Как тратить меньше: 4 приема из корпоративной экономии для семейного бюджета

Жизнь – штука неравномерная. Все как у зебры: белая полоса, черная полоса, жопа. По мере приближения к подхвостью, все актуальнее становятся способы экономить. На этот счет есть разные подходы.

Кинематограф учит стиснуть зубы до хруста и просто больше работать. Например, в фильме «В погоне за счастьем» герой поделился таким лайфхаком на неоплачиваемой (к слову!) стажировке: отказаться от ладно там чая или кофе, а от воды из кулера! Чтобы дважды экономить время. Сначала на питье, потом на обратном процессе. Весь сэкономленный ресурс без остатка инвестировать в звонки и продажи. И потом придет это самое счастье в виде вожделенной работы. 

В биографии Роберта Кийосаки была любопытная страница. Он два года жил в машине. Причем не один, а с женой. Не всякие отношения выдержат такие условия, когда туалет в «МакДональдсе» (все происходило задолго до появления «Вкусно – и точки»), а продавцы уже привычно смотрят на тебя, как на бомжа. Потом дела пошли лучше, парень стал сначала миллионером, потом мультимиллионером и «богатым папой» для предпринимателей по всему миру. 

Это классическая американская мечта. Все как в фильмах раннего Ван Дамма. Сначала надо выхватить максимальное количество джебов, маваши гери (виды ударов в боксе и каратэ – прим. ред.) и зрелищных пинков с вертушки в челюсть. Потом изящно вскочить, стряхнуть с себя пыль и навалять всем негодяям (не забывая хохмить и делать тонкие комплименты дамам на трибуне).

Но можно как-то менее киношно, без чрезмерного героизма и зашкаливающих рисков? Просто тратить как можно меньше, не заваливая качество жизни. А также не лишая себя будущего, в разных смыслах. Если просто переехать из квартиры в сарай, питаться дошираками и вместо Discovery смотреть в грязную стену — то депрессия практически гарантирована. Так себе «экономия», зачем тогда все?

Посмотрите, как справляются с турбулентностью бизнес-джеты. У компаний давно отлажен антикризисный менеджмент. Да и безо всяких сложных времен редко какая фирма тратит деньги безумно. Как правило, их финансовая политика выстроена прагматично.

Самое время масштабировать эти приемы на семейный бюджет.

1. Следим за ликвидностью

Забавно, что главный принцип рентабельности вообще не принято озвучивать за пределами коммерческой деятельности. Ведь личная жизнь как бы вся про траты. На работе зарабатываем, дома тратим. 

Не только дома. Например, можно запросто провести пять лет в универе и лишь после выпуска задуматься о том, нужна ли вообще такая профессия. 

Может, стоит учитывать ликвидность заранее? В самых разных смыслах. Оценивать перспективы любых денежных вложений.

  • Лучше купить машину (тем более в кредит) или ездить на общественном транспорте и такси?
  • Новая куртка поможет выглядеть статусно, повысит шансы получить выгодную работу?
  • Ежедневный капучино действительно вдохновляет и повышает работоспособность?

Речь не о грошовой экономии. Подход в том, чтобы от покупок перейти к инвестированию. Когда понятно зачем — можно вложиться, и даже крупными суммами. Хоть бы и последними.

Только не забывайте о риск-менеджменте. Покупка биткоинов часто воспринимается как инвестиция, хотя, судя по цифрам, это скорее развлечение. Абонемент в фитнес выглядит безупречно полезным, но, может, сначала дома поотжиматься от пола? Часто расходы не выдерживают проверки, а значит, без них легко можно обойтись.

2. Кого уволить 

Антикризисные меры напрямую ассоциируются с сокращениями, и это не случайная рифма. Регулярные траты — самые опасные. Если можно отказаться от чьих-то услуг, стоит это сделать. 

В минуту опасности компании беспощадно увольняют всех, кроме жизненно необходимых. Причем не только из своего штата. Также подрядчиков, поставщиков, иногда даже партнеров. Тех, кто требует регулярных расходов «на перспективу», без немедленной и почти гарантированной отдачи. 

