Система устойчивого развития по сути — одна

Система управления охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды — СУ ОТ, ПБ и ООС — первая система управления, с которой я познакомился на заре своей трудовой карьеры. На первых порах не было никакого понимания, что это за хитрый зверь, и она больше представлялась как список неких внутренних регламентов, которые необходимо неукоснительно соблюдать. Безопасность не единственная область, в которой существует своя система управления, есть системы в качестве, финансах и так далее.

Мы приходим в компанию и начинаем сталкиваться с большим количеством несвязанных, а зачастую конкурирующих друг с другом вещей. Каждая функция пытается натянуть на себя одеяло, считая себя основной в компании. Знакомы со спором: «Кто важнее? Производство, продажи, финансы или кадры?». У каждой функции есть свои аргументы «за» и аргументы почему остальные менее важны.

Однажды я впервые столкнулся с понятием интегрированной системы управления, когда вместе увязывалось качество и безопасность. При всей интегрированности системы процессы все равно существовали сами по себе, никак не пересекаясь с друг другом. И я достаточно долго был убежден в том, что нет необходимости связывать одно с другим. Надо сказать, что мне лично потребовался достаточно длинный путь чтобы увидеть те вещи, которые сейчас мне кажутся очевидными.

В начале своей карьеры я считал, что безопасность — это удел альтруизма, только спустя некоторое время мне показали иную сторону. Конечно, расставаться с иллюзиями не самое приятное занятие, но зато очень многое встает на свои места. Любая коммерческая организация прежде всего создается для создания или увеличения капитала, а безопасность — лишь инструмент для снижения издержек при производстве продукта. В российских реалиях это проявляется не так явственно, но все равно присутствует и работает.

И вот тут на сцене появляется понятие устойчивого развития. С чем-то подобным я уже сталкивался в рамках стандартов ИСО серии 9000. В большей степени эта серия связывается с качеством продукта. Здесь нет необходимости спорить о том, что именно подразумевает стандарт, систему управления качеством или качественную систему управления. В России и Европе эта серия чаще связана именно с качеством продукта. Но именно этот спор привел меня к пониманию того, что именно лежит в основе устойчивого развития.

Все производственные процессы компании на вершине пирамиды можно свести к простой последовательности:

  1. Определение потребности заказчика;
  2. Исполнение потребности;
  3. Оценка удовлетворенности;
  4. Предвосхищение потенциальных потребностей.

И этот цикл бесконечно повторяется, хотя четвертый шаг в данной последовательности не обязателен, он скорее характеризует уровень проработки и понимания процессов управления. Для данной последовательности также не важен размер компании, она будет одинаково справедлива и для индивидуального предпринимателя, и для транснациональной корпорации. Размер влияет лишь на степень детализации того или иного шага, остается лишь не забывать, что на каждом этапе должны быть в равной степени задействованы все службы организации.

Что еще является важным, так это сохранение принципа «KISS — keep it simple, stupid», то есть сохранение системы максимально простой и без усложнений, это позволяет системе быть не только гибкой, но и простой для исполнения и исключения возможных ошибок.

И наверное последний важный ключ — это максимальная унификация инструментов для однотипных процессов, в конечном итоге эти инструменты служат для одной цели и их безмерное количество только усложняет инструментарий.

Если посмотреть на общую систему с точки зрения отдельной функции, то все прочие системы становятся лишь частным случаем. Если есть проработанная прозрачная система управления, то в прочих не будет необходимости, они будут вытекать друг из друга. Точно так же как финансовые риски могут быть следствием или причиной рисков в области качества, а риски в области безопасности могут повлиять на репутацию или качество. И в конечном итоге нет необходимости изобретать велосипед.

