5 трендов цифровизации, которые снизят расходы компаниям

Кризис 2020 года показал бизнесу, что IT — это ценный ресурс, с которым нужно уметь обращаться, чтобы в момент потрясений оказаться готовым к перегрузкам. Ведь если доступ к офлайновым услугам и спрос на них катастрофически сократились, то нагрузка на онлайн-услуги выросла кратно. И те, кто накачали «мышцу цифровизации» до кризиса, неплохо с этим справились: не упали под нагрузкой, но и не переплатили за эту устойчивость. 

В 2020 году технологии устойчивости и экономии только продолжат свою эволюцию. Вот пять из них, которые нужно учитывать уже сейчас, чтобы быть готовым к любой новой турбулентности.

1. Переход в облако — работающий способ экономии

С одной стороны, механика оптимизации расходов в облаке широко известна. С другой — для перехода к облачной инфраструктуре в разных отраслях существовали разные препятствия. Облака «созревают» и снимают эти помехи достаточно постепенно, так что поток компаний, которым внезапно пришло время перейти в облако, до сих пор не иссякает.

По данным Gartner, в 2022 году около 60% организаций будут пользоваться услугами облачных провайдеров, то есть по сравнению с 2018 годом их количество возрастет вдвое. Предполагается, что в 2020 году рынок публичных облачных услуг во всем мире вырастет на 17% (также по данным Gartner, 2019 года). На облачные сервисы компании потратят $ 266,4 млрд.

В Forrester в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса, пересмотрели прогнозы на 2020 год. И теперь ожидают, что спад на рынке IT-технологий составит до 50%. Однако, как отмечают аналитики, снижение спроса будет наблюдаться не во всех сегментах — ожидается рост спроса на облачные технологии и увеличение расходов на специализированное программное обеспечение, коммуникационное оборудование и телекоммуникационные услуги, нужные для удаленной работы и обучения. Это связано с тем, что компании переводят сотрудников на работу из дома, а школы переходят на дистанционное обучение. 

Благодаря облачным сервисам можно модернизировать IT-систему, поддерживать инфраструктуру без существенных затрат и в итоге сократить расходы компаний. Именно ради оптимизации расходов, по данным Opsramp, Skyhighnetworks и Directive, переезжают в облако в 47% случаев. 

Например, у интернет-магазинов в разное время года инфраструктура нагружена неравномерно. В «черную пятницу» компаниям требуется больше вычислительных мощностей. Но обслуживать инфраструктуру, которая используется несколько дней в год, — дорого и нерационально. 

В облаке эта проблема решается с помощью автоматического масштабирования. Мощности виртуальных ресурсов, которые ритейл получает у провайдера, регулируются в зависимости от количества покупателей. Причем интернет-магазин платит только за использованные мощности. «Черная пятница» закончилась — затраты на инфраструктуру резко сократились.

2. Автоматизация в облаке позволяет ускорить разработку софта 

Компании автоматизируют разработку софта в облаке. Спрос на облачные платформы растет: в 2020 году, прогнозирует Gartner, рынок решений PaaS (платформа как сервис) вырастет до $ 39,7 млрд, в 2019 году цифра была значительно меньше — $ 32,2 млрд. 

Прогноз дохода от услуг общедоступного облака в мире в миллиардах долларов США:

 

2018

2019

2020

2021

2022

IaaS

32,4

40,3

50,0

61,3

74,1

PaaS

26,4

32,2

39,7

48,3

58,0

SaaS

85,7

99,5

116,0

133,0

151,1

PaaS — это готовые инструменты, развернутые в облаке. Например, к ним относят системы управления базами данных, среды машинного обучения и аналитики больших данных. Эти решения необходимо настраивать под требования компании, но не нужно строить с нуля. Оптимальную конфигурацию берет на себя облачный провайдер: компании не нужно следить за настройками, обновлениями и безопасностью.   

Преимущество PaaS — в экономии времени IT-специалистов. Например, эксперты не тратят время на разработку собственной базы данных, а сразу начинают работать, используя готовое решение. Благодаря этому даже у небольших стартапов есть возможность создать в облаке автоматизированную инфраструктуру для разработки. Причем, как отмечают в Gartner, около 50% решений, которые предлагают сегодня облачные провайдеры, доступны только в облаке — больше нигде их нельзя получить. 

3. Многие компании переходят к модели cloud only

Компании, работающие в различных сферах, в частности, в финансовом секторе, медицине, здравоохранении и ритейле, постепенно придут к модели cloud only («только облака»). Другими словами использование облачной инфраструктуры станет для них единственным вариантом. Он выгоден, поскольку благодаря переезду в облако возможны переход на современную архитектуру и модернизация IT-системы.

