Почему российские компании не могут создать «свой iPad»?

Тема новых идей или, как принято говорить, инноваций, интересна по нескольким причинам. Во-первых, общаясь с топ-менеджментом крупного бизнеса и с руководителями госструктур, слышишь жалобы, что высокопрофессиональные специалисты не генерируют новое. Во-вторых, все понимают, что по-настоящему инновационные идеи приносят экспонентальную прибыль любой компании. В-третьих, если это не крупный бизнес, и денег на развитие мало, то спасти его смогут только прорывные идеи.

По опросу PwC, инновации обеспечивают рост выручки 92% российских компаний. Для сравнения: в странах Европы, согласно тому же опросу, этот показатель составляет 70%, в развитых странах мира – 84%. Может быть, опрос был проведен не совсем корректно, может быть, участвовали в нем только самые передовые компании, может быть, их представители недолго думали при ответе. Но цифры странные. Поэтому обратимся к государственной статистике: за период 2012-2015 годов удельный вес российских компаний, которые внедряют инновации, снизился с 10,3% до 9,3%. Это уже похоже на правду.

Одно с другим не срастается

Проблем в инновационной сфере столько, что их перечень может занять не одну страницу, но, если совсем кратко:

  • Есть идеи – нет моделей их развития.
  • Есть идеи – но не ясно, возможно ли ее монетизировать.
  • Есть идеи – но нет денег для реализации.
  • Есть высокопрофессиональные команды – но нет стоящих идей.
  • Есть и стоящие идеи, и финансы, но нет методов, позволяющих продвигать и масштабировать эти идеи.

В больших корпорациях есть идеи, есть деньги, но идеи разбросаны по разным департаментам, производствам, и нет методов и понимания, как этот процесс должен быть передан от одной бизнес-единицы до другой для крупномасштабного запуска. Нет ответа на ряд важных вопросов:

  • Достаточно ли сильно связаны бизнес-единицы друг с другом?
  • Чувствует ли бизнес-единица, которая создала и разработала инновационный продукт, что он будет востребован? Или этот продукт скоропортящийся?
  • Есть ли люди, которые смогут эту новую идею довести до инновационной лаборатории, производства и потребителя?
  • Существуют ли достаточные ресурсы, предназначенные для решения проблем, возникающих при масштабировании идеи?
  • Возьмется ли менеджмент за продвижение новой идеи, которая может повлечь для него определенные риски?

Пишу и слышу голос обывателя: «Придумали модное слово «инновации», раньше был НИОКР, все понимали, что это такое и как это работает. Да никому эти инновации не нужны – просто слово модное». Да, раньше действительно были НИИ и НИОКР. А еще давайте вспомним сталинские времена, когда просто сажали под арест инженеров и говорили: чтобы к такому-то числу было то-то. И люди делали.

Одна моя научная работа была связана с генерацией экономических процессов. Проанализировав статистику почти за 90 лет с 1928 года по 2012 год, я получила очень интересную картину: самый продуктивный период в развитии нашего государства приходился на 1940-1945 годы. Не вдаваясь в математические выкладки и методики количественной оценки формирования новых экономических процессов (не та площадка), поясню, почему военные годы были самими продуктивными. Фактически за несколько лет за Москвой, на востоке нашей страны, было создано абсолютно новое промышленное государство. Это промышленное государство, которое вытянуло войну, было построено всего за два года (затраты на этот проект, которые понятны, пока опустим).

Вернемся в наше время. Если мне не изменяет память, начиная с 1988 года, когда запущены были первые кооперативы, прошло уже 29 лет. И что? Сделано, конечно, много, благо нефть сначала помогала, а в последние годы IT-технологии помогают. Но уже 29 лет прошло, а не два года! И в такой ситуации я не склонна винить «проклятых империалистов», конкурентов, западные санкции или поддерживать тему о том, что неправильно всем руководят наверху, как на уровне компаний, так и на уровне государства.

Два уровня решения проблемы

Решение проблемы по развитию и продвижению инноваций, как в госструктурах, так и в крупных корпорациях, средних компаниях или стартапах я бы разделила на два больших направления.

1. Как поставить создание новых идей на поток? Только так можно находить по-настоящему новые идеи, создающие прибыль. Например, Tata Companies внедряет за год 3300 инноваций, что влечет повышение годовой выручки на 110%.

