Как выбраться из-под танка некомпетентного управления

В 2000-х годах собственниками бизнеса становились те, кто просто оказался в нужном месте в нужное время и проявил необходимую сноровку. Получив в собственность прибыльное производство, они оказывались в ситуации, когда было необходимо соответствовать налаженным процессам и продолжать вести предприятие в светлое будущее.

Моя карьера находилась на взлете – главный бухгалтер небольшого производства численностью около двух тысяч человек. 70-летняя история завода, доска почета, база отдыха, профком, отдел молодежного движения, спортивные мероприятия, новогодние елки и поздравления ветеранов 9 мая. Перспективы рисовались радужными, я поймала удачу за хвост, выше только звезды. До тех пор, пока не сменился учредитель.

Могучий металлургический гигант распродавал свои дочерние предприятия, чтобы соответствовать стандартам международной отчетности. Так на производстве появился новый директор, он же новый собственник предприятия.

Перемены начались со стандартного сокращения штата. В цехах под откос пошли мастера. Именно те люди, которые в теории и на практике знали технологию изготовления каждого изделия, учили и контролировали новичков, умели обращаться с документами и разговаривать с управленческим персоналом. Этакая прослойка между рабочими и инженерами. Отсутствие этой прослойки стало сказываться через несколько недель, когда качество выпускаемой продукции и дисциплина в цехах резко упали. Взаимосвязь с отсутствием мастеров установили позже. Действий по исправлению ситуации сделано не было.

Следующий шаг оптимизации затрат – перевод отдела продаж на фиксированные оклады и премии в зависимости от выполнения плана производства. Мотивация менеджеров развеялась вместе с пылью из заводских труб. Продажи стали падать.

Директор продолжал действовать по одному ему известному плану. На территории завода простаивало здание цеха, в котором было решено открыть производство новой продукции. Для этого было закуплено импортное оборудование.

Со специалистами завода договор заранее не согласовывался. Позже выяснилось, что в нем предусмотрены жесткие санкции за просрочку платежей, но отсутствуют сроки поставки оборудования. Когда через полгода оборудование частями все же стало поступать, то в накладных был указан просто тоннаж. Детализировать комплектацию не удалось, так как в договоре она отсутствовала. Да и оборудование оказалось совсем не импортное. Как собирать и ставить оборудование никто не знал. Ответственным за это назначили одного из цеховых руководителей. Или собираешь новый цех или давай, до свидания.

Через несколько месяцев на должность начальника нового цеха выписали специалиста из областного центра. Молодой человек, окрыленный открывающимися перспективами, больно ударился о реальность. Промышленная площадка цеха и оборудование были спроектированы и установлены со всеми возможными нарушениями. Требовались значительные финансовые затраты на приведение промышленной площадки в рабочее состояние. Еще через пару месяцев на должность начальника цеха заступил другой специалист из числа местных сотрудников. Мотивация все та же – или запускаешь новое производство или давай, до свидания.

Масштабы надвигающегося на предприятие бедствия поначалу никто не осознавал. В производственной обыденности все выполняли свои задачи. Планово запускались печи, вагоны вставали под загрузку, водители проходили медосмотр, выдавалась спецодежда, белились бордюры. Еще никто не понимал, что любимому могучему металлургическому гиганту завод уже неинтересен, отрезанный ломоть. И что собственник бизнеса – это еще не бизнесмен. И что как прежде уже не будет.

Крушение своего мира я заметила не сразу. Поначалу все было хорошо. На завод приехали аудиторы, проверили компетенции всех сотрудников бухгалтерской службы, протестировали меня на знание нормативных документов, законов, кодексов. В целом остались довольны и дали положительное заключение. Жизнь главного бухгалтера производственного предприятия покатилась своим чередом.

Необходимо было внедрить свою программу автоматизации учета, независимую от бывшей материнской компании. На этом настаивала я, так как работа бухгалтерии строилась странным, а иногда нелепым образом. Мы не могли самостоятельно пополнять справочники номенклатур, складов, контрагентов, банков, не могли самостоятельно оплачивать счета, и запускать процессы расчетов себестоимости, заработной платы, результатов месяца. Мы ничего не могли. Поэтому я настаивала на своей, заводской программе автоматизации учета.