Еще одно преимущество облака — готовые компоненты, в частности, инструменты PaaS (приложения как сервисы) и приложения в маркетплейсах. С их помощью возможно выстроить инфраструктуру под запросы конкретной компании. Это похоже на создание цельной модели из отдельных деталей конструктора. Но в качестве деталей выступают среды машинного обучения, системы мониторинга, базы данных, контейнеры для приложений и другие решения.

Например, крупнейшая фриланс-биржа в русскоязычном интернете FL.ru сначала развернула в облаке Mail.ru Cloud Solutions инфраструктуру и перенесла данные в облачное хранилище. Позднее в компании решили перейти на микросервисную архитектуру и стали в облаке использовать Kubernetes как сервис. Возможность добавлять необходимые сервисы по требованию, без лишних затрат на оборудование — большое преимущество облачных вычислений. 

4. Компании вкладываются в машинное обучение и искусственный интеллект

Расходы компаний на системы искусственного интеллекта, по данным IDC, будут расти на 28,4% в год и к 2023 достигнут $ 97,9 млрд. Пока ИИ чаще всего используют для автоматизации клиентского обслуживания и продаж, поиска и предотвращения угроз, а машинное обучение помогает добыть полезную информацию из любых данных: документооборота, транзакций, видеозаписей камер, что позволяет принимать решения, основанные на аналитике, а не на интуиции. 

Значительные расходы на системы искусственного интеллекта наблюдаются в розничной и банковской индустриях. Ритейлеры вкладываются в автоматизацию обслуживания клиентов. Банковская индустрия сосредоточит инвестиции на автоматизированных системах кредитного скоринга и предотвращения угроз, а также на анализе и расследовании случаев мошенничества.

Так, банк Goldman Sachs автоматизировал трейдинг и сократил расходы на зарплату трейдеров в 300 раз. Банк JPMorgan Chase использует алгоритм, который за минуты обрабатывает 12 000 кредитных договоров за несколько минут. В Китае голосовой помощник на основе искусственного интеллекта помог компании Ziyitong увеличить возврат долгов с 20% до 41%. Он обзванивал должников и строил разговор с учетом информации о них так, чтобы повысить вероятность погашения кредита. 

Какие еще индустрии будут вкладываться в ИИ:

Источник: Mail.ru Cloud Solutions

5. Бизнес использует данные IoT-устройств для поиска гипотез и прогнозов 

В 2020 году, согласно отчету Gartner, количество умных устройств, которые используют на предприятиях и в сфере транспорта, возрастет на 21%. Быстрее всего интернет вещей проникает в ЖКХ: IoT-устройства нужны коммунальным компаниям, чтобы обеспечивать безопасность и замерять расход электроэнергии.   

В других сферах бизнеса тоже заинтересованы в интернете вещей. Например, ритейлеры с помощью датчиков могут контролировать запасы товаров, экономя на персонале. Уже появились умные полки — они следят за количеством товаров и подают сигнал, если они закончились или расставлены неправильно. Такую систему используют в магазинах Levi’s Plaza в Сан-Франциско. 

С развитием IoT увеличивается количество данных, получаемых с умных устройств, а их обработка переходит в облака. Причем платформы IoT будут поставлять достоверные большие данные для движков машинного обучения. 

Обрабатывая эти данные, компании получат возможность разрабатывать бизнес-гипотезы и строить прогнозы. Например, находить решения, позволяющие привлекать новых покупателей или увеличивать прибыль. В этой связи бизнесу интересны облачные IoT-сервисы. Они помогут компаниям экономить ресурсы на разработку специальных платформ, то есть быстрее внедрять системы индустриального интернета вещей без существенных затрат.

Как ускорить цифровизацию компании

Все эти тенденции отражают текущий этап диджитализации бизнеса в мире и в России. В 2020 году все новые рутинные операции в инфраструктуре можно задействовать через провайдеров инфраструктурных и платформенных облачных сервисов, а экспертизу получить от компаний, предоставляющих консалтинг, интеграцию, IT-аутсорсинг, аутстаффинг.

Большинство современных IT-систем включают элементы, полученные в виде услуг. Это может быть консультация по архитектуре будущего продукта, услуга по внедрению системы аналитики, аренда облачных баз данных или аутсорсинг управления сервисами компании (managed services). Такая передача рутины или высокоэкспертных задач на аутсорс помогает компаниям фокусироваться на собственном бизнесе, а дополнительные сервисные подразделения и капитал наращивать только тогда, когда это оправдано.

