Что делать, если генерального дисквалифицировал суд?

Единоличный исполнительный орган, в том числе генеральный директор, подвержен такому административному наказанию, как дисквалификация.

Согласно статьи 32.11 Кодекса об административных правонарушениях, лицо, на которое наложено административное наказание в виде дисквалификации, обязано немедленно прекратить выполнение своих должностных обязанностей. Однако самостоятельно выполнить положения Кодекса об административных правонарушениях лицо, которому назначено наказание в виде дисквалификации, в полном объеме не может: в силу и гражданского, и трудового законодательства, необходимо провести установленную законом и локальными актами компании процедуру увольнения.

Таким образом, с даты вступления в законную силу судебного акта о дисквалификации единоличного исполнительного органа у дисквалифицированного лица возникает обязанность прекратить исполнение трудовой функции в компании, а у собственников бизнеса – снять с должности дисквалифицированное должностное лицо, назначить новое и внести сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

За несоблюдение установленного порядка на обе стороны может быть наложено административное наказание:

  • На единоличный исполнительный орган, в случае продолжения исполнения трудовой функции при наличии вступившего в силу судебного акта о дисквалификации, может быть наложен штраф в размере 5 000 рублей (часть 1 статьи 14.23. Кодекса об административных правонарушениях).
  • На общество, не соблюдающее установленный законом порядок увольнение дисквалифицированного должностного лица, может быть наложен штраф в сумме до 100 000 рублей (часть 2 статьи 14.23. Кодекса об административных правонарушениях).

Таким образом, в случае вступления в силу судебного акта о дисквалификации единоличного исполнительного органа, перед собственниками бизнеса встает ряд проблем:

  • Информированность о вступлении в силу указанного судебного акта;
  • Соблюдение порядка немедленного увольнения дисквалифицированного лица;
  • Замещение вакантной должности;
  • Передача дел от дисквалифицированного лица ко вновь назначенному.

Указанные проблемы следуют одна из другой и находятся в определенной взаимозависимости и взаимосвязи.

Проблема информированности в некоторых случаях может быть существенной: дисквалифицированное лицо может намеренно скрывать от участников (акционеров) общества факт собственной дисквалификации, поэтому необходимо, чтобы как в трудовом договоре, так и в должностной инструкции генерального директора был пункт об обязанности информирования собственников бизнеса о вступлении в силу судебного акта о дисквалификации, способе информирования (письменно, посредством любых каналов связи) и о сроке (в часах) такого информирования.

Также, достаточно существенной является проблема замещения вакантной должности: ввиду особого положения, установленного как трудовым, так и гражданским законодательством Российской Федерации, должностное лицо «генеральный директор» имеет особый статус: юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без генерального директора в силу действующего законодательства.

Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство оперативной деятельностью общества, принимает ключевые решения и заключает договоры, приносящие прибыль; кроме того, единоличный исполнительный орган создает, изменяет и прекращает трудовые правоотношения, он представляет интересы организации в государственных органах, в том числе, несет ответственность за деятельность юридического лица.

Как правило, поиск кандидатов, равно как и их назначение на указанную должность, требует значительных финансовых и временных затрат. В указанном случае бизнес находится в некоем ущемленном положении, что, однако, может быть следствием опрометчивости назначения ранее на должность, подразумевающую высокую степень ответственности и соблюдения законодательства, лица, не соответствующего в полной мере таким требованиям.

Однако не всегда дисквалификация генерального директора – следствие несоответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым ему законом: иногда противоправное поведение единоличного исполнительного органа основано на решениях собственников бизнеса, которым предоставлено право давать указания генеральному директору относительно выполнения либо воздержания от выполнения требований действующего законодательства.

Увольнение дисквалифицированного генерального директора осуществляется на основании пункта 8 части 1 статьи 83 Трудового кодекса: дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору по решению участников корпорации в соответствии с ее уставом.

Решение участников (акционеров) должно содержать сведения о судебном акте, дате увольнения и о подписанте приказа и дополнительного соглашения о расторжении трудового договора.