В итоге руководить данным проектом назначили меня. Я по-детски радовалась заключению договора с компанией по внедрению программы автоматизации учета. От них я не ожидала подвоха. А зря.

Они успели убедить директора, что заводу жизненно необходимо начинать автоматизацию учета с процессов производства, а не с бухгалтерии. Простая схема в 48 рабочих мест: бухгалтерия – экономисты – отдел труда – отдел снабжения пополнилась еще на 107 рабочих мест: заказ производства – загрузка в печь – промежуточное производство – выпуск продукции – прием на склад – отгрузка со склада – реализация. 

Бюджет проекта автоматизации учета на такие расходы не был рассчитан. Обсуждать данный вопрос коллегиально со всеми задействованными службами директор отказался. Отмахнувшись от моих доводов, он решительно подписал дополнительное соглашение к договору.

Прошло уже много лет, а я до сих пор помню этот разговор. Помню лучи солнца сквозь жалюзи окон, прохладу большого светлого кабинета, раскрытый ежедневник на столе янтарного цвета, звук секундной стрелки настенных часов и поскрипывание кожаного кресла. Каждый раз мне хочется отмотать пленку назад и найти новые слова, чтобы убедить директора посоветоваться с другими сотрудниками завода, посчитать затраты.

Запланированный бюджет закончился мгновенно. Оптоволокно в цеха тянуть не стали, не было средств. Старые сети работали слабо. Закупать новые компьютеры приходилось частями. Счета за почасовую работу специалистов по внедрению программы автоматизации учета достигали астрономических сумм. Реализация проекта по внедрению системы автоматизации учета производственным предприятием растянулась более чем на два года.

Принимать решения самостоятельно, не учитывая мнения специалистов – сомнительное качество для развития бизнеса. Промышленное предприятие – это организм взаимодействия различных служб. Нарушение взаимосвязей этой системы может привести к ее гибели.

Производственные показатели завода падали. За ними снижалась зависящая от них переменная часть заработной платы. Постоянная часть сама по себе была минимальна. Народ роптал. Текучесть кадров увеличилась. Впервые за многолетнюю историю на заводе не проводился плановый капитальный ремонт оборудования.

Поправить экономическую ситуацию директор решил неожиданным способом – построить еще один цех с непрофильным химическим производством, благо, на территории завода были пустыри под его площадку.

Мне была поставлена задача составить бизнес-план для получения банковского кредита под реализацию данного проекта. Кредит – ни много, ни мало – $80 млн. Среди пунктов бизнес-плана были проект цеха, список потенциальных покупателей продукции и поставщиков сырья, нагрузка электросетей и теплоснабжения, номенклатура, количество и стоимость производимой продукции и еще много технических элементов. Нужно было прописать все то, чего я, как главный бухгалтер, просто не знала и не должна была знать. Что делать?

Взяв в помощь своего непосредственного руководителя, зама по финансам, мы обратились к директору с предложением создать комиссию с привлечением специалистов всех необходимых служб и сторонней проектной организации. Все многогранные вопросы, требующие разносторонних знаний и умений, на предприятии обычно решали именно так – коллегиально.

Вердикт директора был неожиданный: «Давай, справляйся сама. Ты – специалист, вот и делай!». «Или давай, до свидания», продолжил его колючий взгляд. Зам по финансам молча растворился, боясь попасть под раздачу. Я осталась один на один с проблемой – нафантазировать для банка бизнес-план строительства цеха химического производства на $80 млн и нарисовать проект здания цеха.

Несколько месяцев с меня спрашивали этот бизнес-план. Многократные попытки разъяснить директору путь решения вопроса успеха не приносили. Его недовольство моей «низкой квалификацией» нарастало как снежный ком.

Недоработки других служб ставились в вину бухгалтерии и мне, как главному бухгалтеру. Доставалось за все: за залежи неликвида, реализацией которого занимались коммерсанты, за безграмотные решения отдела труда, который мне не подчинялся, за штрафы от таможни, за нарекания от железной дороги, за отсутствие оптоволокна и перебои работы в программе автоматизации учета, за задержку в оформлении документов на получение сертификата качества продукции… В абсурд происходящего было трудно поверить. Казалось, что еще чуть-чуть и все наладится, войдет в рабочее русло. Чудо произошло, но уже после того, как я приняла решение уволиться. 

