Эзотерика, фэншуй и астрология в бизнесе: как все это работает?

Поскольку в РФ есть специальные нормативные акты, включая статью УК про оскорбление чувств верующих, логично начать с дисклеймера. В тексте ниже нет ничего, чтобы кого-то задеть, обидеть или тем более оскорбить. Каждый волен верить во что угодно – у нас же демократическое государство.

Более того, представления ученых о природе вещей меняются с завидным постоянством. И, скорее всего, дальше тоже будут мутировать. Например, постулат о безусловно максимальной скорости света «плохо сочетается» с запутанными квантами, которые реагируют быстрее (чтобы не сказать «моментально»). Таких исключений из актуальных теорий довольно много. 

Возможно, в будущем окажется, что какие-нибудь карты Таро действуют подобно таблице Менделеева. А что, просто способ визуализации более сложных концепций!

Поэтому давайте абстрагируемся от выяснения того, чья магия круче, у Гарри Поттера или Нострадамуса. Вон, в мире стартапов вполне себе узаконили статус единорога. Ребята на пике инновационных технологий, между прочим. 

Вопрос в другом. Проводя черту между типа настоящими и якобы шарлатанскими теориями, часто ошибаются на пару-тройку парсеков. Вот смотрите.

Айдентика vs Талисманы

Многие традиции по привлечению удачи идут из Азии, Китая и Японии. Там принято использовать талисманы. Жабы с денежкой во рту, статуэтки веселых бодипозитивов, кошки с машущей лапкой и т.д. Кстати, все они неплохо прижились на Западе.

Но нам понятнее другая символика. Например, подкова на счастье. Согласно цитате, приписываемой Нильсу Бору

«Конечно же, я не верю в приметы и считаю их абсолютной чепухой! Но… люди говорят, что подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит».

Логично. Как и то, что бизнес часто вкладывается в логотип, фирменный стиль, шрифты, брендбук. Визуализирует коммерческую удачу.

Найдите 10 отличий между этими подходами, как говорится. Действительно, что есть айдентика как не талисман? Определенные образы и свод правил по их применению. В расчете на то, что дела пойдут успешно и все будет хорошо. 

Это даже уже не имеет связи с символикой бренда, который сначала состоялся, а потом защищает завоеванные позиции личной подписью. У компании юрлицо может быть еще в стадии оформления, а логотип уже готов.

Аналитика vs Астрология

Еще один пример, внешне менее очевидный. Бизнес любит собирать цифры и жонглировать ими. CRM, ERP, BigData. Больше, больше цифр! Все ради построения точных, безукоризненно обоснованных прогнозов.

Следите за руками, как это работает. Берем данные о прошлом и на их основании делаем выводы о будущем. Почему корректно проводить такие параллели? Ну как же, скорпионы обычно… В смысле, сезонные пики продаж говорят о… 

Но ведь нет. Не говорят они ни о чем! Рассуждают аналитики. Цифры равнодушно молчат. Они могут сложиться так или иначе по множеству разных факторов. Рынок сложно загнать в 12 знаков Зодиака, разложить по 6 шляпам мышления или 4 квадрантам SWOT. Всегда могут заглянуть на огонек летучая мышь или черный лебедь, которые поменяют картину чуть больше, чем полностью. 

Поэтому астрологи выражаются осторожно, обобщающе. Они стараются не говорить ничего такого, к чему потом можно прицепиться. Овнам в следующем квартале следует опасаться конкурентной активности, но поможет альянс с Рыбами, если заключить его до полуночи. Прежде, чем все превратится в тыкву, как частенько случается. 

Технический анализ vs Нумерология

А как вам цифровые изыски? В Поднебесной «4» и «смерть» сложно различимы на слух. Чтобы не рисковать понапрасну, иногда просто исключают опасное число из обихода. Бывают здания без четвертого этажа. Кнопки в лифте, таблички на дверях — ничего не намекает. 

Есть и приятные созвучия. Китайская служба доставки McDonald's использует сочетание «517» в домене и номере телефона, потому что это звучит похоже на «я хочу есть». 

Впрочем, к чему нам китайская грамота? Смешно относиться к цифрам в таком виде. Они про точность, а не про сомнительные ассоциации. 

Берем график курса акций, проводим по нему базовые линии. Опа, что тут у нас: веер Ганна! Ну дальше и ребенку понятно. Ставим Take Profit сюда, Stop Loss сюда. Надо же, пробитие луча! Ничего страшного, корректируем. И так пока не кончится бюджет, или пока не придут взрослые и не поменяют пароль от Интернет-банка.

Серьезно, почему технический анализ – это математика, а тональные созвучия цифр — профанация? Медитация на графики особой точностью не отличается. Были неприятные эксперименты с осьминогом, обезьянкой – кем угодно. Все они показали доходность выше брокерского рынка.