Внесению записи в трудовой книжке предшествует подписание приказа уполномоченным лицом, ознакомление дисквалифицированного работника с таким приказом, соблюдение всех формальностей увольнения работника в конкретной корпорации и подписание дополнительного соглашения о расторжении трудового договора.

Указанные приказ и дополнительное соглашение должны иметь ссылку на судебный акт о дисквалификации и дату увольнения.

Следующим этапом становится принятие решения собственниками бизнеса о назначении нового генерального директора и о внесении соответствующих изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения. Новый единоличный исполнительный орган подписывает и подает в регистрирующий орган указанное заявление в установленном законом порядке.

Немедленное прекращение дисквалифицированным должностным лицом исполнения своих трудовых обязанностей влечет за собой ряд проблем. Генеральный директор осуществлял ведение всех дел компании в течение длительного периода и передача дел, информации, наработок, планов и всего, что характеризует его деятельность, сиюминутно – невозможна на практике.

Для предотвращения приостановки деятельности компании ввиду нештатной ситуации, просрочек исполнения обязательств перед контрагентами, государственными органами и работниками, собственникам бизнеса, исходя из сложившейся конкретной ситуации, необходимо выбрать один из путей развития событий:

  • Назначить дисквалифицированное лицо заместителем генерального директора и выдать ему соответствующую доверенность;
  • Заключить с дисквалифицированным должностным лицом договор о дистанционной работе;
  • Заключить с дисквалифицированным должностным лицом гражданско-правовой срочный договор, предметом которого будет передача дел.

Выбор пути решения проблемы – исключительно за собственниками бизнеса ввиду того, что процесс передачи дел в таком случае законодательно не урегулирован.

Первые два варианта можно использовать в случае если дисквалифицированное лицо готово и согласно продолжать работу в указанной компании неопределенный срок (обычный трудовой договор), причем при выборе первого варианта у дисквалифицированного лица появляется возможность завершить дела на основании доверенности.

Третий вариант – согласование исключительно передачи дел, без продолжения работы дисквалифицированного лица в компании в какой-либо должности.

Выбор варианта взаимодействия с дисквалифицированным директором осуществляют собственники бизнеса исходя из сложившейся ситуации в целом, а также личностных особенностей дисквалифицированного должностного лица.

Следует отметить, что судебный акт о дисквалификации единоличного исполнительного органа распространяется не только на конкретную корпорацию, в которой указанное лицо является единоличным исполнительным органом, но на все корпорации: дисквалифицированному лицу запрещено исполнять соответствующие обязанности и занимать должность единоличного исполнительного органа в любой корпорации в течение всего срока дисквалификации.

Обратное понимание законодательства о дисквалификации является ошибочным и не основанным на законе. Но, тем не менее, судебной практике известны подобные прецеденты: Арбитражный суд города Москвы в решении по делу за № А40-63378/2007 указал следующее: по смыслу требований ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица занимать руководящие должности в исполнительном органе конкретного юридического лица, а не всех юридических лиц, и тем более, еще не созданных юридических лиц, которые юридическими лицами не являются.

Фото: Pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Лурье, Виктор Климкин
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

А разве можно привлекать к управлению предприятием дисквалифицированного руководителя пусть даже и в статусе не первого лица, а зама?

Это разве нельзя рассматривать как уклонение от выполнения решения суда?

Юридически корректней использовать его в качестве консультанта или на другой должности, где он не принимает решений и не имеет полномочий в области управления.

Консультант, Москва

Дисквалификацию не встречал, но обычно бывшие генеральные работают полгода-год в статусе советника.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
А разве можно привлекать к управлению предприятием дисквалифицированного руководителя пусть даже и в статусе не первого лица, а зама?

Согласно ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация в том числе включает в себя лишение физического лица права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Управление юридическим лицом в должности назначенного первым лицом заместителя Генерального директора с выдачей нотариальной доверенности является предусмотренной законодательством Российской Федерации (ТК РФ и ГК РФ).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.