Новые правила маркировки воды: что надо знать бизнесу, и как подготовиться?

С 1 ноября 2022 года дополняются правила бутилированной воды, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации. Новшеств сразу несколько. В этой статье мы подробно разберем – что меняется и как к этим нововведениям подготовиться.

Зачем маркируется упакованная вода

Еще несколько лет назад питьевая вода была самым подделываемым продуктом в России. 25-30%, а в некоторых регионах – до 80% бутилированной воды были контрафактом.

Производители, не мудрствуя лукаво, разливали из обычной водопроводной городской сети воду по бутылкам и продавали, накручивая ценник. Об очистке до высокого качества и полного соответствия санитарным нормам беспокоились далеко не все.

Согласно исследованию Роскачества, только девять образцов питьевой воды из 58 проверенных полностью соответствовали показателям качества и безопасности.

Основной задачей введения маркировки бутилированной воды стало очищение рынка от фальсификата. 

Что меняется с 1 ноября 2022 года в маркировке упакованной воды

Для всех участников оборота маркированной бутилированной воды – производителей, импортеров, опта и розницы – вводится несколько новых правил.

  • Производители, импортеры, опт и розница обязаны использовать электронный документооборот для передачи сведений об обороте воды в систему маркировки «Честный ЗНАК».

С 1 ноября 2022 года при смене собственника бутилированной воды каждый обмен универсальными передаточными документами (УПД) между контрагентами происходит только через систему электронного документооборота и с обязательной передачей сведений в «Честный ЗНАК». В УПД не указываются конкретные коды маркировки каждой бутылки с водой, то есть это не поэкземплярный, а объемно-артикульный/объемно-сортовой учет. При отправке и приемке товара УПД должен заверяться электронной подписью (ЭП).

  • Все участники оборота маркированной воды обязаны передавать сведения в систему цифровой маркировки «Честный ЗНАК» о выводе из оборота по прочим причинам, не являющимся продажей в розницу.

Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли с этой даты должны подавать сведения в национальную систему маркировки «Честный ЗНАК» о выводе из оборота продукции не по причине продажи в розницу. Например, при использовании для собственных нужд, безвозмездной передаче, истечении срока годности, утрате, утилизации и пр.

Это значит, что к 1 ноября 2022 года всем участникам оборота маркированной бутилированной воды необходимо выбрать для себя сервис электронного документооборота, тариф и начать обмениваться информацией с контрагентами и «Честным ЗНАКОМ». 

Важная ремарка – с марта 2023 года рознице понадобятся не только электронный документооборот, но и онлайн-касса, сканер 2D-штрихкодов и подключение к оператору фискальных данных, чтобы передавать сведения о розничной продаже маркированной воды.

Отметим, что перечисленные новшества обязательны – таковы нормы Постановления Правительства РФ от 31 мая 2021 г № 841 в редакции от 26 марта 2022 г. «Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации…».

Мы уже упомянули объемно-сортовой или объемно-артикульный учет. Предлагаем подробно разобраться, что это такое.

Объемно-артикульный учет в контексте маркировки

Суть объемно-сортового учета любой маркированной продукции в том, что в универсальном передаточном документе (УПД) указывается наименование товара, его количество и GTIN – идентификатор товара. GTIN содержит сведения о товаре, может быть одинаковым для всей партии или нескольких партий, если все изделия имеют одни и те же характеристики. Для двух или более товаров с разными характеристиками не может быть одинаковых GTIN (то есть у воды газированной в стеклянной таре объемом 0,5 литра и воды негазированной в пластике объемом 1 литр будут разные идентификаторы). 

При объемно-артикульном учете не указываются коды цифровой маркировки Data Matrix каждой единицы товара. То есть условно – это не:

  • «Бутылка минеральной газированной воды, 0,5 литра №1, код такой-то»,
  • «Бутылка минеральной газированной воды 0,5  литра №2, код такой-то»,
  • «Бутылка минеральной газированной воды 0,5 литра №3, код такой-то»,

а:

  • «Бутылка минеральной газированной воды 0,5 литра с идентификатором 1234 в количестве 3 шт.».

Как работает система маркировки бутилированной воды

Условно мы можем разделить процесс маркировки на несколько этапов.