Как это можно применять в обычной некоммерческой жизни?

  • Готовить самим чаще, чем покупать готовую еду.
  • Делать мелкий ремонт своими руками — дом, гараж, одежда, техника. Все, что по силам.
  • Заниматься с детьми вместо поиска репетиторов.
  • Возможно, курсы стрижки быстро окупятся (а еще могут генерить доход).

Аналогично всем другим способам экономии — нет самоцели зажать все до копеечки. Скаредность не окупается, наоборот, она обходится дороже. Однако часть тех функций, которые обычно приобретаются в виде внешних услуг, реально закрывать самостоятельно. Умножаем на месяцы и годы, получаем заметную экономию!

3. Закупки вместо шопинга

Представляете, как крупная компания берет новую мебель по баннеру из спама? Или директор шел мимо витрины, засмотрелся — и вот у всех в офисе новая униформа! Такое бывает только в анекдотах. Еще у банкротов, что лишь добавляет мотивации действовать иначе.

Как выглядят нормальные закупки на фирме с психически здоровым руководством:

  • Все приобретения строго по плану.
  • План дополнен регулярным мониторингом для оценки потребностей.
  • Инвентаризации сводят баланс по остаткам.
  • Управление запасами рачительное. Но есть резервы для экстренных нужд.

Наконец, любые закупки сильно отличаются от шопинга. Никакой импульсивности, just business. Это полезная практика. 

  • Не покупайте ничего на голодный желудок.
  • Выспитесь перед серьезными решениями.
  • Прогуляйтесь.
  • Отложите любое супер-выгодное предложение хотя бы на день.

И поставьте все на поток. Закупки – это процесс. Не надо ничего брать «по случаю». Если в списке было записано: «Картошка. Молоко. Хлеб» — именно это и надо принести домой. А вовсе не подвернувшиеся авокадо и паштет из печени трески.

4. Жесткая торговля

Бизнес использует тендеры. Отбирает по нижней цене, настаивает на бесплатной доставке, расширенной гарантии. Оптовые скидки оценивают по абсолютным значениям, количество нулей в рекламе никого не интересует.

Ладно, выкручивать руки поставщикам получается не у всех. И даже когда кто-то так удачно экономит — другие компании попадают на полгода отложенных платежей с сумасшедшими переплатами по логистике за свой счет. Это все понятно.

Позитивный момент в том, что торговаться можно и нужно. Всегда, везде. Даже там, где это кажется нереальным. 

Не думайте о том, насколько это выгодно или нет продавцу. Пусть он сам об этом беспокоится. Занимайтесь собственными интересами. Возможно, достаточно спросить о чем-то, чтобы для вас сделали приятное исключение.

У многих дилеров есть маржа по цене. Кто-то закрывает личный план продаж, чтобы получить квартальный или годовой бонус. Другим просто все равно, лишь бы отстали. 

  • Даже в супермаркете можно спросить новую коробку с фруктами, чтобы выбрать получше.
  • Потом забрать саму коробку бесплатно. Иногда пластиковую (точно такую же, как продается за деньги на другом этаже).
  • Сначала узнать минимальную сумму чека для акции, пробить его — и потом уже оплатить основную корзину со скидкой.
  • Кооперироваться со случайным соседом по торговому залу, набрать «3 за 2» и поделить потом поровну.
  • Спросить скидочную карту в очереди, у продавца.
  • Установить приложение нового магазина прямо в торговом зале и тут же расплатиться приветственными бонусами.

Только не загоняйтесь в желании сэкономить. Главный и обычно единственный козырь успешной торговли заключается в готовности отказаться от сделки. Не отдают дешевле, с «допами» и особыми условиями? До свидания! Экономия 100% суммы круче любой распродажи.

На чем лучше не экономить

Оборотная сторона медали за наибольшую экономию содержит список потерь, к которым привели чрезмерно агрессивные антикризисные меры. Поэтому здравый менеджмент умеет вовремя притормозить. Иначе экономия «в моменте» может обойтись слишком дорого потом.