Очередной раз я задержалась допоздна, чтобы завершить текущие вопросы перед передачей дел новому главбуху. Пачка договоров ждала моего согласования уже два дня. Я пробегала глазами пункты, касающиеся бухгалтерии и налогов – наличие НДС, условия поставок и отгрузок, импорт, экспорт, переход права собственности…Устало взяла в руки последний документ. Это был договор на составление проекта здания цеха химического производства. Условия договора: срок исполнения 5 месяцев, стоимость услуг 23 млн рублей. О том, что бремя составления проекта с меня снято, никто не сообщил…

Время остановилось. Вселенная услышала меня, но я не могла откликнуться в ответ. Мне было все равно. Мне было без разницы. Мне было пусто. Потребовались силы, месяцы, чтобы сознание по крупицам восстановило картину произошедшего. 

Оглянитесь. Этот танк некомпетентного управления до сих пор свободно передвигается по просторам России. Его гусеницы подминают под себя молодые ростки активности, энтузиазма и творческой дерзости. Эта бездушная машина легко ломает и калечит судьбы людей.

Будьте осторожны – это может случиться с каждым. Не предавайте себя. Берегите свои ресурсы там, где вас не слышат. Оберегайте свой Путь.

Фото: facebook.com


Текст – участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

История поучитальная, часто встречаемая в то время, написана легко. 

Но остается вопрос - Так кто же все таки убил Налестро?
Ой, извините - я хотел сказать так Как выбраться из-под танка некомпетентного управления?

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

История очень поучительная и к сожалению не исключительная.

А уйти с программы учета Вы решили, потому что разработчики остались на Комбинате? Вы же, наверное, их хорошо знали, надо было договариваться с ними напрямую, чтобы модернизировали для Вас программу под Ваши индивидуальные требования.

Заключили бы с ними либо официальный Контракт либо персональный. А может вообще к себе в штат взяли кого-нибудь из них.

Думаю, что цены были бы разумные и процесс остался бы под Вашим контролем.

Генеральный директор, Тольятти

Именно так. В описании вижу 90 процентов отечественных производственных предприятий, на которых и мне в свое время доводилось работать. Как исправить? В 90 процентах случаев никак. Собственник и гендир такого предприятия - друзья-родственники, все хорошо. Есть малая вероятность, что собственник захочет исправить ситуацию и наймет на эту задачу толкового гендира. Но у меня ощущение, что собственники заводов об этом портале не слышали и прогрессивных методов менеджмента не признают.

Генеральный директор, Москва

Душещипательный рассказ. Но я так и не понял, как на сегодняшний день обстоят дела на описываемом предприятии?

А без ответа на этот ключевой вопрос, тяжело сказать о как правильности принятия тех или иных решений, так и о компетенции лиц, как их принимавших, так и их исполнявших...

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Вселенная услышала меня

А может быть вы наконец-то её услышали?

Вся история больше похожа на то, как Вселенная раз за разом посылала вам сигналы покинуть это «перспективное» местечко :)

Генеральный директор, Турция

Почему на ехе существует какой-то неписанный кодекс молчания? Как "омерта" у сицилийской мафии....

Почему нельзя сказать, что это за предприятие???? Хотя бы намекнуть.

Нижнебомбильский металлургический комбинат....НовоВладимирЛисинский металлургический комбинат....Югосталь-Черембомбецкий металлургический комбинат.....или как-то так...передать информацию игрой слов....Кого-то за это расстреляют? ???

Без указания конкретики история выглядит, как вымысел. Да и подана однобоко. Главный бухгалтер - в белом пальто, а остальные - идиоты...

а если нет? Если завод процветает и решения гендира были мудрые? Почему мы должны верить рассказчику? Обычно люди очень однобоко описывают ситуацию, выставляя ее в выгодном для них свете..

Аналитик, Москва
Александр Данилов пишет:

Вселенная услышала меня

А может быть вы наконец-то её услышали?

Вся история больше похожа на то, как Вселенная раз за разом посылала вам сигналы покинуть это «перспективное» местечко :)

Так это и есть ответ на вопрос статьи "Как...". Вовремя уйти из организации с таким руководством, которое начинает "чудить".Это тоже навык.

Тем более, что для официальных инстанций главбух - это второй человек в организации. И для правоохранительных органов тоже. Поэтому все правильно сделал автор. Как говорил один хороший человек, своевременно уходя с ответственной работы: "Лучше я буду загорать на даче, чем сидеть на нарах".