На самом первом этапе – вводе в оборот, касающемся производителя или импортера, необходимо:

  1. Зарегистрироваться в национальной системе маркировки «Честный ЗНАК». Для этого компании понадобится электронная подпись первого лица организации или ИП;
  2. Зарегистрироваться в системе GS 1 и создать карточки с описанием своего товара. GS 1 – это международная ассоциация по созданию и внедрению стандартов маркировки;
  3. Заказать коды маркировки Data Matrix;
  4. Нанести цифровые коды маркировки на тару с водой – на саму этикетку или отдельной наклейкой.

Второй этаппередача товара от производителя или импортера оптовому продавцу. На этом этапе нужно сделать следующее:

  1. И производитель/импортер, и оптовик должны быть подключены к системе электронного документооборота и иметь электронные подписи. 
  2. При передаче товара и, следовательно, права собственности на маркированную бутилированную воду необходимо сформировать универсальный передаточный документ (УПД). В УПД при этом указываются код товара и его количество. Данные о смене владельца товара уходят в «Честный ЗНАК».

Третий этап – передача товара от оптовика к розничному продавцу – аналогичен по своим шагам предыдущему шагу. Розничный магазин при приёмке бутилированной маркированной воды в программе для электронного документооборота принимает полученный от оптовика УПД, подписывает его ЭП и отправляет в «Честный ЗНАК» – подтверждает, что у маркированной воды сменился владелец.

Также через сервис ЭДО предприятие розничной торговли может сформировать и отправить поставщику воды корректировочный документ, если при приёмке маркированного товара обнаружатся расхождения.

С 1 марта 2023 года добавится еще один этап – при розничной продаже кассир обязан будет сканировать цифровой код маркировки Data Matrix 2D-сканером штрихкодов и, используя онлайн-кассу и ОФД, отправлять сведения о выбытии товара посредством розничной продажи. 

Но так как основное нововведение ноября – это применение электронного документооборота, разберёмся подробнее – что же это такое, как выбрать подходящий вам сервис ЭДО и ответим на самые часто задаваемые вопросы. 

Что такое ЭДО, зачем он нужен и чем удобен

Начнем с факта, уже ставшего догмой: электронный документооборот – это не отправка сканов, фотографий или PDF-файлов документов по e-mail.

Основная особенность ЭДО – юридическая значимость всех документов при полной их безбумажности. В норме все документы при ЭДО – накладные, счета-фактуры, акты и т. д. – заверяются электронной подписью, отправляются контрагентам через оператора электронного документооборота, там же корректируются, дополняются, подписываются снова. Ни на одном из этапов не нужно распечатывать их, заверять ручной подписью или обычной печатью. И кстати, электронную подпись намного сложнее использовать без ведома её владельца, в то время как обычной подписью за директора могут расписаться, например, его бухгалтер или заместитель.

И повторим еще раз – все эти электронные документы будут иметь юридическую значимость, их примут как доказательство в суде или ФНС во время проверки.

Особенности электронного документооборота одновременно становятся и его преимуществами. 

Электронный документооборот: 

  • Не требует затрат на бумагу, расходники для печати, почту/курьера, хранение;
  • Моментален;
  • Прозрачен на всех этапах.

ЭДО можно использовать для автоматизации значительного числа бизнес-процессов в компании. Он будет полезен и работникам кадровой службы, и руководителю, и сотрудникам. Пригодится при обмене документами, в том числе и транспортными, с контрагентами.

Как выбрать подходящий вашему бизнесу сервис ЭДО

Среди программных решений «Такском» есть несколько вариантов сервисов для ЭДО.

Флагманский продукт – «Такском-Файлер». Универсальный сервис для электронного документооборота.

Прост, как электронная почта. Надежен, как автомат Калашникова. Можно использовать web-версию, можно установить мобильное приложение. Идеальный вариант для розницы, работающей с маркированным товаром. В сервисе есть весь необходимый функционал для работы с кодами Data Matrix: сверка при получении товара, передача документов в «Честный ЗНАК». Если что-то пошло не так и коды или количество товара в накладной не совпадают с фактом, в «Файлере» можно сформировать корректировочный документ и отправить его контрагенту. Приятный бонус: мобильное приложение «Такском-Файлер» умеет распознавать Data Matrix, следовательно, можно сэкономить на 2D-сканере штрихкодов.

Если вы уже пользуетесь 1С и не хотите ничего менять, то у «Такскома» есть три решения.

Решение первое – «1С-Такском» – встраивается в типовые конфигурации 1С. То есть это просто функционал ЭДО в интерфейсе 1С. Не требует каких-либо доработок, установок и внешних платных обработок.

