Бухгалтер, аудитор и налоговый консультант — в чем отличия?

Финансовую сферу часто сравнивают со средиземноморским морем: есть и акулы бизнеса, и офисный планктон и, конечно, свои подводные камни. Чтобы на последние бизнес натыкался как можно реже, на помощь приходят бухгалтер, налоговый консультант и аудитор. Впрочем, некоторые компании пренебрегают четким разделением труда и нагружают одного опытного сотрудника обязанностями троих. Это как раз и приводит к еще большей неразберихе. 

Что входит в обязанности бухгалтера? 

Вне зависимости от организационно-правовой формы, крупной фирме, стартапу или частному ИП из трех человек невозможно обойтись без бухгалтера. Такой сотрудник становится, фактически, одной из ключевых фигур бизнеса, так что должен обладать определенным набором компетенций, подтвержденных квалификацией в высшем учебном заведении.

Если обобщить, бухгалтер занимается полным циклом ведения бухгалтерского учета: сбором, обработкой и анализом всего документооборота предприятия. Но, как показывает практика, практические навыки и рабочие задачи такого специалиста оказываются куда шире. 

Чаще всего бухгалтер отвечает за: 

  1. Обработку, анализ и внесение в бухгалтерский регистр первичной и входящей документации, которая касается финансовых показателей организации. 
  2. Контроль и проведение счетов на оплату и другой схожей документации.
  3. Оформление актов сверки, контроль операций с контрагентами с точки зрения бухучета. 
  4. Ведение кассы компании: выдачу сотрудникам наличных денег по запросу, фиксирование расходов, подготовку отчетов.
  5. Расчет, начисление, выдачу и учет заработной платы сотрудников;
  6. Сохранность документации, учет материалов, готовой продукции и сопутствующих расходов ГСМ.
  7. Работу с банками, оформление и учет платежных документов. 
  8. Составление, ведение и сдачу в вышестоящие органы налоговой и бухгалтерской отчетности. 
  9. Ведение и учет фондов предприятия.
  10.  Составление отчетов о деятельности организации для руководства. 

С 1 января 2023 года в работе бухгалтера многое изменилось. По новым правилам специалисту нужно: 

  1. Досконально изучить и знать новые тарифы страховых взносов.
  2. Учитывать новые формы отчетности и ее сдачи. 
  3. Перечислять средства в государственную казну через единый налоговый платеж.
  4. Учитывать обновленные сроки уплаты налогов, взносов и предоставления отчетности. 
  5. Применять новые федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). 

Этот список нельзя назвать исчерпывающим. К примеру, в крупных организациях может быть сразу несколько бухгалтеров, которые отвечает за свое, узкое направление. Когда дело касается небольшого ИП или стартапа, все, даже косвенно связанные с документооборотом и подсчетами задачи, могут лечь на плечи одного единственного сотрудника. Из-за специфики работы, профессию можно назвать поистине сложной, гиперответственной и энергозатратной. Однако, есть и обратная сторона — востребованность и достойная оплата труда. Бухгалтер нужен всем и всегда, поэтому остаться без работы будет весьма сложно. 

Кто такой аудитор? 

Аудитор – это бухгалтер со звездочкой. Обычно на эту должность переходят опытные бухгалтеры с глубокими познаниями в своей профессии, налоговой сфере и большим разнообразием навыков.

Основное направление работы аудитора – проверка налоговой и финансовой отчетности, которую предоставляет бухгалтер. Также специалист оценивает финансовую эффективность организации, составляет перечень рекомендаций по улучшению положения компании и исправлению ошибок. Должность аудитора можно сравнить с ревизором – выступает независимый эксперт, который досконально проверяет всю финансовую деятельность организации. С ростом частного бизнеса, профессию можно назвать как никогда востребованной и актуальной. 

Чтобы стать аудитором нужно сдать квалификационный экзамен на аттестат и получить лицензию. В дальнейшем, такой специалист может заниматься частной практикой, или устроиться в штат компании. 

К основным обязанностям аудитора относят: 

  1. Аудиторские проверки, изучение документации.
  2. Составление отчетов и заключений на основании проведенной проверки, внесение предложений по улучшению. 
  3. Консультации руководства, помощь в управлении финансами.
  4. Проверку налоговой и бухгалтерской отчетности.
  5. Оценку эффективности бизнес-процессов, включая финансово-хозяйственную деятельность.
  6. Оценку рисков и эффективности планируемых финансовых операций. Например, покупку более мелких компаний, инвестиции, крупные сделки.
  7. Отслеживание и применение новых законодательных поправок в бухгалтерской и налоговой деятельности.
  8. Контроль затрат всех филиалов и представительств организации;
  9. Определение возможных рисков для организации и составление рекомендаций по их снижению.

Аудит принято разделять на два вида: 

  1. Обязательный – независимые проверки организаций со стороны государственных органов. 
  2. Инициативный – приглашение независимых проверяющих по инициативе самого предприятия. 

