Зачем развивать личный бренд, если руководитель работает в узкой отрасли

Продвижение собственника бизнеса или топ-менеджеров компании не ограничивается продвижением самой компании и бренда. Многие предприниматели начинают выходить из «тени» собственной организации, понимая, что известность в бизнес-сообществе становится одной из составляющей успешного развития бизнеса. Собственные блоги, социальные сети, СМИ, участие в различных мероприятиях и выступления на них – главные инструменты, используемые для развития собственного бренда. Это все успешно используют предприниматели, чьи компании работают на массовом рынке.

Но есть компании, которые работают в узком сегменте, где все друг друга знают. Сюда можно отнести судостроение, оборонную и нефтегазовую промышленности, строительство... Нужно ли владельцам такого бизнеса заниматься продвижением собственного бренда? Мое мнение однозначное – нужно. Хотя многие предприниматели считают, что им хватает известности в узких кругах и за пределы этого круга выходить не стоит. Однако на крупных рынках всегда есть объемы, продукты и решения, которые можно развивать и предлагать заказчикам. Всегда можно развиваться в выбранной сфере, а значит, всегда есть перспективы для новых полезных знакомств. Как раз для таких активных предпринимателей и руководителей, которые не останавливаются на одном продукте, существует понятие личного бренда.

Как мы начали продвигать собственные бренды

Я сам являюсь совладельцем компании, которая работает в нефтегазовой отрасли, соответственно, узкоспециализированной. И если раньше я считал, что никакой личный бренд мне не нужен, поскольку меня и так знают в нашем кругу, да и вообще продвижением компании особо не занимались, потому что клиентов находили за счет сарафанного радио и прямых продаж, то сейчас я считаю свое мнение ошибочным.

Теперь мы с партнером активно занимаемся продвижением личных брендов и самой компании. Как к этому пришли? Время само диктует, что нужно меняться, если хочешь расширять бизнес. В какой-то момент мы с партнером поняли, что хотим работать не только в нефтегазовой отрасли, но и предлагать свои услуги и продукты в смежных отраслях, но там нас особо не знают. Тогда мы и задумались, что нужно заняться личным брендом каждого. Но что нужно делать, какие шаги предпринимать – не знали. В общих чертах представление имели, но этого мало.

Тогда решили обратиться к специалистам, в коммуникационное агентство. Но прежде ответили для себя на четыре основных вопроса:

  1. Чего мы хотим добиться, развивая личный бренд?
  2. Какие задачи хотим решить при помощи продвижения личного бренда?
  3. Какие ассоциации должны возникать у людей, когда они слышат наши имена?
  4. В каких конкретно вопросах мы можем быть экспертами?

Только после этого мы смогли обозначить цели и задачи, которых специалисты агентства должны были добиться. Когда у тебя есть четкая картина – для чего ты делаешь то или иное действие, тогда и результат будет достигнут.

И вот тут началось! Для начала мы вместе с сотрудниками агентства разработали стратегию продвижения наших личных брендов, куда включили пул СМИ, с которыми хотели бы сотрудничать, список профильных мероприятий и бизнес-клубов для выступлений, соцсети... На подготовку всего этого и согласование ушло недели две. Затем принялись реализовывать все, что запланировали. Начали писать статьи и подготавливать комментарии для СМИ, ходить на радио и ТВ, участвовать в качестве спикеров на бизнес-мероприятиях. А еще надо и собственному бизнесу уделять время. Нужно понимать, что до этого времени мы были люди не публичные, на большую аудиторию не выступали, поэтому в первое время было трудно. Учились ораторскому искусству, не бояться выступать перед публикой... Но и с этим справились.

Стали выходить материалы в бизнес-изданиях и профильных СМИ, мы выступаем на различных мероприятиях, например, организованные Торгово-промышленной палатой, среди подписчиков в соцсетях стали появляться потенциальные клиенты, принимаем участие в программах на радио. Это все произошло не сразу – только через месяц стали выходить первые наши статьи и комментарии в СМИ, через два месяца впервые выступили на мероприятии. Никогда не думал, что периоды согласования всех организационных моментов растянутся на такой длительный срок. Но это того стоило. И потихоньку уже компания стала ассоциироваться с нами, а не мы с ней, стали появляться новые знакомства, переросшие в новые проекты, появились новые клиенты.