Аналитики, а крах FTX все предсказали? Там было изрядно фиата замешано, если что. Не получится все списать на мутную крипту. Может, надо было громко читать отчеты вслух? Глядишь, кто бы и расслышал.

Франшизы vs Фэн-шуй

Что есть франшиза? Это педантичное, подробное описание всех без исключения важных аспектов. Маркетинг, реклама, дизайн, коммуникации, упаковка – все-все-все до мелочей. В этом суть технологии.

Головная прекрасная компания наступила на все грабли, набила инсайты, собрала талмуды обучающих материалов. Теперь последователям остается брать готовые ответы на все случаи жизни и просто стричь купоны. Продажи и прибыльность неизбежны, если строго следовать предписаниям.

Например, известно, что собачки Фу — парный инструмент для защиты от злых сил. Их ставят у входных ворот или дверей. Внутри здания тоже можно. В зоне богатства они борются с убытками, мордами к входной двери предотвращаются ограбления.

Отступ от края вывески до слогана должен быть ровно 15% диаметра буквы «О» в логотипе. Цвет точно вот такой по Pantone, не перепутайте. Иначе удачи не будет!

Консалтинг vs Секты

И не поспоришь ведь с ними. Спецы владеют специальной терминологией, пронзительным понимающим взглядом и харизмой старой цыганки.

Самое трудное в том, что везде есть инклюзии определенно здравых мыслей и суждений. Никто не придет с посохом Гэндальфа, не будет выдергивать волоски из бороды, словно Хоттабыч. Нет же. Начинают с анализа актуальных процессов, ведут впечатляющий учет, сводят информационные потоки – вот слайды из лучших практик, кейсы, отзывы. Не придерешься.

А потом записывают в секту заклинателей Agile или другую не менее уважаемую общественную организацию.

Тут есть тонкий момент. Ни один настоящий консультант или гуру не ставит свои деньги под собственные рекомендации. Они вкладываются в доверие, причем делают это искусно. Но средства всегда с паствы.

Если не получилось — сами виноваты! Недостаточно верили, значит. Плохо соблюдали ритуалы. Нарушили сакральную технологию. Эх, недотепы. Ладно, так и быть, возьмем вас на дополнительное обучение. Теперь по двойной цене, само собой.

Карго-культ сквозь века

Главная беда не в том, что злые мошенники из года в год, десятилетиями и веками водят за нос ничего не подозревающий истеблишмент предпринимательства. Они рады обманываться! Спрос рождает предложение, а не наоборот.

Загляните в книжные магазины или на курсы «по бизнесу». Рубрикатор похож на путеводитель по грехам. Там стероиды для управленцев, техники манипулирования, запрещенные приемчики, инсайдерство, монополии, всевозможные оптимизации на грани закона и за ней тоже. Полный суповой набор. И это берут!

Общее у всех проблемных подходов и концепций – в попытке скопировать чей-то реальный или придуманный успех. Причем не отработкой тех реальных предпосылок, которые действительно привели (или могли привести) к процветанию.

Ничего подобного. В моде карго-культ. Заимствование внешних, обобщенных атрибутов удачи. То есть талисманов и суеверий.

Но поиск своей формулы любви с рынком нельзя делегировать. Потому что даже точная карта выкопанного клада может сгодиться разве что для экскурсии по местам чужой славы. А любые, даже самые обоснованные прогнозы, недалеко ушли от гадания на кофейной гуще.

Предиктивная аналитика творит чудеса, к математике нет претензий. Одно восхищение. Однако невозможно поставить на поток генерацию правильных ответов. Хотя бы потому что весь рынок — биржа бирж. Чем больше игроков делает одинаковые ходы, тем ближе момент неприятного удивления.

Плюс человеческий фактор. Минус ошибки автоматизации. И целый ворох переменных из ящика Пандоры.

Можно оценивать, конечно, надо строить планы и прогнозы. Вот только, наверное, нет смысла полагаться на какие бы то ни было методики, как на откровения.

Выход из операционки и выход в астрал находятся подозрительно близко. Их легко перепутать.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

На фото церемония освящения космического корабля, который был запущен в ночь на 28 марта 2015 года с космодрома «Байконур» и доставил на МКС Михаила Корниенко, Геннадия Падалку и Скотта Келли.


Не знаю как в бизнесе, а культовые обряды и церемонии в космонавтике, мне кажется, это просто прекрасно!

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Астрология, карты Таро и другие подобные инструменты представляются мягко говоря не самыми надежными методами. Лица, которые их используют, не всегда вызывают доверие.

Но при при всем этом, я сомневаюсь, что это все создавалось в глубине веков исключительно с целью обмана и манипуляций. Мне кажется, что все это создавалось с какими-то более реальными целями, ну а потом на базе этого, как это часто бывает, возник лохотрон.

