5 проблем современного дизайна, которые обходятся слишком дорого

Специалисты резонно заметят, что говорить про дизайн «вообще» – это профанация. Потому что есть дизайн графический, промышленный, текстильный, архитектурный, световой, ландшафтный, интерьера, конкретных видов инструментов и продуктов, еще десятки разных видов, если не сотни. 

Однако в порядке дискуссии позвольте озвучить два тезиса с претензией на универсальность. А именно:

  • Дизайн, конечно, не мертв. Просто развивается абсолютно не так, как изначально задумывалось основоположниками и воспринималось энтузиастами. Сейчас это предельно прагматичная, отчасти паразитическая индустрия. Что чуть больше чем полностью противоречит самому определению дизайна.
  • Несмотря на тупиковость сложившейся ситуации, она может быть исправлена. И будет, причем относительно скоро. Причем позитивный характер изменений радость принесет не всем, особенно в бизнесе. Как обычно, одни впишутся в новый дивный мир, все остальные пойдут на сырье для его постройки.

Для начала про то, что не так с дизайном. Судя по обильной рекламе, это звучит даже как-то странно. Все бодро рапортуют о постоянных улучшениях, инновациях, прорывных решениях. Презентуют новые модели.

Более того, сама реклама — тоже во многом продукт дизайна. Тут явный калейдоскоп остроумных находок, да еще с безукоризненным техническим исполнением. 

В чем же проблема? Их несколько. Можно сгруппировать в виде основных признаков того, что эволюция дизайна давно и уверенно свернула не туда.

1. Клоны клонов

Это сейчас логотипы и бренды выродились в методички для рекламщиков. Когда-то суть торговой марки заключалась в том, что она уникальна прежде всего качеством продукта или услуги. Поэтому, чтобы завизировать корпоративный стандарт этого качества, и понадобилось тавро с факсимиле отца-основателя. Ну или нескольких. Потом многих. Далее это размылось в кашу, где сам продукт уже не особо-то и важен.

Например, посмотрите на автомобили практически любых марок. Все топовые модели похожи друг на друга, словно близнецы. Бытовая техника. Электроника. Многое другое. Конечно, можно сказать что инженерная и художественная мысль развилась до апогея, в итоге все пришли к одинаковому идеальному решению.

Мэтт Деймон в одном интервью популярно объяснил, почему Голливуд перестал пробовать новые жанры и форматы. Интернет изменил правила игры. Добрые старые фильмы собирали кассу дважды — сначала в кинотеатрах, потом на DVD и по кабельным сетям. Причем это были соразмерные бюджеты. А сейчас даже выход на экраны не всегда гарантирует премьере, что ее не предпочтут посмотреть на торрентах. Ставки выросли.

Поэтому кинобоссы инвестируют исключительно в проверенные решения. Выпускают римейки, приквелы, сиквелы. Полные дубли старых лент. Боятся хоть чего-то поменять из уже полученных достижений. Вдруг именно этот эпизод или сюжетная линия окажутся несущей балкой хита?

Возможно, с дизайном происходит похожая беда. Все копируют друг друга и себя прежних. Правда, из любого правила бывают исключения. 

2. Парад понтов

Главный техно-красавчик планеты – гик гиков Илон Маск. Его нарочито угловатый Cybertruck полностью отвечает идее хайпа. Выделиться любой ценой! В этом смысле прекрасно рифмуется другой продукт мастера — огнемет для зомби-апокалипсиса. А что, тоже дизайн!

И надо признать, что дизайн хороший. Вот, мы об этом говорим, помним, любим (или ненавидим с ровно таким же пиарным эффектом). Все удалось.

Все, кроме функционального дизайна. Того самого, о котором Виктор Папанек больше полувека назад писал в своей книге «Дизайн для реального мира». Возможно, этот гимн антиглобализму подзабыли не случайно. Он учит делать полезные технологии буквально из говна и палок, предельно дешево и просто. Причем не в виде абстрактных измышлений — конкретные проекты в строительстве, машиностроении, медицине, электронике. 