2. Какие методы и практические инструменты применять для развития и продвижения инноваций между бизнес-единицами, чтобы процесс стал действенным? То есть необходимо решить вопрос управления инновациями в реальной жизни.

В этой статье я лишь кратко коснусь сформулированных направлений, так как тема настолько широка, что требует подробного и детального освещения (книгу я сейчас заканчиваю).

Почему сложно с поиском новых идей

Мне очень повезло в жизни, наверное, больше, чем другим – моя первая специальность была связана с искусством. Я закончила консерваторию, аспирантуру и не понаслышке знаю, как люди творят. Уже 20 лет я занимаюсь экономикой, и так получилось, что все эти годы мне пришлось много заниматься анализом информации, которая была связана с промышленными производствами, торговлей, разработкой стратегий для различных секторов экономики, банковского бизнеса, запуском новых проектов. В моем портфолио – крупнейшие российские и зарубежные компании.

Именно в силу такого необычного совмещения специальностей мне хорошо понятны ответы на некоторые вопросы. Почему высококлассным специалистам так сложно перейти к творческому процессу? Или почему в России не работает инновационный процесс? Ответы связаны далеко не с финансированием, как принято считать. Если вы обратитесь к биографиям выдающихся химиков, медиков, бизнесменов, людей любых специальностей, изменивших свою профессиональную сферу, то увидите: все, за что мы восхищаемся ими, было сделано не ради денег. Вопрос, как творить, не владея творческой профессией, сложный. Например, недавно он озадачил ученого мирового уровня Татьяну Черниговскую, когда на одной из встреч Герман Греф у нее спросил, как сделать более творческими людьми банковских профессионалов. Татьяна Черниговская ответила: возможно, надо слушать оперу. Но, конечно, опера здесь не поможет, сколько ее не слушай.

Что нужно для творчества

Творческий человек по-особенному преобразует получаемую информацию. Работ в области функционирования мозга много, и они в достаточной степени проливают свет на высвобождение творческого потенциала. Существует два режима мышления: вербальный и невербальный. Невербальный режим мышления у нас не признается вообще, если вы не в творческой профессии. С момента поступления человека в первый класс школы, затем в вузе все делается для того, чтобы человека отучить мыслить творчески, иначе справиться с классом детей в школе или с потоком студентов будет просто невозможно.

Поэтому большинство профессионалов в компаниях, пройдя эту школу «отлучения от творчества», вообще не понимают, о чем идет речь, что такое творчество, и как надо жить, чтобы новые мысли сами приходили в голову. Ведь сколько не напрягайся, сколько не сиди, обхватив голову руками, новая мысль не придет. Люди, которых в свое время отучили быть творческими, в России слово «инновация» нивелировали и превратили практически в пустой звук, в лучшем случае – в лозунг. А за рубежом к слову «инновация» другое отношение, надо отдать должное.

Далее – кратко. Первое направление – генерация инноваций. Мировая и российская экономика подошли к такой черте, за которой денег больше не будет, и большинству компаний придется развиваться за счет собственных ресурсов. А это возможно только с инновациями. Что для этого необходимо?

Свобода. Имеются в виду все ее виды:

  • Свобода рабочего графика. Кто сказал, что везде надо работать по восемь часов? Это сказал Карл Маркс на Конгрессе международного товарищества трудящихся в 1866 году. Уже, между прочим, прошло 150 лет! И возможно надо работать где-то по четыре часа, а где-то по девять-десять часов? Оцените каждый на своем месте, сколько в часах вы продуктивно работаете. Уверена, что к цифре «восемь» подойдут очень мало людей. Для айтишников – это вообще пока не исследованная область, так как компьютеры в том виде, в котором они существуют, и за которыми мы работаем, появились недавно. Но айтишники тоже по восемь часов работают. Все по Марксу.
  • Свобода высказываний, свобода в оценке сделанного. И т.д.

Но, свобода, согласно Спинозе, – это осознанная необходимость. Поэтому вторым условием творчества является стимулирование людей на высокую работоспособность. Люди могут работать ради денег, но создавать новое только ради высоких зарплат они не могут: так устроена природа человека. Чтобы создавать (творить), надо людей включить в процесс творчества, чтобы они день и ночь, и дома и на работе жили тем, что надо создать. Инструкциями и приказами здесь дело с мертвой точки не сдвинешь.

