендов.
  • Банки, кредиты: сколько заемного капитала и под какую процентную ставку брать.
  • Государство, налоги.

К чему готовиться бизнесу в 2023 году

  1. Развивать команду. Поставили новую цель, но команда работает по-старому.
  2. Вовлекать команды в работу над финансовым результатом. Одна пчела много меда не натаскает.
  3. Пересобирать и регламентировать бизнес-процессы.
  4. Слушать слабые сигналы рынка.
  5. Моделировать, что конкретно нужно делать. Проверять в зоне ли финансовой стратегии.
  6. Стоимость рабочей силы будет расти (инфляция, налоги), повышать отдачу от сотрудников.
  7. Разработать финансовую стратегию. Это позволит избежать трат и гарантирует максимальное использование внутреннего финансового потенциала.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Самара

Хорошая статья, грамотная стратегия, отличная реализация! Автору - респект.

Небольшая ремарка: активы и собственный капитал нужно считать и оценивать по рынку, а не по балансу. Тогда индикаторы дадут гораздо более точную и реальную картину.

Финансовый директор, Москва

100% 

Для расчета используем управленческую отчетность, в т.ч. управленческий баланс с рыночной оценкой активов. 

благодарю за верное уточнение! 

 

Консультант, Самара
Екатерина Матвеева пишет:
Для расчета используем управленческую отчетность, в т.ч. управленческий баланс с рыночной оценкой активов. 

Не сомневался в этом! Екатерина, браво, очень профессиональный подход!

Управляющий партнер, Москва

В разделе статьи - зоны для влияния - указаны финансовые показатели.
Влиять на них можно только опосредованно.

Клиенты (указаны зоны для влияния) - объем, цена, дебиторская задолженность

Это все запаздывающие показатели.
Следствие маркетинговых шагов компании.
Например,:
- уточнение потребностей/задач, которые появились у клиентов
- поиск новых сегментов рынка
- удержание существующих клинетов

и тд
Собственно это и есть часть стратегии - маркетинговый блок.
Если "попали" в рынок, то соответственно улучшатся финансовые результаты

Консультант, Самара
Александр Тимошин пишет:
Влиять на них можно только опосредованно.

Вот тут категорически не соглашусь. Это один из методов разработки стратегии: каких цифр финрезов хотим достичь, далее - что, кому, как и где мы должны продавать для этого, далее - какие процессы нам нужны для этого, и в итоге - какой персонал, чему его учить, какие компетенции, и т.д. Всё управляемо абсолютно, неоднократно реализовывал такую модель в руководимых мной компаниях.

Консультант, Самара
Александр Тимошин пишет:
Это все запаздывающие показатели.Следствие маркетинговых шагов компании.

Эмм... Маркетинг тоже легко планируется, это не постфактумный показатель. Если хорошо знаешь свой рынок, и держишь руку на потребительском «пульсе» - это делается достаточно просто и с высокой точностью.

Управляющий партнер, Москва
Александр Егоршин пишет:
Вот тут категорически не соглашусь. Это один из методов разработки стратегии: каких цифр финрезов хотим достичь, далее - что, кому, как и где мы должны продавать для этого, далее -

Это все зависит от того, что Вы вкладываете в слово - стратегия.
точнее какое даете определение

В любом случае финрезультаты, которые хотите достигнуть - это не стратегия.
Это цифровые значения на основании которых Вы можете судить удалась ли реализация задуманной стратегии

Консультант, Самара
Александр Тимошин пишет:
В любом случае финрезультаты, которые хотите достигнуть - это не стратегия.Это цифровые значения на основании которых Вы можете судить удалась ли реализация задуманной стратегии

Финансовые показатели могут быть (и в предложенной модели - есть) целевыми показателями стратегии. Когда они будут достигнуты - станут результатами. Так что, нет противоречия. 

Александр Тимошин пишет:
Это все зависит от того, что Вы вкладываете в слово - стратегия.точнее какое даете определение

Да не зависит. Я практик, и не играю определениями, а реализую планы в результаты. Есть стратегическая карта - она декомпозируется в целевые показатели направлений и подразделений, которые, в свою очередь, декомпозируются в операционные планы и задачи. И дальше только контроль их выполнения, и своевременная коррекция отрицательных отклонений. Системный менеджмент - это просто, на самом деле.

Управляющий партнер, Москва
Александр Егоршин пишет:
Это один из методов разработки стратегии: каких цифр финрезов хотим достичь, далее - что, кому, как и где мы должны продавать для этого, далее - какие процессы нам нужны для этого, и в итоге - какой персонал, чему его учить, какие компетенции, и т.д

Решил вернуться к Вашему предыдущему высказыванию.
Для меня стратегия - это все то, что написано после слов "каких финрезов хотим достичь"
Потому что зафиксированные желаемые результаты могут быть достигнуты разными путями, то есть разными стратегиями.
Сами желаемые финансовые результаты к стратегии имеют мало отношения.

Управляющий партнер, Москва
Александр Егоршин пишет:
Да не зависит. Я практик, и не играю определениями, а реализую планы в результаты

Мы думаем словами, Так люди устролены. Поэтому выбор слов и их определений будет определять Ваши действия.
Простой пример.
Я периодически встречал людей, которые утверждали, что  в настоящее время бессмысленно заниматься стратегией.
На вопрос почему бессмысленно они отвечали что невозможно составить стратегический план, потому что все быстро меняется.
Смысл, который они вкладывали в слово "стратегия" определял их решения.

Александр Егоршин пишет:
Есть стратегическая карта - она декомпозируется в целевые показатели направлений и подразделений, которые, в свою очередь, декомпозируются в операционные планы и задачи. И дальше только контроль их выполнения, и своевременная коррекция отрицательных отклонений

А что легло в основу стратегической карты?
Разве не понимание того, кто является целевыми клиентами и их потребности?
А также суть ценностного представления, которое отличает компанию от конкурентов?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.