Умение работать с такой IT-системой, построенной на внешних сервисах, получать от нее максимум, создавать и поддерживать рабочие процессы и видеть направления будущего развития — пожалуй, та самая компетенция, получение которой не стоит откладывать в долгий ящик. Навык работы в такой гибридной экосистеме поможет бизнесу адаптироваться к любым кризисам.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Хорошее начало.

Что бы хотелось обсудить дополнительно: география оказания услуг Cloud Computing в России, требования к инфраструктуре (включая последнюю милю), перерывы в работе и связанные с этим риски для заказчика, параметры SLA, возможность подписания E2E контрактов с корпоративными заказчиками.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:
хотелось обсудить дополнительно

Это всё вам просто будут давать) а, вы будете брать))) вопрос важный и не затронутый -- безопасность. Одно дело-- свой сервер, где вся твоя инф-я. Другой, облако. В которое ты и зайти не сможешь, если там что-то или у кого-то случится. Опять же, где сервера этого облака, дата-центры? В чьих руках главный рубильник? Вон, Мадуре опять суд Мелкобритании отказал в выдаче своего же золота, под дермократическим предлогом. Америка, так же не отдаёт золото Германии много лет. Конечно же, облако это хорошее и удобное решение, особенно для МСБ. И, особенно, если там несколько универсальных коробок, под типы и сферы бизнеса. Но, был случай из жизни, когда облако зависло на полдня и мы не могли попасть в свою срмку. После этого, ушли из облака и перевели всё на свой сервер.

Консультант, Украина
Валерий Андреев пишет:
Евгений Равич пишет:
хотелось обсудить дополнительно

Это всё вам просто будут давать) а, вы будете брать))) вопрос важный и не затронутый -- безопасность. Одно дело-- свой сервер, где вся твоя инф-я. Другой, облако. В которое ты и зайти не сможешь, если там что-то или у кого-то случится.

Правильно мыслите. С точки зрения безопасности - надо использовать как минимум сразу два разных облачных провайдера. Для меня это типичный кейс, все крупные компании так делают.

А еще надо сохранять безопасность в облаках, причем от них же самих :)

Ну и да - консалтинг от облаков позволит вам легко интегрировать все это дело но за очень высокую цену, так как облачным интеграторам это выгодно.

Именно по этому крупные компании остерегаются их использовать.

 

Консультант, Москва

Очевидны потенциальные пробелы предлагаемого решения:

1) наверное нужно резервировать облачное решение, нужен горячий резерв или вариант быстрого развертывания из резервной копии, используя альтернативного поставщика услуг.

2) ни малейших иллюзий, никаких надежд на сохранение конфиденциальности данных, ушедших в облако. Возможность для правоохранителей в любой момент парализовать фирму даже не выезжая к вам в офис... и т.п.

3) экономия на услугах ужасно "дорогих айтишников" уже частично учтена в ценнике поставщика услуг. Но совсем без компетенций, особенно в части безопасности, нельзя. Надежный, честный аутсорс может обойтись не дешевле карманного специалиста, находящегося более или менее под контролем и в зависимости от вас....

Консультант, Москва
Андрей Роговский пишет:
Валерий Андреев пишет:
Евгений Равич пишет:
хотелось обсудить дополнительно

С точки зрения безопасности - надо использовать как минимум сразу два разных облачных провайдера. Для меня это типичный кейс, все крупные компании так делают.

А еще надо сохранять безопасность в облаках, причем от них же самих :)

Ну и да - консалтинг от облаков позволит вам легко интегрировать все это дело но за очень высокую цену, так как облачным интеграторам это выгодно.

Именно по этому крупные компании остерегаются их использовать.

 

одновременно написали почти одно и то же )

Генеральный директор, Москва
Валерий Андреев пишет:
Евгений Равич пишет:
хотелось обсудить дополнительно

Это всё вам просто будут давать) а, вы будете брать))) вопрос важный и не затронутый -- безопасность. Одно дело-- свой сервер, где вся твоя инф-я. Другой, облако. В которое ты и зайти не сможешь, если там что-то или у кого-то случится. Опять же, где сервера этого облака, дата-центры? В чьих руках главный рубильник? Вон, Мадуре опять суд Мелкобритании отказал в выдаче своего же золота, под дермократическим предлогом. Америка, так же не отдаёт золото Германии много лет. Конечно же, облако это хорошее и удобное решение, особенно для МСБ. И, особенно, если там несколько универсальных коробок, под типы и сферы бизнеса. Но, был случай из жизни, когда облако зависло на полдня и мы не могли попасть в свою срмку. После этого, ушли из облака и перевели всё на свой сервер.