  • Поиск новых специалистов, онбординг, слаживание команды — задача на годы. Лучше не разгонять всех, а удержать на частичной занятости.
  • Легко отказаться от аренды, но как потом вернуть козырное место для магазина?
  • Аннулировали программу лояльности, клиентов переманили конкуренты. Во сколько обойдется обратное движение? Не факт, что вообще это получится.

Похожим образом обстоят и личные дела. Есть вещи, на которых экономить в буквальном смысле себе дороже:

  • Здоровье
  • Отношения
  • Саморазвитие

Важно помнить о том, что является ресурсом, а что целью. Деньги на хлеб не намажешь. 

Кроме того, при небрежном отношении к безопасности, потери от промахов могут обойтись дороже любых прямых расходов. Поэтому нужно трезво взвешивать все «за» и «против», а не просто выбирать самое дешевое. 

Ну и больше зарабатывайте, конечно. Возможно, достаточным окажется зарабатывать иначе. В некотором смысле это тоже производная от экономии. Цепко удерживая все привычное, мы лишаем себя новых возможностей. Между тем, ключевой принцип экономии вовсе не в том, чтобы больше сэкономить (как ни странно).

Важно не допускать кассовых разрывов и следить за тем, чтобы рентабельность росла. Лучше маленькая прибыль, чем большие понты при ее отсутствии.

Не стесняйтесь «резать косты». Причем сразу, не дожидаясь последнего мешка денег. Все что получится сохранить сейчас, позволит сторицей вложиться на следующем витке экономических графиков. Прибыль будущих периодов поделят выжившие.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

автор думает, что про Роберта Кийосаки никто не читал??? куда интереснее прочитать про личные примеры успеха .....

HR-директор, Йошкар-Ола

Про Кийосаки, кстати, по мнению многих исследователей, он имеет тенденцию "приукрашивать" свои достижения и факты из жизни. Без ярких моментов ведь не продашь свою книжонку про успех позитивного мышления.

А Вашей статье респект, хоть и, казалось бы, очевидные вещи, но все равно мы их забываем.

Researcher, Москва

Чтобы корова давала больше молока и меньше ела -- её нужно больше доить и меньше кормить.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

В биографии Роберта Кийосаки была любопытная страница. Он два года жил в машине. Причем не один, а с женой. Потом дела пошли лучше, парень стал сначала миллионером, потом мультимиллионером и «богатым папой» для предпринимателей по всему миру.

Ну это вырвался, а кому-то до конца жизни "не везет"

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Бизнес использует тендеры. Отбирает по нижней цене, настаивает на бесплатной доставке, расширенной гарантии. .... Позитивный момент в том, что торговаться можно и нужно. Всегда, везде. Даже там, где это кажется нереальным. 

Бесплатный сыр только в мышеловке. 

И мы все прекрасно понимаем, что чудес не бывает. И если где-то прописана расширенная гарантия или доставка, или какие-то иные "плюшки" ( в том числе отсрочка платежей), то они, как правило, уже сидят в цене. Ну а гарантия.... мы все понимаем, что есть законы физики!

Но это все в бизнесе, потому, что купи-продай в B2B отличается от реальной жизни, где деньги тратятся с удовольствием и на удовольствия. Экономить, торговаться, конечно можно, если сам процесс приносит удовольствие. Но согласитесь, вы ходите в ресторан "Чайхона № 1" (или другие)  ради сервиса, комфорта, а не только, чтобы покушать. Иначе вас устроила бы обычная шаверма у дома. 

Генеральный директор, Москва

Ну и больше зарабатывайте, конечно. 

Читать нужно до конца! 

Руководитель проекта, Швейцария

Первый параграф сразил наповал ))) (Хотя я была уверена, что после текста про пользу флирта меня уже ничто здесь не сможет удивить).

Коммерческий директор, Санкт-Петербург

Пустая статья ради написания статьи. Всё это уже миллион раз пережевано и переварено.

Генеральный директор, Москва

Жизнь – штука неравномерная. Все как у зебры: белая полоса, черная полоса, жопа. По мере приближения к подхвостью, все актуальнее становятся способы экономить.

Улыбнуло... А так можно было?

вот бы понять отличия черной полосы от подхвостья)))...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.