Как личный баланс позволяет заглянуть в будущее

1. К чему секреты

Прежде всего баланс дает прозрачное понимание настоящего финансового и имущественного состояния, а также позволяет заглянуть в будущее. Согласитесь, бухгалтеру как-то удается всегда все знать. Но раз этот инструмент позволяет оценить состояние компании, нельзя ли, «рассекретив» логику применения баланса, применить его к нашей оценке нашего финансового положения?

Баланс состоит из актива и пассива. Что же такое актив по отношению к человеку? Чтобы понять, не нужно изучать финансовые справочники. Это, проще говоря, ваше имущество и права. Все, чем вы владеете. Мы привыкли связывать финансовое благополучие компании или человека с наличием у него активов. Списки богатейших людей мира составляются по размеру их активов.

Помните сказку «Кот в сапогах»? И вопросы: «Чей этот луг? Чьи это поля?». «Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса». А кем был маркиз? Сыном бедного мельника. В нынешнее время особенно много таких маркизов Карабасов. Как же им удается иметь столько активов? И не являемся ли мы сами таковыми?

Второй значимый элемент баланса – это пассив. Золотое правило баланса знают все и оно давно ушло массы.

Актив = Пассив

Что такое пассив? На слух как будто актив – это хорошо, а пассив – это плохо. Согласен, неудачное слово, и используется оно по большей части в российской практике учета. Пассив – это источники, на которые приобретен ваш актив.

2. Золотое правило личного баланса

Его можно выразить следующей формулой:

Имущество = Источники

Теперь более понятно. Разберемся с ними. В глобальном смысле источники могут быть собственными (например, ваш накопленный капитал, ваша текущая прибыль, то, что досталось вам безвозмездно или по наследству, подарки и т.д.). Собственные источники в практике фирмы – это то, что вложили ее учредители и фирма заработала сама, в практике обычного человека – это то, что не нужно никому отдавать до конца жизни. Источники могут быть заемными – это все ваши долги, включая кредиты, данные обязательства в настоящем и будущем. Дополним уравнение.

Имущество = Источники (собственные + заемные)

Все не так уж сложно. Магический баланс предстал перед нами понятным и практичным инструментом анализа.

3. Техника составления личного баланса

Для того, чтобы начать составлять и использовать личный баланс, введем еще одно понятие – чистые активы. Стало быть, активы в уравнении грязные, и нам нужно их от чего-то отчистить. От чего? От заемных источников. Чистые активы показывают какая часть всего вашего имущества составлена из собственных источников. Это то, что точно принадлежит вам безотносительно к вашим обязательствам. Это то, что останется с вами навсегда.

Например, я раз в квартал составляю личный баланс и смотрю, как изменились мои чистые активы за это время. Этот инструмент показывает мне, где я нахожусь с финансовой точки зрения и насколько правильно и быстро двигаюсь к финансовым целям.

Проиллюстрирую технику составления личного баланса на своем примере. 15 лет назад я только начал свою профессиональную деятельность, у меня была квартира, купленная в кредит, стоимостью 10 миллионов и хороший автомобиль стоимостью 3 миллиона. По ипотеке мне осталось погасить 8 миллионов. Вся моя зарплата уходила на жизнь и оплату кредита. Так выглядел мой личный баланс образца 2005 года.

Актив

Млн.руб.

Пассив

Млн.руб.

Квартира

Автомобиль

10

3

Собственные источники

5

Заемные источники

8

итог

13

итог

13

Суммарно мои активы составляли 13 миллионов. По «золотому правилу баланса» активы равны пассивам (или источникам). Тоже 13. Заемные средства 8 миллионов – это остаток погашения по кредиту. Несложно посчитать собственные источники, они равны также и моим чистым активам. 13 минус 8 равно 5.

А теперь перенесемся на год вперед в 2006 и обновим личный баланс. Рыночная цена квартиры выросла на полмиллиона. Автомобиль через год потерял в стоимости и стоил уже 2,3 миллиона. Доля платежей в счет погашения кредита составила всего 100 тысяч. Что имеем год спустя?

Актив

Млн. руб.

Пассив

Млн.руб.

Квартира

Автомобиль

10,5

2,3

Собственные источники

4,9

Заемные источники

7,9

итог

12,8

итог

12,8

Активы упали с 13 до 12,8 миллионов. А чистые активы составили 12,8 минус 7,9 - 4,9 миллионов.

4. Каков вывод?

За год я обеднел на 100 тысяч рублей. То есть текущая структура баланса вела к ежегодному оттоку собственного капитала. Необходимо было внести корректировки. И я внес.