Все правильно, могу добавить и другие (и более специальные) вопросы, мой список достаточно длинный. Безопасность, к примеру, если все понимают эти проблемы одинаково, тема очень широкая.

Но я начал с нескольких самых общих вопросов, от географии до структуры контракта. Давайте вместе посмотрим, как пойдет обсуждение.

Генеральный директор, Москва
Илья Мытин пишет:

Очевидны потенциальные пробелы предлагаемого решения:

1) наверное нужно резервировать облачное решение, нужен горячий резерв или вариант быстрого развертывания из резервной копии, используя альтернативного поставщика услуг.

2) ни малейших иллюзий, никаких надежд на сохранение конфиденциальности данных, ушедших в облако. Возможность для правоохранителей в любой момент парализовать фирму даже не выезжая к вам в офис... и т.п.

3) экономия на услугах ужасно "дорогих айтишников" уже частично учтена в ценнике поставщика услуг. Но совсем без компетенций, особенно в части безопасности, нельзя. Надежный, честный аутсорс может обойтись не дешевле карманного специалиста, находящегося более или менее под контролем и в зависимости от вас....

Вопрос прежде всего в том, какие, собственно, проблемы решаются тем или иным образом. Решение без проблемы я бы слишком долго не рассматривал.

Если мы говорим о стоимости - давайте сравним структуры затрат и сами затраты за период. Так мы быстрее поймем, что мы экономим - и экономим ли вообще.

Если нужны какие-то определенные технические ресурсы в рамках новой или развития существующей архитектуры - это другие проблемы, которые решаются и другими способами.

Конфиденциальность данных - обсудим и это, но отдельно от прочего.

Нехватка квалификации сотрудников - еще одна тема ... .

-----------------

Дело не в порочности Cloud Computing как концепции предоставления IT как услуги. Если смотреть на детали и делать это честно, то преимущества очевидны, и их вполне достаточно - финансовых, технических и прочих. Недостатки предложения обычно тоже не скрывают, или их, по крайней мере, можно обсуждать с конкретным провайдером как предмет для торговли. Если компания хорошо понимает свои потребности на ближайшие 2...3 года, то остальное можно посчитать достаточно быстро и реализовать в разумные сроки. Но без таких данных и требований беседа не имеет смысла.

 

 

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:

Правильно мыслите. С точки зрения безопасности - надо использовать как минимум сразу два разных облачных провайдера. Для меня это типичный кейс, все крупные компании так делают.

А еще надо сохранять безопасность в облаках, причем от них же самих :)

Ну и да - консалтинг от облаков позволит вам легко интегрировать все это дело но за очень высокую цену, так как облачным интеграторам это выгодно.

Именно по этому крупные компании остерегаются их использовать.

Все понятно, кроме выводов. 

Посмотрим на пользователей Salesforce.com CRM? Или SAP Cloud Platform? Taleo? 

Новый день - новые проблемы, но сами процессы перехода в Cloud запущены достаточно давно, и темпы и география пока только растут.

Аналитик, Москва

Статья правильная, но позвольте поёрничать - статья про "снизить расходы", а тексте в основном о доходах:

Прогноз дохода от услуг общедоступного облака в мире в миллиардах долларов США:

 

2018

2019

2020

2021

2022

IaaS

32,4

40,3

50,0

61,3

74,1

PaaS

26,4

32,2

39,7

48,3

58,0

SaaS

85,7

99,5

116,0

133,0

151,1



Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

Статья правильная, но позвольте поёрничать - статья про "снизить расходы", а тексте в основном о доходах:

Прогноз дохода от услуг общедоступного облака в мире в миллиардах долларов США:

 

2018

2019

2020

2021

2022

IaaS

32,4

40,3

50,0

61,3

74,1

PaaS

26,4

32,2

39,7

48,3

58,0

SaaS

85,7

99,5

116,0

133,0

151,1

Насколько я понял, прогноз, скажем, по IaaS - рост примерно на 20% в год. Возможно, но не обязательно, скоро проверим.

Но есть более интересные для корпоративного рынка сценарии работы - Private Cloud и Hybrid Cloud. Как уже отмечалось ранее, расходы нужно сравнивать с расходами, указывая период, а также размер компании и детали географии. Посмотрим, как COVID-19 и американо-китайская торговая война повлияют на подобные расчеты и прогнозы.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.