Какие выводы я сделал для себя о развитии персонального бренда

  1. Продвижение личного бренда – важная составляющая развития компании.
  2. Когда предприниматель «идет в народ» и начинает коммуницировать с общественностью, он берет на себя определенный риск: что широко освещая свои успехи, так же широко будут освещены его ошибки, проблемы и неудачи. Это, пожалуй, один из самых распространенных страхов, который преследует человека, задумывающегося о развитии личного бренда. Однако этот риск более чем оправдан, потому что к человеку, который начал открыто освещать свою деятельность и деятельность своей компании, даже на закрытом рынке, гораздо больше доверия, чем к малоизвестным, но при этом успешным и уникальным компаниям.
  3. Помимо внешнего личного бренда важно поддерживать личный бренд внутри компании. Конечно, руководителю не занимать лидерских качеств, но когда вы открыто говорите о своей компании, о себе, о коллегах и партнерах в открытых источниках, доверие к вам внутри команды повышается кратно.
  4. Продвигая собственный бренд, нужно всегда учиться чему-то новому. Например, в моем случае, ораторскому искусству – учиться выступать на большую аудиторию с максимальной отдачей.
  5. Нужно планировать свой график как минимум на неделю вперед, чтобы уделить время написанию статей, выступлениям на мероприятиях, ТВ и радио, но и бизнес ни в коем случае не должен страдать.

Личный бренд – работа, а не хобби

Как правило, предприниматели и руководители – люди активные и увлеченные. Это приводит к отсутствию достаточного количества свободного времени, а вопрос формирования личного бренда, скорее всего, отправится к делам не срочным, но важным в знаменитом квадрате Эйзенхауэра. Но эти дела как раз и помогают перейти на новый уровень развития как личного, так и компании.

Развивать личный бренд стоит тем, кто:

  • Понимает, что этот процесс не быстрый, можно потратить полгода или год, чтобы начать получать результаты.
  • Готов тратить на это собственное время и вникать во все процессы.
  • Четко понимает, какие цели и задачи хочет решить при помощи личного бренда.
  • Готов принять в себе отсутствие определенных знаний и навыков и восполнить данные пробелы при помощи обучения или консультаций у специалистов.

Для успешного продвижения личного бренда я бы рекомендовал, как минимум, заручиться помощью специалистов или помощника, совместно с которым необходимо подготовить полугодовой план активностей, поставить цели, провести декомпозицию и понять, с чего же начать этот длинный путь.

Дополнительно не помешает заняться саморазвитием в части ораторского мастерства, ведения страничек в социальных сетях, съемке коротких видео. Это целый пласт и целая индустрия, в которой придется разобраться, даже если вы наймете специалистов. В конечном счете, все это позволит рано или поздно создать определенный медийный вес, который обеспечит необходимый уровень доверия при подписании новых контрактов и получении заказов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Специалист, Пермь

Спасибо за статью.

1. Ряд вопросов.

* "Какие задачи хотим решить при помощи продвижения личного бренда?"

Каков был ответ на данный вопрос в вашем случае.

* При разработке стратегии продвижения:

 - какие качественные и количественные критерии использовались для определения выбора канала коммуникации - конкретного СМИ  ?

Например, мы делаем публикации в профильном Oil&Gas бизнес-журнале  с количеством тиража не менее 10 000 экз./мес и числом визитов на страницу сайта не менее 5 000 в месяц.

- как качественно и количественно был измерен фактический экономический эффект - например, увеличение узнаваемости бренда вашей компании / отдельных лиц? 

- Как могли бы посчитать фактическую "доходность на инвестиции".

Т.е. к каким фактическим результатам привела реализация стратегии? 

Например, увеличение портфеля заказов, более выгодные фин. условия при заключении сделки, выход на иные рынки сбыта, доступ к тендерным площадкам и пр.

При реализации выбранной контент стратегии.

Например на промежутке в 1 (один) год.

- Сколько по времени было уделено реализации стратегии - от подготовки ТЗ/брифа для маркетингового агентства, разработки  первичного медиа-плана до выпуска конкретных инфопродуктов в медиа? Каких трудозатрат это потребовало.

Другими словами, какие "альтернативные издержки" были понесены?

- Как именно велась подготовка инфопродуктов - это полностью

оплата услуг Консультационного маркетингового агентства,

разработка материалов - in-house - силами собственного отдела PR/GR/ Маркетинга или

частично покупка услуг штатных журналистов целевых сми/фрилансеров.