Что действительно важно, так это честно ответить на вопрос: чего именно хочет компания? Выжать денег здесь и сейчас или успешно и надолго закрепиться на рынке? Никакое бережливое производство не поможет, если нет желания иметь проработанную карту процессов. Никакая СУОТ или СМК не поможет, если руководство не принимает в этом участия или зацикливается на красивых цифровых показателях. Прирост прибыли или экстенсивный рост не дают гарантий долгосрочного существования при высоких издержках или бесполезных тратах на ненужные курсы, аудиты или внедрение красиво звучащих, но в итоге бесполезных систем.

При всей простоте и очевидности остается единственный вопрос: почему это не применяется на практике? Для меня он все еще остается риторическим.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по производству, Санкт-Петербург

Как понимаю статья где много вопросов и нет ни одного ответа.

Директор по продажам, Владивосток

Я так вообще не понял о чем именно в статье

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Действительно, трудно совместить несовместимое, а зачастую и конкурирующее... Мы внедрили СУОТ потому, что это требование закона, но, практически, эти документы лежат на полке. "Трудно впихнуть невпихуемое...".

Консультант по корп. финансам

Вообще фраза "Устойчивое развитие" связана с разделением бизнеса на экономическую/социальную/экологическую составляющие. Но суть та же.

Генеральный директор, Москва

Очень хорошая статья. Порой в компаниях внедряются процессы ради процессов, или еще хуже - процесс под сотрудника. Конкретный персонаж. А уж наслоения за запараллеливания функций и операций вовсе не счесть.

Инженер, Москва
Валентин Гаврилов пишет:

Действительно, трудно совместить несовместимое, а зачастую и конкурирующее... Мы внедрили СУОТ потому, что это требование закона, но, практически, эти документы лежат на полке. "Трудно впихнуть невпихуемое...".

беда в том, что существующие требования с каждым годом все больше и больше расходятся друг от друга. Требования дублируются, а иногда входят в противоречие. СУ ОТ - это даже не по сути всего лишь перевод OHSAS, но даже для внедрения СУ ОТ нужна "воля" и понимание. В остальных случаях, как и со многим другим участь лишь дополнить полку с документами.

Инженер, Москва
Михаил Шепелёв пишет:

Очень хорошая статья. Порой в компаниях внедряются процессы ради процессов, или еще хуже - процесс под сотрудника. Конкретный персонаж. А уж наслоения за запараллеливания функций и операций вовсе не счесть.

и вот тут всегда вопрос: кому надо и зачем им надо, а само интересно почему на это наплевать собственнику.

Инженер, Москва
Николай Бабин пишет:

Как понимаю статья где много вопросов и нет ни одного ответа.

смотря какой ответ вам нужен. Не всякий вопрос - вопрос, не вский ответ - ответ.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

/// Автор резюмирует содержание своей статьи: При всей простоте и очевидности остается единственный вопрос: почему это не применяется на практике? Для меня он все еще остается риторическим. ///

И будет оставаться, пока не усвоит понятие рефлексивной связи Сороса.

:)

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

соглашусь, что слов тут много, а вот смыслы начинаются ближе к концу. А заголовок совсем не соответствует статье. И совершенно непонятно, для чего написана статья. Во всяком случае, если говорим о системах управления, то:

-нельзя говорить, что создание системы это просто. Сделать реально работающую систему это ох какая сложная задача, даже для конторы в 3 процесса. И уметь урегулировать конфликты интересов, которые всегда будут. А ведь меняется ситуация, компания обязана реагировать на них, значит, менять какие-то процессы, что-то добавлять. И опять вопросы урегулирования конфликтов.

- да, начинать надо с цели существования компании. Но скидывать со счетов внешнюю среду нельзя. Отсюда тоже много интересного, если реально работать с системой, вылезает

но труд этот - благодарный. Прозрачность процессов, отсутствие "ручного управления " всегла окупается

и да, ghbywbg «KISS — keep it simple, stupid" в лоб не связан ли с гибкостью системы, ни с минимизацией ошибок самой системы. Проще исполнителю. Не всегда проще процессы отследить и увязать друг с другом

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.