Решения без крупных бюджетов не понравились западным бизнесменам. Зато хорошо разошлись по странам Африки и тогда еще не окрепшей Юго-Восточной Азии. Впрочем, как только азиатский тигр научился прыгать, там тоже перестали заниматься производством по три копейки и переключились на мировые бренды (либо на их копии).

Действительно, зачем делать почти вечные ручные водокачки и купола из напыляемого бетона за пару дней. Как на этом зарабатывать? Наоборот, лучше позаботиться о том, чтобы продукция случайно не оказалась слишком надежной и экономичной.

3. Ген старения 

Все же слышали про специально «тонкие» места в различных продуктах? Пластмассовые крепления, иезуитски выверенная нано-толщина, намертво припаянные конденсаторы, кнопки с ограниченным ресурсом. Все для того, чтобы ломалось аккурат через месяц после окончания гарантийного срока.

Любой ПТУшник скажет, как легко повысить срок службы в десятки раз, причем не очень дорого. Но это разрушит парадигму бесконечного потребления. Кто будет покупать новые модели, если старую можно завещать внукам?

Впрочем, возможно проблема касается только промышленного дизайна? Например, как может устареть графика? Эшер вечен, наряду с другими мастодонтами изобразительного искусства. Но тем и отличается дизайн от художественной галереи. 

4. Вирус моды

Оказалось, что дизайн запросто может быть модным. Вот такие идеальные решения. Они служат ровно сезон. Иногда еще нужно разделить на четыре, для синхронизации со временами года. Ну или, например, под выставку – определенное разовое событие.

Без тени улыбки обсуждаются цвета сезона. Какие плашки и растры «носят» в этом году. Дерзкие унифицированные подходы к верстке (тоже краткосрочные, естественно).

Просто невероятно, как быстро мир подсел на калейдоскоп определенных, жестко регламентированных решений. Про них открыто говорят, их демонстрируют подозрительно похоже на дефиле домов моды. Так это и есть мода.

Что ведет к очевидным последствиям, которые тоже на потоке.

5. Готовые решения

Раз существуют типовые варианты дизайнов, логично распространять их в виде шаблонов. Что и делается со впечатляющим размахом. 

Есть библиотеки версток сайтов, приложений. А также буклетов, листовок, плакатов. Чего угодно. Минимальный поиск дает целые россыпи «дизайнов», готовых к скачиванию за копейки или вовсе бесплатно. Как говорится, «если не видно разницы, зачем платить больше».

Так и не платят! Все дизайнерские студии с большими чеками работают не на дизайн, а на понты. Что прекрасно видно по результатам. В обоих смыслах. Вполне реальная ситуация, когда «ваш дизайн говно», зато его презентовала синяя голова, что дает просмотры и охваты. Типа работает.

Но, как и все в мире рекламы, работает плохо. Краткосрочно. Кроме того дуболомно, с эффективностью пробивного спама. Таким образом можно снимать сливки с расслабленно взирающей аудитории. Но затруднительно рассчитывать на приверженность бренду, многолетние фан-группы и поколения клиентов. Через неделю выйдет новая новинка, все переключатся на нее. Это не дизайн, а шоу-бизнес.

Тем не менее дизайнерские решения нужны всем и всегда. Ведь это лекала, по которым собирается абсолютно все, от книг до самолетов. Значит, библиотеки шаблонов не запылятся. Вот где основной трафик и ажиотаж.

Чего изволите

Хорошо, а как нужно-то? Все не так, паразиты захватили ценный жанр дизайна и в планетарных масштабах тиражируют неликвид. Допустим, что дальше? И почему это вообще проблема, если всех устраивает?

Так ведь нет. Толковый UX-тестировщик легко соберет материала на книгу претензий. К сайту, машине, станку, фасону одежды, планировке дома, по любому из применений дизайна. Потому что людям многое не нравится, у них другие запросы. Иногда еще и оригинальные идеи, некоторые из которых вполне себе рыночные, даже технологичные.