Помните, в начале статьи я упомянул, что баланс позволяет заглянуть в будущее? Загляните в свое. Что будет при такой структуре активов и пассивов через 5-10-15 лет? Рост стоимости жилья, уценку автомобиля и сумму погашения тела кредита не так уж сложно прикинуть. В результате нам открывается вектор изменения нашего финансового состояния.

Наличие заемного капитала само по себе не плохо, ведь надо понимать, что в его отсутствие у нас может не быть возможности приобрести имущество ввиду недостаточности собственных источников. Привлекая заемный капитал, мы получаем больше возможностей, но должны учитывать, что заемный капитал обычно не бесплатный, а плата за него в виде процентов способствует оттоку денежных средств из собственных источников.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Коммерческий директор, Москва

Золотое правило финансового успеха - трать меньше чем зарабатываешь.

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород

Баланс - важный, но не единственный документ, который имеет значение для ответа на вопрос о будущем.

Нужно рассмотреть  хотя бы еще отчёт о прибылях и убытках за период. Чтобы  сопоставить  потоки ваших доходов и расходов. Например, за год.

О чем и написал, другими словами Максим Жуков. На мой взгляд, это даже важнее баланса.

IT-менеджер, Красноярск

Раз пришли к необходимости вести управленческий баланс, тогда уж ведите все три бюджета - добавьте бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Так вы будете более отчетливо представлять свое движение к финансовой цели. Заодно, сможете заранее увидеть все кассовые разрывы и вовремя что-то предпринять.

Директор по развитию, Уфа
Антон Французов пишет:

Раз пришли к необходимости вести управленческий баланс, тогда уж ведите все три бюджета - добавьте бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Так вы будете более отчетливо представлять свое движение к финансовой цели. Заодно, сможете заранее увидеть все кассовые разрывы и вовремя что-то предпринять.

Тогда уж и Инвестиционный бюджет и Бюджет закупок стоит)

Согласен, что будет все прозрачно, но даст ли такое усложнение дополнительный эффект?

Ведь БДР и БДДС в конечном счете влияют на структуру баланса. А исходя из ее динамики можно не менее отчетливо понимать куда мы идем.

Директор по развитию, Уфа
Максим Жуков пишет:

Золотое правило финансового успеха - трать меньше чем зарабатываешь.

Максим, предлагаю пример!

Вы несколько лет копите на запуск своего бизнеса, хотите взять в аренду произв.блок, купить оборудование и запустить производство, к примеру, марлевых повязок. (что актуально). Год за годом вы зарабатываете больше, чем тратите, остальное копите. 

Получается, что предложенное Вами "золотое правило" работатет. Вы финансово успешны.

Продолжим пример.

Наконец в следующем году, у Вас появляется вся сумма и вы ее тратите на запуск бизнеса, покупатете сырье, нанимаете людей. На лицо превышение трат над Вашим заработком на работе.

Получается, что в этот год, вы лузер. Но так ли это? Очевидно, что нет.

Директор по развитию, Уфа
Сергей Мамин пишет:

Баланс - важный, но не единственный документ, который имеет значение для ответа на вопрос о будущем.

Нужно рассмотреть  хотя бы еще отчёт о прибылях и убытках за период. Чтобы  сопоставить  потоки ваших доходов и расходов. Например, за год.

О чем и написал, другими словами Максим Жуков. На мой взгляд, это даже важнее баланса.

В продолжение предыдущего комментария хочется отметить, что P&L не дает Вам понимания текущей ситуации и тем более представления о тренде. Это всего лишь временной слепок, один из шагов.

Безусловно, он дает информацию о Вашем движении в определенный преиод времени. Но ограниченную.

Так и компании, порой, в погоне за операционными прибылями, оказываются в конце концову разбитого корыта.

IT-менеджер, Красноярск
Владимир Панферов пишет:
Антон Французов пишет:

Раз пришли к необходимости вести управленческий баланс, тогда уж ведите все три бюджета - добавьте бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Так вы будете более отчетливо представлять свое движение к финансовой цели. Заодно, сможете заранее увидеть все кассовые разрывы и вовремя что-то предпринять.

Тогда уж и Инвестиционный бюджет и Бюджет закупок стоит)

Согласен, что будет все прозрачно, но даст ли такое усложнение дополнительный эффект?

Ведь БДР и БДДС в конечном счете влияют на структуру баланса. А исходя из ее динамики можно не менее отчетливо понимать куда мы идем.

Появится возможность планировать финансовый результат, исходя из различных жизненных сценариев. 

Директор по развитию, Уфа

Появится возможность планировать финансовый результат, исходя из различных жизненных сценариев.

Хм.. Интересно. А можете раскрыть как Вы на практике реализовали такое сценарное планирование? Будет хороший кейс.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.