Управление проектами в период кризиса

Ситуация до кризиса — бурное развитие

Интерес к применению проектных методов управления в последние годы демонстрировал бурный рост, причем во всех отраслях экономики. По ходу «взросления» российского проектного управления менялись формы интереса, а вслед за ними и конфигурации консалтинговых услуг.

Еще 10 лет назад вопросы проектного управления рассматривались, скорее, как мода или даже своеобразный «фетиш» отдельных руководителей. Полезным считалось само включение в управленческий лексикон слов «проект», «проектное управление». Но к концу этого периода уровень общих теоретических знаний стал выше и спрос на услуги управления проектами конкретизировался. Задачи проектного менеджмента начали привязываться к текущим процессам компаний, оргструктурам, стратегии развития.

Многие российские компании вслед за западными переориентировались и вместо масштабных внедрений тяжелых решений, которые обычно затягиваются на годы, стали выбирать решение выделенных задач. Некоторые компании, следуя западному тренду, решались и вовсе передавать отдельные функции проектного управления в зону ответственности внешней профессиональной команды. Аутсорсинг стал выделяться в отдельное бизнес-направление многих консалтинговых компаний.

Еще одна особенность развития проектного управления в России последних лет — это возрастающее внимание к этой сфере со стороны органов государственной власти. Причем не только регионального, но и федерального уровня. И это понятно, ведь для реализации масштабных проектов государственного значения (ПНП, государственные и целевые программы) требуются прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования. Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.

 

Но, несмотря на бурное развитие, к кризису рынок проектного менеджмента подошел разношерстным. Выявились проблемы роста, заключающиеся в глобализорованных целях заказчиков, не обусловленных готовностью и реальными потребностями, в «рыхлых» решениях ряда подрядчиков, создававших системы управления второпях из-за растущего спроса.

Непростое настоящее

Мировой финансовый кризис внес свои коррективы и в область проектного управления. Однако его влияние нельзя оценивать только как негативное. Более того, по наблюдениям наших консультантов, кризис посеял зерна нового интереса, новых возможностей и новых областей использования проектных подходов к управлению.

Во второй половине 2008 года многие компании находились в растерянности, замораживали свои инвестиционные бюджеты. Сейчас ситуация серьезно меняется. Те компании, которые оказались более эффективными, чем их конкуренты, руководство которых было готово не сидеть «сложа руки» в условиях неопределенности, сейчас демонстрируют готовность к внутреннему развитию. Более дальновидный менеджмент прилагает усилия по развитию бизнеса, направленные на дальнейшее повышение его эффективности.

Кроме того, именно сейчас, когда многие получили незаменимый опыт выживания в период кризиса, наблюдается активизация инвестиционной деятельности. Компании ищут новые сферы для своего бизнеса, диверсифицируют инвестиции, вкладываются в проекты, подразумевающие длительные сроки возврата инвестиций.

Если до кризиса приоритет был смещен в сторону проектов рассчитанных на нескончаемый потребительский спрос (например, на девелоперские проекты), то сейчас инвесторы готовы рассматривать возможность вложений в долгосрочные проекты развития. Рассматриваются перспективы создания новых производств, освоения новых технологий, которые принесут прибыль в будущем. Этому способствует и государство, которое все активней применяет инструменты поддержки такого рода проектов.

Естественно, что инвестор, соглашаясь на долгосрочные инвестиции, хочет максимально снизить свои риски. Этого можно достигнуть, только повысив качество управления проектами и программами. Именно поэтому — в связи с ростом требований к системе управления проектами, мониторинга и отчетности, компании обращаются за подобными услугами к профессионалам в данной области.

Если раньше многое строилось на доверии, то сейчас выбор профессиональной команды, способной обеспечить эффективную и прозрачную систему управления выходит на передний план. Выстроенный мониторинг со стороны Инвестора или Заказчика является практически обязательным признаком инвестиционных проектов — люди хотят проверять и контролировать.

В кризис не остается без внимания и управление государственными программами. Федеральные органы власти, являясь одними из крупнейших инвесторов в России, требуют переработку «лозунгов» проектного управления в работающие решения.

Опыт реализации проектов в кризисный год показывает, что развитие не остановилось. Коммерческие компании внедряют отдельные элементы систем управления проектами, которые закладывают основу для будущего развития. Внедряются специализированные решения по программно-целевым методам управления в государственных органах власти (в Министерстве сельского хозяйства РФ, в организациях реализующих госпрограмму подготовки к Олимпийским играм 2014 года и многих других). Расширяется теоретическая база российского проектного управления — создаются новые национальные стандарты в системе ГОСТ Р.