Необходимо так строить рабочие процессы, чтобы люди могли знакомиться с другими процессами в своих компаниях, а не замыкаться только на своих операциях. Если рабочий стоит у коксовой печи, он хотя бы частично должен быть в курсе, что происходит и какие проблемы у литейной печи, или у его начальника. Логисты в торговле должны знать результаты своей работы в цепочке. В офисе банка операционистка должна понимать, что делает ее сосед, почему он так работает, и как ее работа помогает или мешает процессу. Конечно, каждое производство требует своих связей. Все эти вопросы необходимо собирать, анализировать и обсуждать не в форме замечаний и инструкций, а только в форме дискуссий: «Что было?», «А как вы думаете об этом?». Постепенно надо приучать людей не только к выполнению своих обязанностей. Их эмоционально надо сначала настраивать, затем подводить, и в результате – затягивать в процесс. Слово «эмоционально» здесь ключевое. И только затянув в процесс человека, команду, вы можете что-то усиливать в плане управления.

Наконец, творческий человек должен много работать. Человека никто не сможет заставить работать действительно хорошо и много, если он сам этого не захочет. Надо, как минимум, раз в неделю в свободной атмосфере в компаниях говорить о делах и не по десять минут. Если не будет положительных эмоций, никто ничего не создаст. К сожалению, коллективный труд, работа в команде в силу российского менталитета у нас продвигается сложно.

Как инициировать инновации

В этой статье я только обозначаю некоторые подходы, из которых в дальнейшем формируются методы и рабочие инструменты.

Наши компании погрязают в хронической одинаковости не по отношению к конкурентам, а по отношению к самим себе. Инерция процесса, в которой основная задача – сосредоточение на стоимости, даже на дешевизне, чтобы оставаться конкурентоспособными, приводит к стагнации. Никому ничего не надо, все вроде само идет. А в это время год за годом компания заражается «спокойствием»: мониторинга процесса нет, или он не качественный, анализа эффективности нет, генеральный появляется в офисе на несколько часов, а если рынок еще растет, то тогда вообще штиль. Руководители должны признать, что их стратегическая инерция смотрит им в лицо.

При этом одержимые клиентские компании не создают новые ценности. Это означает, что если мы будем все время опрашивать клиентов и собирать фокус-группы, анализировать потребителя, потребитель нас будет сбивать с пути создания нового. Не говоря уже о статистике, которая тоже имеет свои изъяны. Вспомним Стива Джобса: «Что, я должен спрашивать у потребителя, нужен ли ему iPad?».

Хорошо помню времена 2000-х, когда на производстве, в офисах еще не было отделов маркетинга в том виде, в каком они существуют сейчас. Тогда отделы маркетинга были своего рода созидателями бизнесов. Сейчас – маркетинговые отделы наполнены профессионалами с российским и зарубежным образованием, которые, как машины, разрабатывают маркетинговые планы. Но в редких компаниях цели акционеров совпадают с целями директора по маркетингу или целями коммерческого директора. У них разные цели. У акционера – получить прибыль, у коммерческого директора или директора по маркетингу – показать хорошо свою работу перед акционером или генеральным директором. И чем больше компания, тем этот разрыв больше.

Внимание голосу потребителя стало мантрой, потому что этому научили маркетологов в вузах. Но в вузах их никто не обучал создавать реальные инновации. В результате идем за потребителем, а инновация – это бег впереди потребителя. Но нельзя бежать впереди без творческих людей, которые вырастают в самих компаниях. Пример – Alibaba, которая бежит сегодня быстрее всех, сокращая сроки доставки заказов. А на днях Джек Ма подписал с министром Малайзии проект по созданию в этой стране цифровой зоны свободной торговли (Digital Free Trade Zone).

Другая часть проблемы – реальные планы по инновациям не присутствуют в бизнес-портфелях. Для руководства российских компаний два показателя важны: на сколько процентов растем, и на сколько процентов падаем. Ступенчатого рывка в прибыли никто не планирует. Почему?

Ответ у меня один: не знают, как планировать. Поэтому в многочисленных отчетах звучат слова «инновации», которые не говорят никому ничего.