Разница хорошо видна по обработке комментариев от конечных пользователей в IT. Там, где обратная связь для начала есть, потом еще и учитывается. Когда новые версии софта выходят не «для галочки», их ждут, им радуются. Самый простой способ посмотреть, как монетизируется внимание к собственным клиентам — заглянуть на маркетплейсы мобильных приложений.

Хорошие отзывы есть у всех. Мало тех, кто реагирует на плохие, выпуская обновления без ошибок, с новым функционалом, полезными интеграциями. Как правило, такие разработчики в накладе не остаются.

Луч надежды

Значит ли это, что ожидание приятных перемен в мире дизайна связано с UX? Отчасти. Несомненно, A/B-тестирование – это одно из лучшего, что случилось в плане оценок качества. Решения должны принимать пользователи дизайна.

Однако главным драйвером роста станет ИИ. Нет, не потому что умные машины разберутся в человеческих проблемах, все наладят и приведут в порядок. Ничего подобного. Наоборот, они усугубят все худшее с невиданным ранее коэффициентом. 

Модных шаблонов станет очень, запредельно много. С идеальным техническим качеством. Горизонтальная конкуренция потеряет всякий смысл. Все желающие получат в точности такого же уровня плагиат. Еще и чистый в юридическом смысле, ведь это творчески переработано и выглядит немного иначе. 

Поэтому можно ожидать, что с одной стороны ценность понтов взлетит до небес. Топовые дизайнеры (или точнее их медийные аватары) будут собирать жатву с целых континентов. Так уже происходит. Но пока в виде единичных и нечастых перфомансов. После того как конвейер клонов выйдет на промышленную мощность, личные бренды станут чуть не единственным способом выделиться на рынке. 

А корпоративные нет! Они и сейчас уже похожи до неразличимости. У всех одинаковый набор из копий сервисов и продуктов. Одни и те же рекламные приемы. «Миссии» как под копирку. Можно переклеить шильдики с логотипами, никто не заметит.

Между тем, уникальность критично важна. Только она гарантирует долгосрочное выживание компании. Неохотно, со скрипом, все больше и чаще бизнесменам придется предпринимать. Это так дискомфортно, затратно, рискованно! Десятилетиями избегали. Но жизнь заставит. Железная рука дружелюбного терминатора вынудит экспериментировать, искать новые виды дизайна.

Потому что ИИ полностью займет нишу комбинаторики из уже придуманного ранее. Ловить там будет нечего. Звезд шоу-бизнеса на всех не хватит. Уже пора начинать думать о своем месте в мире, где техническая планка дизайна взлетит под потолок — но функционально он лучше скорее всего не станет. 

Это шанс для инноваторов. Как ни парадоксально, даже не очень качественные, зато новые идеи будут заметны посреди идеально вылизанного глянца.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Новгород

Вспоминаю рекламу из 90х )) Вот там действительно было раздолье для дизайнеров и сценаристов. Дикий треш на диком треше, но зато было весело. И действительно цепляло глаза, хотя это скорее потому, что рекламы в принципе было меньше

Руководитель проекта, Швейцария

Чтобы получать качественный дизайн - нужно для начала научиться его понимать и ценить ) А не брать на должность "дизайнера" дочку главбуха, которая посмотрела пару видео на ютубе, получила дизайн, подписаный непонятно кем, и теперь самозабвенно "творит")))

Ни в коем случае не упрек автору статьи - просто понимание сути и миссии дизайна в России имеет свою специфику. А конкурс на факультет графдизайна знаменитой школы ECAL в Лозанне давно не опускается ниже отметки 25 человек на место ) 

Злобные шутки про заказчиков с их желаниями "поиграть со шрифтами", имеют под собой весьма веские основания. 

Аналитик, Москва

Помните, как Остап Бендер рисовал сеятеля?
Тогда это произвело плохое впечатление на заказчика, а сейчас бы сказали, что очень креативно и оригинально.