 

Прогнозируемые перспективы

По данным наших аналитических исследований, несмотря на все текущие сложности, проектное управление в России только усиливает позиции, становясь мощным инструментом в борьбе за эффективность и конкурентоспособность.

Затишье на рынке конца 2008 года и первой половины 2009 года сменяется ростом числа «горячих» обращений и пресейлов. Часть из них характеризуется небольшим бюджетами — компании находятся в поиске направления развития, точек опоры в новых условиях. Но это неизбежная реальность, диктуемая рецессией.

 

Формируются новые критерии ценности, предъявляемые к услугам проектного управления: быстрая и конкретная полезность, возможность полностью делегировать ответственность за блоки конкретных работ профессионалам, обеспечение менеджмента компаний своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений информацией.

Вторая половина 2009 года характеризуется готовностью Заказчиков к принятию решений о переходе к контрактным стадиям взаимоотношений по консалтингу, аутсорсингу и внедрению информационных систем. Число реализуемых проектов уже вышло на докризисный уровень.

Однако сегодняшняя структура спроса отличается от докризисного периода. Поменялись типы реализуемых проектов, востребованные услуги, требования к системе управления со стороны Заказчиков и Инвесторов. Фактическое перепрофилирование рынка, в свою очередь, определило необходимость изменений и в консалтинговых компаниях. Некоторые из них не смогли приспособиться к новым требованиям и ослабили свои позиции, что привело к перераспределению нагрузки на более сильных участников рынка.

Эту тенденцию чувствует на себе и ГК «Проектная ПРАКТИКА». В силу возрастающего интереса к проектному управлению, мы рассматриваем возможность отказа от применяемых ранее антикризисных дисконтных программ, что, конечно, не коснется Заказчиков, с которыми уже налажены партнерские отношения или заключены договоры на оказание услуг. При этом в ближайшее время не планируется введение новых систем скидок на консалтинговые и аутсорсинговые услуги. Услуги настоящих профессионалов с огромным опытом реализации проектов остаются востребованными и не могут стоить дешево.

В целом, прогноз развития рынка управления проектами, по оценкам наших специалистов, — позитивный и именно он может оказаться рычагом для выхода из кризиса всей экономики России.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

На мой взгляд статья носит исключительно рекламный характер.[I]'По данным наших аналитических исследований, несмотря на все текущие сложности, проектное управление в России только усиливает позиции, становясь мощным инструментом в борьбе за эффективность и конкурентоспособность. '[/I]Лучше бы вместо пустых слов про 'мощные инструменты в борьбе за эффективность и конкурентоспособность' рассказать об одном маленьком скромном проекте, принесшим практический результат, достигнутых целях, возникших проблемах и том как они решались. Можно даже не называя компанию. Особенно было интересно ознакомиться как достигается «прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования» при строительстве олимпийских объектов, тем более что как пишет автор:[I]'Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.'[/I]А так создается впечатление что как было управление проектами в наших компаниях бесполезной игрушкой/кормушкой , так оно и осталось в большинстве своем.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Вот только про 'Олимпиаду-успешное управление проектом' не надо! :evil: Кого интересует - могу предоставить информацию 'из первых рук', что называется.[B]Еще одна особенность развития проектного управления в России последних лет — это возрастающее внимание к этой сфере со стороны органов государственной власти. Причем не только регионального, но и федерального уровня. И это понятно, ведь для реализации масштабных проектов государственного значения (ПНП, государственные и целевые программы) требуются прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования. Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.[/B]А-а-а-а-а :D :D :D Мать честная! Интересно, человек хоть раз хоть на одном Олимпийском проекте на штабе строительства бывал? В переписку межведомственную и корпоративную заглядывал? ТЭО проектов видел? Договорчики листал? Сравнивал заявления 'генералов кремля' и реальность?Вообще, хоть раз сравнивал генплан строительства к Олимпиаде и реальность НА МЕСТНОСТИ?[B]Мировой финансовый кризис внес свои коррективы и в область проектного управления.[/B]Во всем мире уже сообразили, что текущий кризис - кризис экономической парадигмы, почти экзистенциальный. А в ГК 'Проектная Практика' все еще говорят о финансовом кризисе... 8)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
В целом, прогноз развития рынка управления проектами, по оценкам наших специалистов, — позитивный и именно он может оказаться рычагом для выхода из кризиса всей экономики России.
Смех, да и только! :D :D :D
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
У меня последняя фраза статьи:[COLOR=blue]В целом, прогноз развития рынка управления проектами, по оценкам наших специалистов, — позитивный и именно он может оказаться рычагом для выхода из кризиса всей экономики России. [/COLOR][COLOR=red]смех – не вызывает.[/COLOR]Обычно, считается, что численное значение отношения:(издержки управления) / (издержки исполнения) ≈ 10%Так что, если численное значение отношения:(объём рынка услуг по внешнему управлению проектами) / (общая стоимость реализуемых проектов в экономике России) ≈ 10%тогда, конечно, деятельность фирм типа ГК «Проектная ПРАКТИКА» – это рычаг Архимеда для [COLOR=blue]выхода из кризиса всей экономики России[/COLOR].А если нет?Тогда, Михаил Козодаев выдаёт желаемое за действительное.Но, жизнь показывает, что «вектор развития» «желаемого» Михаилом Козодаевым, направлен, всё-таки, в сторону действительности.По здравому смыслу, кажется, что инновационную долю госбюджета надо бы направлять через специализированный банк на [COLOR=red]кредитование[/COLOR] проектов, соответствующих стратегии развития экономики страны.А фактически, чиновники, под видом национальных проектов, программ и т.п, сохраняют [COLOR=red]систему «распила»[/COLOR] госбюджета. И под эту систему «распила» формируется «отрасль». В ней будут трудиться, как ранее существовавшие фирмы по внешнему управлению проектами, так и вновь создаваемые «высокопрофессиональные группы».И эта перспектива, вряд ли, может вызвать смех.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