Руководитель, Москва

ну, как бы, хочет собственник играться в своей купленной песочницы - пусть играется. Хочет принимать риски о которых сообщили специалисты - пожалуйста.. 

Не хочет он слушать специалистов - да пожалуйста.  Я понимаю, желание специалистов сделать "все по уму", понимаю, что на первый взгляд со стороны специалиста - долгосрочная эффективность предприятия благо. Но вот абсолютно не очевидно, что именно это наиболее важно для собственника. Может ему важнее "порулить" собственностью. 

В конце концов, при управлении автомобилем - водитель видит предупреждение табла приборов и видит предупреждающие знаки - но далеко не всегда им следует. Если это не затрагивает интеерсов других участников движения (например, едет по своей личной, частной дороге), то что в этом плохого?

 

А статья хороша.. Описывает "типичную" ситуацию для нашего времени

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

"Оглянитесь. Этот танк некомпетентного управления до сих пор свободно передвигается по просторам России. Его гусеницы подминают под себя молодые ростки активности, энтузиазма и творческой дерзости. Эта бездушная машина легко ломает и калечит судьбы людей"

Увы и ах - сплошь и рядом эти "эффективные менеджеры" убивают совершенно рабочие бизнесы. Причем, непонятно, откуда берутся.

У меня тоже есть схожая поучительная история. Я пришел в одну компанию в качестве антикризисного директора в очень непростой для неё период - компания готовилась к собственным похоронам. Провёл изменения, выстроил команду, вывел на новые рынки. Компания демонстрировала бурный рост и отличные финансово-экономические показатели. Завершив свою миссию, я покинул компанию через несколько лет на пике её расцвета.

Пришедший на моё место "управленец" объявил основной стратегией "оптимизацию" затрат (хотя затраты за время антикризисного управления были сокращены, поэтапно и аккуратно, на 40%). Оптимизацию он начал с... маркетинга и рекламы, объявив: "Мы на рынке уже 20 лет, нас и так все знают, нечего "топить деньгами воздух". И урезал затраты на продвижение в... 10 раз. Затем он упразднил тренинговый центр - и это в рознице, где постоянная текучка, и в месяц необходимо учить минимум два-три десятка новичков. Затем в два раза урезал з/п IT-службе, после чего она, в полном составе, во главе с руководителем, покинула компанию, и практически в течение недели все устроились на новые места работы с даже более лучшими мотивациями. 

Потом было сокращение должности опытнейшего и результативнейшего директора по продажам (а зачем он в рознице в разгар кризиса, правда?). Затем вместо начальника распределительного центра был поставлен "свой человек". И так далее. Не знаю, не сколько сократились затраты, но продажи за год упали в ДВА раза. Компания скатилась в убытки, для затыкания финансовых дыр начали браться кредиты. Как вы думаете, кого обвинил во всех грехах этот "эффективный управленец" на собрании по подведению итогов года? - конечно правительство России, и кризис. 

Меня больше удивляет, что собственники на всё это взирают молча. Причем, они же в аналогичной ситуации пригласили меня в качестве антикризисного менеджера 10 лет назад, а сейчас спокойно смотрят, как компания скатывается в ту же яму. Вот это мне удивительно.

Консультант, Украина

Проблема не в глупых управленцах.

Проблема - в собственниках, которые получили ресурс не из-за таланта и упорного труда, а просто потому что оказались в нужное время в нужном месте.

А так как на нужных местах при СССР были не самые умные, а самые приблатненные, то имеем все то, что имеем сейчас.

Например, я общался с одним бельгийским чудаком, который принципиально не пил спиртное. Почему? Он был рожден в нищей семье где все пили, и он тоже сначала пил и валялся под забором, но потом взялся за ум, пересилил себя и достиг весьма солидных вершин. И он очень переживает за свою бизнес-империю.

И общался с отечественным, бывшим, собственником весьма солидного бизнеса: сначала бесконечные круизы, чад кутежа и покупка роскошной машины, а потом внезапно кирдык, и все. Потому что надо иногда походить и послушать простых сотрудников.

 

К сожалению, у большинства наших собственников в голове хлебушек. Они не способны получать фидбек и анализировать его.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.