В чем удобство сервиса «1С-Такском»:

  • Накладные и счета-фактуры автоматически создаются в программе 1С на основе входящих электронных документов. За счёт автоматического формирования документов снижаются риски ошибок, связанных с ручным вводом данных в 1С;
  • Архив электронных документов. Все электронные документы хранятся в программе 1С — можно быстро найти и отправить необходимые документы в ответ на запрос.

Второе решение – если у вас уже есть 1С, но вы ее изменяли, дорабатывали, перенастраивали, и теперь он не обновляется, в этом случае подойдет «Станция Сканирования». Продукт больше подходит производителю, чем рознице, т. к. включает в себя весь спектр функций для работы с маркировкой. Сервис автоматизирует весь цикл маркировки, способен агрегировать коды от первичной упаковки до паллета, создавать номенклатуру, заказывать коды и т. д. При этом ряд функций будет полезен и рознице:

  1. Принятие документов УПД в электронном виде прямо в 1С с кодами маркировки;
  2. Проверка полученных кодов маркировки с помощью 2D-сканера штрихкодов;
  3. Автоматизация принятия к учету полученных документов в 1С.

Третье решение – на случай, если у вас есть 1С, но без ЭДО, а времени изучать новый софт просто нет. Или у вас есть товаровед МарьИванна, которая работает в 1С уже 10 лет и привыкла к ней, а освоение новой программы вгонит её в стресс, истерику и поломает все отлаженные процессы. В этом случае спасением станет «Модуль 1С». Интерфейс остаётся привычным и понятным: родная 1С – и точка. Но появляется дополнительно вкладка с «Файлером» и возможностью вместо печати отправить документ на подписание через ЭДО. Возможности «Модуля»:

  • Автоматическое создание электронных документов из уже оформленных счетов-фактур на реализацию (в том числе УПД). Модуль находит документ, автоматически формирует и отправляет его во вкладку «Черновики». Товароведу МарьИванне остаётся только выбрать нужный и отправить или своему директору, или контрагенту;
  • Но, кстати, МарьИванне даже необязательно самой отправлять документы, например, бухгалтеру, директору и кому-то еще. Есть функция «Маршруты согласования», когда документ автоматически уходит на подпись по всей цепочке адресатов внутри компании;
  • Автоматическое сопоставление номенклатуры и принятие к учету. Модуль умеет сопоставлять номенклатуры во входящих документах с теми, что хранятся в вашей учетной системе, и запоминает выбор.

Выбирайте из четырёх решений то, что кажется наиболее подходящим и привлекательным именно вам, и не беспокойтесь – внедрением и настройкой займётся «Такском». А если что-то будет непонятно, наша техподдержка готова ответить на все вопросы 24/7.

Ответы на актуальные вопросы о маркировке воды

– Какую воду маркируют? Маркируются ли газировка и соки?

Газировка и соки не маркируются. Вы могли слышать о том, что их планируют маркировать, но эксперимент пока не начался. А теперь о том, что маркируется: питьевая упакованная вода (минеральная, природная, искусственно минерализованная, обработанная), газированная и негазированная, не содержащая сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ.

Коды ТН ВЭД – 2201, коды ОКПД2 – 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150.

– Что мне будет, если я проигнорирую правила оборота маркированной упакованной (бутилированной) воды, вступающие в силу с 1 ноября 2022 года?

Зависит от типа нарушения и юридического статуса нарушителя. Штрафы выписываются за несвоевременную регистрацию в «Честном ЗНАКЕ» и за иные нарушения при работе с маркируемой водой. Размер штрафа должностным лицам: 1000 – 10 000 руб. Юрлицам – 50 000 – 300 000 руб. Грубые нарушения чреваты уголовной ответственностью. Данные требования закреплены в статье 15.12 КоАП РФ.

– Я продаю бутилированную воду в упаковке по 19 литров. Она тоже маркируется?

Да, упакованная вода в оборотной таре по 19 литров тоже маркируется. Рекомендуемый способ маркировки – стикеры, наносящиеся на крышку.

– Я продаю воду через водоматы, то есть на розлив. Как мне ее маркировать?

Продажа через водоматы пока что не регулируется «Честным ЗНАКОМ». Маркировать не нужно.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Дроздов
Генеральный директор, Москва

Например, надо знать, что когда самостоятельно пробиваешь товары на кассе, то молочные продукты (молоко, сметана и т.п.) нужно пробивать дважды - штрих код и марку честного знака, а с водой так же будет?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.