Приведу пример. Если компании надо увеличить количество клиентов и объем реализации, какие целевые показатели ставятся? Увеличить на 10-20%. А надо ставить цель – увеличить в 20-30 раз. И тогда, исходя из этой цели, и вы и ваша команда сразу начнут думать, что делать, что надо менять, что расширять, а что сокращать. Начнут считать, сколько, кому и как надо работать. Это не фантастика, а реальность. Именно так планируются инновации.

А инновация – это всегда сложно. Сложно для понимания, сложно для обсуждения, сложно для продвижения. А без инноваций – никуда. Деньги в стране, можно сказать, закончились.

Что в итоге? Если мы не понимаем инновационный процесс, появляется страсть к приобретению. Приобретаем все: другие компании, клиентские базы, лучших, по нашему мнению, сотрудников конкурентов. Только не занимаемся поиском новых решений внутри компании. Платим огромные деньги, в большинстве случаев дополнительно тратимся на реструктуризацию процессов приобретенной компании: процесс ради процесса, который в будущем, возможно, поможет увеличить прибыль.

Конечно, я только обозначила в этой статье важность постоянного создания и внедрения инноваций в масштабах всей экономической системы бизнеса, важность соединения команд на основе творческого потенциала, важность начала выработки верных направлений развития команд и корпораций для создания инноваций. Но, надеюсь, что смысл понятия «инновация», который я сознательно не формулировала здесь, стал вам ближе.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант по корп. финансам

Добрый день!
Признаюсь, я, пролистав страницу, сразу полез в раздел "Почему сложно с поиском новых идей". К сожалению, не увидел ответа - хотя именно этот вопрос вынесен в заголовок.
Если честно, было бы интересно узнать Ваше мнение по нему.

Вы правы, что один из самых ярких прорывов в НИОКР произошел в 40-вых годах. Но он произошел по обе стороны конфликта в ходе дичайшей конкуренции (СССР-США) в странах с разным мировоззрением, разным образом жизни людей и разными методами управления.
Что у них было общее?
1. Огромное финансирование
2. Внимание общества (государства) к предмету исследований
3. Видимо, что-то еще, что я упускаю.

По поводу внимания к потребителям я не согласен. Как раз удовлетворение общественного заказа - двигатель бизнеса. Другое дело, что общественный заказ многие успешные компании сумели предугадать или правильно определить даже в том случае, если простые опросы потребителей дали бы совсем другие результаты. Но умение применять инструментарий - это проблема тех, кто проводит исследование, а не проблема исследования.

Директор по рекламе, Москва
Платим огромные деньги, в большинстве случаев дополнительно тратимся на реструктуризацию процессов приобретенной компании: процесс ради процесса, который в будущем, возможно, поможет увеличить прибыль.

очень правильное наблюдение

действительно видит ли цель топ менеджмент в том, чтобы занимать в мировой товарной матрице long life хиты SKU, а то и прибавить новых категорий

кроме того что видит ли - есть ли воля чтобы занимать в мировой товарной матрице long life хиты SKU

если такая воля проявляется, то заметен был бы "клуб" интересантов, кто как то пытался занять long life хиты SKU

такой клуб есть как мировой клуб, этому мировому клубу русские парни уже достаточно давно продают методы поддержки инноваций и даже президент компании Samsung упоминал, что его бизнесу очень помогли эти русские парни ))) так же в этом клубе и Тойота и много топовых мировых брендов - воля и цели которых проявлены в занятии хитовых SKU

почему же "там у них" русские парни востребованы с инновационным методом и орг. консалтингом, а у нас на родине не очень?

IMHO - в момент взрывного развития рынка элита экономистов во главе с г-ном Гайдаром заложила институциональные нормы мобилизационного типа - кто не с нами тот против нас а чего не хватает все купим самое лучшее и готовое - так покупаются технологии, так же как челночники мобилизационно возили одежду на вещевые рынки так новые бизнесы возили технологии (к примеру тепличное хозяйство в средней полосе - какая в нем доля импортного оборудования? и это в С\Х, т.е. почвенной отрасли)

сегодня как ни странно очень важно сконцентрировать выше описанную волю и людей с этим типом воли в "наш клуб"

Генеральный директор, Москва
Андрей Панахов пишет:
Признаюсь, я, пролистав страницу, сразу полез в раздел "Почему сложно с поиском новых идей". К сожалению, не увидел ответа - хотя именно этот вопрос вынесен в заголовок.Если честно, было бы интересно узнать Ваше мнение по нему.