Как вы считаете, подготовка Промоматериалов силами собственных сотрудников была бы более успешной, и почему?

- как оцениваете успешность проведенной промокомпании - построение личного бренда - в сравнении с другими игроками - B2B прямыми и косвенными конкурентами? В чем была ваша уникальность при позиционировании?

- было ли при создании инфоматериалов предпочтение особое одной формы контента.

например, бОльшая часть материалов - промовидео, а не текстовый формат. 

- Какую из примененных форм выпущенных инфопродуктов считаете наиболее успешной по критерию полученного результата - например числу просмотров, генерации лидов и пр.

Консультант, Самара

Я достаточно много работал с собственниками бизнесов. И не понимаю, в чем смысл и польза личного бренда для бизнеса? На мой взгляд, личный бренд - это возможный инструмент а) дополнительной лидогенерации, б) удержания и, как следствие, повышения долгосрочной доходности клиентов. Мой опыт говорит, что ни ту, ни другую задачу личный бренд не выполняет.

Я знаю  бизнесмена, который создал и развил очень успешный личный бренд (да в моём городе его многие знают). Но все попытки монетизации путем конвертации в лиды или удержание клиентов были безуспешны. Аудитория личного бренда и потребительский сегмент его бизнеса не пересекаются, и не могли пересечься априори. Удержание тоже не зависит от его репутации, а зависит от качества работы тех или иных его специалистов - если они косячат, бьют по карману клиентов, и клиенты массово уходят, то никакой личный бренд их не удержит. Бизнес - суровая штука, и остаться обслуживаться в компании, где собственник - "классный пацан", а его нерадивые сотрудники наработали клиенту убытки на десятки и сотни тысяч рублей - такой себе аргумент.

Я не увидел у автора кейсов, как его личный бренд помог бизнесу увеличить продажи, прибыль, или снизить расходы на привлечение клиентов

Есть ещё один подводный камень личного бренда. Когда собственник позиционирует себя вовне, как "классный парень", то это может по вполне объективным причинам расходиться с реальным внутренним имиджем. Сотрудников начинает корёжить от несоответствия реального и пиарного образов, и они просто пачками начинают уходить. Бизнес терпит убытки и теряет позиции  на рынке.

Поэтому, моё категорическое мнение таково: личный бренд, если ты не блогер, не эксперт-одиночка в какой-либо области, не шеф-повар наконец - это самолюбование чистой воды. Пользы своему бизнесу личный бренд собственника принести не способен. Ну, или с удовольствием послушаю реальные кейсы. Повторюсь, что в статье их нет.

Инженер, Томск

 В какой-то момент мы с партнером поняли, что хотим работать не только в нефтегазовой отрасли, но и предлагать свои услуги и продукты в смежных отраслях, но там нас особо не знают. Тогда мы и задумались, что нужно заняться личным брендом каждого.

Альтернатива: привлечь эксперта из соответствующей отрасли уровня заместителя директора крупного предприятия в той отрасли.

Это все произошло не сразу – только через месяц стали выходить первые наши статьи и комментарии в СМИ, через два месяца впервые выступили на мероприятии. Никогда не думал, что периоды согласования всех организационных моментов растянутся на такой длительный срок. 

Привлеченный эксперт запросто будет "ключником" в новой отрасли, период согласования можно сократить примерно на 1/3.

 

Александр Мищерин +385 Александр Мищерин Президент, председатель правления, Санкт-Петербург

Да что вам так дался личный бренд? Столько мусора на эту тему! Личности личный бренд не нужен, он даже слов таких не знает, а "неличность" никакими приемами, кроме  труда и повышения уровня интеллекта этого не добъется. И уж тем более не прочтением подобных статей или покупкой курсов "по развитию личного бренда"!

Честно занимайся своим делом,  стань специалистом, и "личный бренд" тебя найдет.

Что касается "развития личного бренда посредством написания статей и всего такого", то на практике все получается наоборот. Это как в анекдоте. "Ваня. раньше только твоя семья знала, что ты дурак, а благодаря Интернету об этом узнали все". Надо писать УМНЫЕ статьи, уж если так распирает, а не  "графоманить"  собственной некомптентностью. Подавлялющее большинство статей на данной  паблике не демонстрируют ничего, кроме некомпетености их авторов. Лет десять назад, конечно, такое тоже было, но хоть что-то интересное появлялось. Были, конечно, и отморозки. но это были личности. А сейчас...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.