Лохотрон можно создать из чего угодно, хоть из ядерной физики, хоть из теории относительности.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
исключительно с целью обмана и манипуляций. Мне кажется, что все это создавалось с какими-то более реальными целями,

Цели вполне реальные и они не меняются и меняться не будут. Цель -- завладеть человеком, чтобы погубить. И, те, кто прибегает ко всяким там... Сталкивается прежде всего с источниками и носителями этих энергий. Со всеми вытекающими. Это надо всегда помнить. А, дальше, каждый сам выбирает куда и зачем он идёт. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Валерий Андреев пишет:
Цели вполне реальные и они не меняются и меняться не будут. Цель -- завладеть человеком, чтобы погубить. И, те, кто прибегает ко всяким там...

Вы знаете, я бы с Вами согласился, но как-то раз мне случайно на одну ночь попала в руки книги по астрологии. Это было в 90-х, я ночным охранником подрабатывал.

В этой книги давались прогностические характеристики людям в соответствии с датой рождения, буквально 366 кратких прогнозов. Я разумеется нашел свою дату, и оказалось очень близко к реальности. Причем день плюс один и день минус один были гораздо дальше от реальности, также как и многие другие дни в пределах знака зодиака.

Не знаю, что это было, но явно никто эту книгу специально для меня не издал и мне не подложил.

Researcher, Москва
Михаил Лурье пишет:
Не знаю, что это было, но явно никто эту книгу специально для меня не издал и мне не подложил.

Чуть больше 2000 лет назад три (предиктивных) аналитика, именуемых в исторических источниках тремя мудрецами, используя особую, ныне утраченную, звездную методику, сделали прогноз с определением точного времени и места рождения Мессии.
И пришли с дарами поклониться новорожденному Иисусу Христу.
Их имена -- Мельхиор, Гаспар, Бальтазар.

В онлайн-версии Британской энциклопедии говорится:
«Согласно западной церковной традиции, Бальтазар часто изображается как царь Аравии, а иногда и Эфиопии, Мельхиор — как царь Персии, а Гаспар — как царь Индии».
Эти имена, по-видимому, происходят из греческого манускрипта, вероятно, составленного в Александрии около 500 года и переведенного на латынь под названием Excerpta Latina Barbari.

В западной христианской традиции все они считаются святыми.


Joseph Christian Leyendecker, Three Wise Men (Три Мудреца).
Обложка журнала Success, Декабрь 1900.
Прекрасный образец ар-нуво.

Принт в рамке висит у меня в кабинете.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
Чуть больше 2000 лет назад три (предиктивных) аналитика, именуемых в исторических источниках тремя мудрецами, используя особую, ныне утраченную, звездную методику, сделали прогноз с определением точного времени и места рождения Мессии.И пришли с дарами поклониться новорожденному Иисусу Христу.Их имена -- Мельхиор, Гаспар, Бальтазар.

Совершенно верно.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
как-то раз мне случайно на одну ночь попала в руки книги по астрологии.

Соглашусь. Как-то в 90х попался мне под самый новый год один прошлогодний журнал о жизни, там был прогноз на будущий год. Т. Е. На этот, текущий. Так там был описан мой знак зодиака с точностью по неделям и совпадающим событиям, на весь год. Удивительно, но факт. Однако, нужно понять и принять всегда присутствующую особенность о которой никто не задумывается. Для того чтобы вовлечь изначально всегда завлекают. Грамотно завлекают. В том числе и создавая образы, вплоть до конкретных дат. А, вот, что будет дальше, это уже вопрос. Ответ там, в каких силах эта инф-я. Соответственно, польза или вред человеку. 

Researcher, Москва
Валерий Андреев пишет:
Так там был описан мой знак зодиака с точностью по неделям и совпадающим событиям, на весь год. Удивительно, но факт.

Может просто совпадение?

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Валерий Андреев пишет:
Однако, нужно понять и принять всегда присутствующую особенность о которой никто не задумывается. Для того чтобы вовлечь изначально всегда завлекают. Грамотно завлекают. В том числе и создавая образы, вплоть до конкретных дат. А, вот, что будет дальше, это уже вопрос. Ответ там, в каких силах эта инф-я. Соответственно, польза или вред человеку. 

Это безусловно так, но эти печатные издания они же не персональные и куда они вовлекают, это же не адресная реклама.

Если бы я поверил в астрологию, то я пришел бы не к автору той книги, а скорее всего к его конкуренту.

Конечно это может быть просто подготовка поля под посев.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
Валерий Андреев пишет:
Так там был описан мой знак зодиака с точностью по неделям и совпадающим событиям, на весь год. Удивительно, но факт.

Может просто совпадение?

Отнюдь. Продуманная мноходовка, стратегия. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.