Спасибо за содержательную оценку. С поиском новых идей сложно, потому что нет творческих подходов, которые искоренены в силу исторических обстоятельств. Во-первых, школа убивает просто детей в плане творчества. Если вдруг у вас маленькие дети, или племянники, рекомендую попросить учителя и поприсутствовать на одном уроке: все предельно строго и по инструкции. Дальше институт - прекрасное образование в области фундаментальных наук, но в остальных областях - очень не важно. Творчеству учат только в творческих институтах. А в это время на западе дети до 6-7 класса просто гуляют, изучают природу, историю, занимаются спортом и, самое главное - живут так, как каждому предписала природа.Советский срой воспитал родителей, детям которых сейчас надо создавать инновации. Я жила в СССР и знаю то наше общество: что-то было очень хорошо, но о творчестве надо было забыть. И вот детям, советских родителей надо создавать инновации. Инновации, в силу развития информатизации надо создавать потоками, иначе не успеем.

Теперь нужны методы и инструменты, так как пока все только пропагандируют инновации. Заголовок статьи был придуман редакцией, такие правила на e-v. Но, дело не в заголовке. По большому счету, эта статья - начало разговора. Так как я понимала, что многие даже не поймут о чем речь. Хотя тема пришла из жизни: я много общалась с крупными компаниями по-поводу инноваций. Есть деньги, есть высокопрофессиональные команды, создают новые продукты и... стоп. Дальше не знают, что делать. Каждый отдел говорит: мы свое дело сделали.

Инновации - это не только факты и цифры. К сожалению, так устроена голова, что все верят только фактам и цифрам. Даже популярные фразы придумали:"я верю только фактам". Но посмотрите на действительно инновационные решения - это выход за пределы общепринятых фактов и цифр.

И здесь опять проблема: вы ждете от меня в короткой статье, чтобы я указала вам: во-первых, во-вторых, в третьих. Но тогда все опять будут как машины и с места не сдвинуться. В своей книге, которую я заканчиваю, конечно распишу методы и инструменты. .Хотя стараюсь все представить в виде в системы, но, если сейчас всем дать 1,2,3 , то это инструкции. И опять будет стоп...В этой статье я просто постаралась поставить вопрос и пояснить, почему к слову инновации в России так относятся. Это микро задел того, о чем надо говорить. Например, новая идея ищется на смежном рынке, вопрос - открывать бизнес на смежном рынке, или свой бизнес пересмотреть в связи со смежным рынком? Как решать? Как оценивать?

Вот и по потребителям вы не поняли, спустились опять на потребителя, Конечно, если у вас идет бизнес, или вы повышаете его эффективность, то - тогда потребитель, потребитель и потребитель до бесконечности. Но, я говорю об инновациях. А это совсем другая история. То есть, вы своим вопросом о потребителе и подтвердили положение, что мы с вами говорим о разных вещах: я об инновации, а вы о повышении эффективности бизнеса. Возможно инновации представит и потребитель, но это частный случай. Подумайте только, если бы потребитель приводил к решению новой идеи бизнеса, всех бы уже людей в мире по команде инвесторов опросили бы. Не работает это на прямую. Поэтому в статье я и пишу - не надо зацикливаться на потребителе, если вы ищите инновации.

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
такой клуб есть как мировой клуб, этому мировому клубу русские парни уже достаточно давно продают методы поддержки инноваций и даже президент компании Samsung упоминал, что его бизнесу очень помогли эти русские парни ))) так же в этом клубе и Тойота и много топовых мировых брендов - воля и цели которых проявлены в занятии хитовых SKU

Большое спасибо за такое обсуждение. Вы абсолютно верно подметили все. Русские парни помогают "там", потому что "туда" поехали самые амбициозные и с идеями в голове люди, которые не могли найти себе применение в России. То есть - там работают процентов на 80 - наши творческие люди, или хотя бы наши "ищущие" люди. Мало того, эти люди ищут, ошибаются, возвращаются, здесь ищут, опять уезжают. Но главное не спят на работе.

В Силиконовой долине почти 90% специалистов задерживаются на рабочем месте не более 3-6 месяцев, пока не пройдут 5-8 компаний, а то и больше, в результате находят для себя команду единомышленников и интересное дело. Представляете лицо нашего директора по кадрам с трудовой книжкой специалиста, который в год поменял 3-5 мест работы?))