Массовое производство убило многие творческие начала. Автор прав - ИИ убъёт это окончательно. Очень надеюсь, что останется или появиться ниша ручного труда. Как и сейчас ручная работа ценится и у неё масса почитателей. 

Ну не покупает народ автомобили не в тренде. Да, все одинаковые, все примерно одинаоково ненадёжны. Переклеил бирку и вот тебе - новый "Москвич". Уже не нужна "Победа", вызвавшая восторг своим дизайном. Не нужен ГАЗ-69, превративший военный Додж в повседневную машину. Нужно одинаковое. Похожее. Привычное. Иначе успеха не будет. 

Сериал? Никакого творчества! Упаси бог! Одинокая женщина с ребёнокм, которого украл бывший муж, пока она сидела в тюрьме по ложному обвинению. Маша из деревни, приехавшая покорять столицу - сначал окает и неправильно ставит ударения, но в результате природного дара становится женой миллионера. Вот это подходит! Поменьше оригинальности! "Не надо, как лучше, надо как положено!".

Семья - скучно! Давайте сделаем семью из чего-нибудь такого, что нормальный человек лет 20 назад принял бы за сумасшествие.

Даже интересно стало жить - к чему всё это приведёт? Хорошо бы увидеть.

Да - извините, не совсем про дизайн.

Начальник участка, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

Семья - скучно! Давайте сделаем семью из чего-нибудь такого, что нормальный человек лет 20 назад принял бы за сумасшествие.

Анатолий, Вы впервые напугали меня.

Аналитик, Москва
Алексей Уланов пишет:
Анатолий Курочкин пишет:

Семья - скучно! Давайте сделаем семью из чего-нибудь такого, что нормальный человек лет 20 назад принял бы за сумасшествие.

Анатолий, Вы впервые напугали меня.

Так это не я, это тренды очень пугающие. Они и меня пугают.

Аналитик, Калининград

Когда разделение труда для максимальной прибыли достигло предела, когда глобализация привела к тому, что вся прибыль уходит на "пимпочки", соревнование на лучшую пимпочку превращается в театр абсурда... Эта модель умерла ... Когда конечный спрос приведет к спросу на практически-необходимый функционал и вновь потребует функциональности, надёжности и долговечности, все изменится. Подождите немного и вновь потребуются профессионалы

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Лилия Алиева пишет:
Злобные шутки про заказчиков с их желаниями "поиграть со шрифтами", имеют под собой весьма веские основания. 

Дизайн - это довольно сложная сфера, потому что здесь нет на 100% объективных критериев "хорошо" и "плохо", то есть обычно это в том или ином виде вкусовщина. У каждого дизайнера свой взгляд на эти вещи. У каждого начальника дизайнера тоже всегда свой взгляд. Заказчик, который платит деньги за дизайн, обычно ни черта в нем не понимает, но требует, чтобы сделали ровно так, как он себе его представляет. Проблема еще и в том, что дизайн всегда нужно оценивать в контексте - отвечает ли он поставленным целям, решает ли обозначенные задачи. Может быть так, что дизайн ужасен с эстетической точки зрения, нарушает вообще все правила композиции и прочие золотые сечения, но при этом хорошо решает поставленную перед ним задачу. Или наоборот - дизайн шикарен эстетически, очень нравится заказчику, но вообще не решает поставленных перед ним задач. Дизайн - это часть рекламы, а задача рекламы - продавать. Соответственно, дизайн должен продавать. А если он этого не делает - это плохой дизайн, независимо от его визуального совершенства. ИМХО.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Роман Смирнов пишет:
Подождите немного и вновь потребуются профессионалы

Проблема в том, что будет как с инженерами, которые в 90-е годы в России, чтобы прокормить семьи, устраивались менеджерами по продажам и быстро потеряли всю свою инженерную квалификацию. А теперь многим производствам нужны хорошие инженеры - а их взять неоткуда, потому что инженерная школа разрушена, советские инженеры давно на пенсии, среднего возраста - потеряли квалификацию, а молодежь вообще туда не хочет идти. Так что когда потребуются профессионалы - их уже не будет.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.