Какая стратегия поможет компании стать лидером после рецессии

За последние пару лет мы уже начали привыкать к сменяющим друг друга кризисам самой разной природы: от эпидемии до тотальных санкций в сочетании с неясными перспективами на будущее. Кто-то за это время был вынужден закрыть бизнес, а другие, наоборот, сумели вырасти и занять большую долю рынка. Конечно, их выживаемость зависела от сферы деятельности, но не менее важным фактором стали удачные управленческие решения.

Пытаться просто переждать — бесполезно

Мы еще очень мало знаем о том, к чему приведет происходящее: слишком много вводных данных. Стресс, кажется, стал основным эмоциональным состоянием этого года. При этом должно пройти еще какое-то время, чтобы оценить возможную продолжительность кризиса, его объемы и влияние на экономику.

Это не значит, что нужно замереть в ожидании, пока все само изменится в лучшую сторону, и налаживать внутренние процессы или производство. Если за это время компания потеряет всех клиентов, то идеально выстроенные процессы уже не помогут. Поэтому действовать стоит, но осторожно. 

Не паникуйте

Паниковать и совершать резкие действия на эмоциях тоже нет смысла. Например, у многих первой реакцией на грядущие санкции было уволить часть людей, а остальным сотрудникам увеличить KPI и усилить контроль над их работой. Такие панические решения могут быть не только опасны для бизнеса, но и способны расшатать эмоциональное состояние команды — а вам вместе с этими людьми еще предстоит работать в сложных обстоятельствах.

Будьте гибкими, импровизируйте

Стратегии ведения бизнеса в кризисные времена в целом уже давно описаны: это гибкость и способность к импровизации, реагирование на изменения потребительского поведения, сохранение видения общей картины и многое другое. При этом каждый кризис дает нам новые вызовы (тут как раз пригодится умение импровизировать). Так, во время первого года пандемии, успешными стали компании, которые сумели быстро сменить формат работы на удаленный.

Проще всего это было делать тем, кто технически был чуть-чуть впереди: вкладывал в инновации и цифровизацию процессов, практиковал удаленку или гибридный формат работы. Остальным пришлось делать то же самое в ускоренном режиме: по некоторым оценкам, «ковидный» кризис ускорил цифровизацию компаний в десять раз. 

Используйте паузу, чтобы обновить стратегию

Наш бизнес во многом связан с физической работой на объекте клиента, поэтому часть реализации проектов на некоторое время встала на паузу, но мы продолжали разработку новых в удаленном формате. При этом было понятно, что в обозримом будущем нужно будет полноценно возвращаться на рынок. Мы воспользовались этим моментом, чтобы практически «перепридумать» компанию: сформулировать осознанный подход к работе, разработать новые инструменты для его реализации и сконцентрировать свое внимание на том, как озеленение влияет на эмоциональное состояние людей. В ковид забота о сотрудниках стала важной частью обновленных стратегий компаний — и мы оказались готовы реализовать этот запрос.

Инвестируйте в долю рынка

Когда происходят пиковые события, отсекаются более слабые игроки, а сильные продолжают занимать свои позиции. Например, вы знаете, что ВВП к концу года сократится на 3,4%, а по итогам 2023 года может снизиться еще на 2%, причем начало года будет кульминацией падения — с пугающей цифрой в 8%. В этих условиях можно предположить, насколько при этом сократится индустрия: даже если это будет 30%, остается еще 70%. Предпринимая определенные действия можно увеличить свою долю на этом уменьшающемся рынке. Конечно, если у компании есть ресурсы: стабильный денежный поток в рамках долгосрочных отношений с клиентами или накопленные финансовые резервы.

В этих условиях можно попробовать инвестировать в долю рынка: развивать коммуникацию, вести активный поиск партнеров, не бросать участия в профессиональных мероприятиях. Некоторые ивенты из нашей сферы отменились, но мы находим новые и оцениваем их не только с точки зрения прямого поиска клиентов, но и возможности из первых рук собрать информацию о состоянии рынка. При этом мы понимаем, что на данном этапе дополнительный объем заказов не принесет дополнительной прибыли, но зато увеличит долю, даст стабильный денежный поток и базу для развития.

Пропишите самый пессимистичный сценарий — и он не случится

Еще одна практика, которую я применяю не только в бизнесе, но и в жизни — рассчитать худший сценарий развития событий. Для этого нужно представить наименее благоприятный вариант будущего, и придумать инструменты для выхода из ситуации. При этом не нужно тут же совершать эти действия: лучше сосредоточиться на аналитике. При каком падении спроса мы будем вынуждены сокращаться или снижать зарплаты? В какой точке компанию следует закрыть? Почему? Есть ли способы исправить ситуацию?

Несмотря на изменчивость ситуации стоит попробовать построить гипотезу о сроках и объеме рецессии — это даст понимание о целесообразности инвестиций в развитие. Пока сроки не ясны, можно собирать аналитику: фиксировать количество обращений и загрузку проектных групп, общаться с партнерами и клиентами, связанными с разными этапами вашего производства — в том числе на профессиональных мероприятиях. Так, дождавшись снижения паники, вы быстро сформируете более внятный прогноз и сравните его с предполагаемым худшим сценарием. 

Если есть ресурсы — вкладывайте их в развитие

Кроме инвестирования в долю рынка можно (опять же, при наличии ресурсов) вкладываться в развитие: внедрять новые инструменты и продукты, искать альтернативных поставщиков. Это нужно делать и в обычное время, но сейчас у вас может быть преимущество перед конкурентами, поставившими активность на паузу. Вы делаете шаг вперед в то время, пока они бездействуют — и расстояние между вами увеличивается в два раза в вашу пользу.

Бизнесы, которые вкладывали средства в развитие в течение последних месяцев, пока другие ждали, стали получать значительные результаты уже в сентябре. Даже если эти успехи обнулятся под влиянием новых событий, это не повод останавливаться.

В конце концов, любой бизнес — это борьба с обстоятельствами, которая и помогает ему развиваться. Во времена кризисов не только закрывались крупнейшие компании, но и выходили на новый уровень те, кто смог быть гибким, креативным и думал о будущем.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Коммерческий директор, Воронеж

Лучшая стратегия на сегодня, это работать в сфере вооружений и обороны, в области гос. заказа, а так же в области народных продуктов питания. Гребите в этом направлении. Все остальное – на воде вилами написано, можно побарахтаться, а вот выбиться в лидеры,  никакие примочки  не помогут, за редким исключением.  Правда, можно стать лидером деревни Хренище и зажигать там, бахая  проектами вселенского масштаба.

Партнер, Красноярск

Кхм, "после рецессии" ? ;-) ну-ну. Какой рак, это просто прыщик )))

А так вроде всё верно, как учили...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Никто ничего в этой ситуации не знает и знать не может. Грубо говоря что будет с мячом во время футбольного матча через 30 секунд после того, как его введут в игру. Бывает конечно что обе команды в полном составе куплены - но сегодня не тот случай. так что вся надежда на чУйку.

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

мне кажется единственная стратегия сейчас - выжить.
для этого максимально ужимаются в расходах, исключают инвестиции в новые направления, сокращают тех сотрудников, без которых можно обойтись.

 

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Пока читал статью, все время пытался зацепиться за какую-то свежую нестандартную мысль. Не удалось. Будьте гибкими, креативными, не паникуйте, инвестируйте и пр. Набор банальностей. Уж извините, если что.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.