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

Я помню как это идея вообще родилась.

в далеких 90 годах, в Сибирь приехал представитель Samsung по России. Мы сидели в ресторане вдвоем со своим другом и отмечали весьма хорошую сделку. Нам было удобно именно в этом ресторане потому что он был в гостинице. И самое удивительное, что посетители мы были одни, больше никого не пускали, так как намечался банкет Samsungа.

Мы уже изрядно были на веселе, как друг внезапно решил присоединиться к банкету... тут все и началось.

Удивительно, что нас допустили к самому телу, волевым движением руки, представитель, остановил охрану и дал нам с ним пообщаться в течении часа. Мы и рассказали ему саму идею, переносного компьютера... :)

Генеральный директор, Нижний Новгород

Не понял заголовок - есть российские планшеты, производимые в Китае. В чем фишка (вопрос к продвинутым, я не очень мобильный и продвинутый по этой части - предпочитаю ноутбуки)? - Это по поводу заголовка, а сама тема инноваций в России интересна, буду участвовать.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Татьяна Сухадолец пишет: Проблем в инновационной сфере столько, что их перечень может занять не одну страницу, но, если совсем кратко:
  • Есть идеи – нет моделей их развития.
  • Есть идеи – но не ясно, возможно ли ее монетизировать.
  • Есть идеи – но нет денег для реализации.
  • Есть высокопрофессиональные команды – но нет стоящих идей.
  • Есть и стоящие идеи, и финансы, но нет методов, позволяющих продвигать и масштабировать эти идеи.

У меня иное мнение (принципиально отличное от мнения автора) - дело в данном случае не в количестве идей и представленном перечне, а в плохой практике менеджмента в стране. Результат - не можем наладить массовое производство качественной продукции. И когда я столкнулся с остроумным чисто русским решением -

( "не могем" сами - дадим китайцам массовое производство, а сами будет творить дальше - пора этот опыт перенять и автопроизводителям :))) ), -

что в моем первом комменте, то сначала подумалось - пора знающим язык всем поголовно драпать за бугор.

Но поскольку мне уже поздно (учить язык) - придется искать решение здесь. Я его назвал - оно очень простое и доступное ЛЮБОЙ компании в стране - ставить лучшую практику управления (инструментарий для этого избыточный). Так как без массового производства качественных товаров и услуг - http://www.e-xecutive.ru/management/practices/1984... (по этой ссылке тема более подробно, да простят меня мои оппоненты, полагающие, что только для рекламы своих публикаций я участвую в обсуждениях :)) ничего не получится.

Генеральный директор, Москва
Александр Жаманаков пишет:
Я помню как это идея вообще родилась.

Дело в том, что статья вообще не про Ipad. Редакция e-v ставит свое название, я не против), их площадка - им решать.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Александр Жаманаков пишет:
... волевым движением руки, представитель, остановил охрану и дал нам с ним пообщаться в течении часа. Мы и рассказали ему саму идею, переносного компьютера...

А также, мы рассказали Эйфелю идею его башни. А ранее, таким же рассказом сбили Колумба с пути истинного. :)

Генеральный директор, Москва
Владимир Токарев пишет:
У меня иное мнение (принципиально отличное от мнения автора) - дело в данном случае не в количестве идей и представленном перечне, а в плохой практике менеджмента в стране. Результат - не можем наладить массовое производство качественной продукции.

Спасибо за отзыв. Прочла вашу статью. Вы пишите, что плохой менеджмент и поэтому не можем наладить много качественной продукции. Если подойти реально к ситуации: много качественной продукции - сколько надо денег? Я в проекте Superjet при финансирование занималась, как эксперт, частью проблем. Для информации, чтобы разработать только новое напыление на лопатку газотурбинного двигателя собираются: General Electric, Siemens, Alstom - делают фонд и в течение 5-7 лет разрабатывают напыление. А вы знаете, что Россия в целом богата только ресурсами, а не деньгами. У нас банковский капитал в 10 раз! меньше банковского капитала Венгрии. Где деньги предлагаете брать на много качественной продукции?

В статье я в целом указала, что инновации не идут, потому что менеджмент есть, но у него нет методов и инструментов для работы. Методы НИОКРА не подходят. А денег уже ждать не от куда, если только напечатать (но это отдельная тема).


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.