С какого перепуга услуги по управлению проектами влияют на ВСЮ ЭКОНОМИКУ РОССИИ :?: [b]Владимир Зонзов,[/b] Вы всерьёз думаете, что КСУП способна решить проблемы коррупции и 'распилов'? :o :D Если Вы так хорошо знаете эту практику, то может поделитесь 'рецептами' ?А в статье кроме рекламы фирмы, к сожалению, я ничего не увидел. :(P.S. Под слоган: 'Всё за Инновационную Россию!' (как в рекламе Сибирской Короны) все бросились 'втюхивать' и 'впаривать' под гос.программы 'всё, угодно'!!! Одни сейчас впаривают (и довольно успешно это пропихнули 'на верху') свои дурацкие лампочки, другие - КСУПы, третьи 'притащат' скоро альтернативы супер-батарейкам 'Энергоджайзер', и прочую 'дрянь'. Мы УЖЕ ГОД прожили в тяжелом кризисе, а НИЧЕГО У НАС НЕ МЕНЯЕТСЯ !!! :evil:

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

[b]Роман Еремян,[/b] помнится, что уже давно были определенные распоряжения ВВП по поводу всех Олимпийских объектов...И как... изменилось ли хоть там что-нибудь 'в лучшую сторону'? ([I]Вы, вроде как, в курсе этой темы?[/I])

Генеральный директор, Санкт-Петербург

)))) В открытом доступе распространятся не могу. Сами понимаете почему) Я [B]очень[/B] в курсе этой темы. С 24.07.2007 года. 8) Проект Олимпийский огромный, распоряжений и поручений была масса, и не только от ВВП. Пишите, что интересует, или прямо по распоряжениям и поручениям - я отвечу. Но в личке. И без передачи дальше, я надеюсь?

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Сергей Лаптев пишет:Если Вы так хорошо знаете эту практику, то может поделитесь 'рецептами' ?
Здесь все очень просто, поверьте. До неприличия просто. Цифры такие приходится подписывать - иногда глаза на лоб лезут от несоответствия реальной стоимости товара или услуг. :DНо я знаю одну безопасную формулировку визы в таких случаях: 'Читал' :D Когда придет КРУ 'священной коровы', меня не за что будет привлечь. Поскольку 'Согласен' я не ставил в таких бумажках.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Сергей Лаптев,Вашим умением читать, я – восхищен.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Сергей Лаптев пишет:.S. Под слоган: 'Всё за Инновационную Россию!' (как в рекламе Сибирской Короны) все бросились 'втюхивать' и 'впаривать' под гос.программы 'всё, угодно'!!! Одни сейчас впаривают (и довольно успешно это пропихнули 'на верху') свои дурацкие лампочки, другие - КСУПы, третьи 'притащат' скоро альтернативы супер-батарейкам 'Энергоджайзер', и прочую 'дрянь'. Мы УЖЕ ГОД прожили в тяжелом кризисе, а НИЧЕГО У НАС НЕ МЕНЯЕТСЯ !!!
Кстати, загляните в это сообщениеhttp://www.e-xecutive.ru/forum/forum14/topic7734/message131878/#message131878Там ссылки, которые могут Вас заинтересовать, как мне кажется.Вы интересовались откатами?По поводу лампочек - если статистика не врет, на бытовой освещение у нас тратится 2% потребляемой электроэнергии.Зато сколько можно откатить на поставках ламп для госучреждений!!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.