Обязательному аудиту подлежат компании с доходом от 800 миллионов рублей, бюро кредитных историй и брокеры. Такие проверки инициируют сотрудники госструктур. 

Налоговый консультант 

Можно сказать, что у налогового консультанта междисциплинарная специализация. Такой сотрудник всегда находится на стыке юриспруденции, экономики и бухгалтерии, зачастую имеет два или три направления в образовании. Разбираться в нюансах налогового законодательства, умение объяснить сложные вещи простыми словами, быстро реагировать на новые постановления правительства – основные критерии для выбора налогового специалиста. 

В его обязанности входит: 

  1. Анализ и составление рекомендаций по вопросам экономики, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов, управления бизнеса и предпринимательского права.
  2. Представлять интересы организации или клиента перед налоговыми органами.
  3.  Консультирование по вопросам налогового законодательства.
  4.  Составление и ведение отчетов, анализ внутренних и внешних документов.
  5.  Регулирование и отслеживание налоговых издержек, консультация по снижению налоговых сборов.
  6.  Правовая оценка финансовых и налоговых документов. 

Также налоговые консультантов разделяют по специализации на внутренних и внешних. Первые – штатные сотрудники, вторые – индивидуальные предприниматели или независимые налоговые компании. 

Итоги

Из описания профессиональных навыков бухгалтера, налогового консультанта и аудитора пересекаются. Возникает вопрос: почему все те же самые функции не может на себя взять кто-то один? Например, бухгалтер как материально ответственное лицо предпочитает перестраховаться и заплатить государству больше, чем нужно. Налоговый консультант, в свою очередь, может посоветовать, как сократить издержки, а аудитор – проверить, все ли было сделано по букве закона и действительно ли организация не упускает прибыль. Это важные пункты для любого бизнес-плана, без которых выйти на достойные финансовые показатели может оказаться невозможным.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Из описания профессиональных навыков бухгалтера, налогового консультанта и аудитора пересекаются. Возникает вопрос: почему все те же самые функции не может на себя взять кто-то один?

Бухгалтер - это навязанная государством позиция - и с этим ничего не поделать - нужно принять как есть (нужно сдавать отчетность и расчитывать согласно законодательства налоги, сборы и т.п. и т.д.).

Аудитор - не нужен в штате. На практике компании платят за аудит в нескольких случаях - когда аудиторская проверка обязательна, когда меняется ген. дир и/или другие топ-менеджеры, когда компания готовиться к продаже . 

Налоговый консультат ближе не к бухгалтеру и аудитору, а скорее к финансовому директору и главному юристу по законам в сфере налогови сборов. 

Ведь напрмер одно изменение условий договоров с обычного на лицензионный может небольшой компании сохранить миллионы рублей или отказ от дробления бизнеса - сохранит руководителя от излишней нервозности и многомиллионных штрафов и т.д. 

У меня вопрос: Вера, а не дублирует ли функцию финансового директора налоговый консультант и в чем отличия, поскольку налоговая оптимизация и т.п. связанное с налогами - одна из задач фин. дира.

P.S. Фото - отличное.

 

Аналитик, Москва

С 1 января 2023 года в работе бухгалтера многое изменилось. По новым правилам специалисту нужно: 

  1. Досконально изучить и знать новые тарифы страховых взносов.
  2. Учитывать новые формы отчетности и ее сдачи. 
  3. Перечислять средства в государственную казну через единый налоговый платеж.
  4. Учитывать обновленные сроки уплаты налогов, взносов и предоставления отчетности. 
  5. Применять новые федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). 

 

А почему с 2023? Всегда эти пункты требовали внимания.

Финансовый директор, Екатеринбург

Я бы тоже оспорила написанное в части того, что в работе бухгалтера изменилось многое с 01.01.2023. Основные изменения это введение единого налогового счета и соответсвенно оплата всех налогов и сборов кроме страховых взносов Единым налоговым платежом и приведение к одному знаменателю, т.е. дате срока уплаты налогов, опять же кроме страховых вносов. Жить спокойно бухгалтеру не удается уже очень давно, была практика, что формы НД (налоговых деклараций) менялись в год по несколько раз и сдача отчетности не в той версии приравнивалась к не сданной. Хотя я помню времена, когда ИП или небольшая фирма могли спокойно работать и без бухгалтера, делая все эти манипуляции самостоятельно. Т.к. всё было просто и понятно.

Также уточнения на счет требования об образовании - высшее экономическое/бухгалтерское образование требуется только для должности Гл.бухгалтера, простой бухгалтер может работать и со средне-специальным образованием.

Ну и про з.п. - не всегода з.п. простого бухгалтера достойно оплачивается. З.п. простого бухгалтера это уровень 30-45 тыс.руб. даже в крупных городах. 

Если на предприятии есть грамотный гл.бухгалтер, то налоговый консультант не нужен априори. Ибо, сугобо мое мнение, чтобы что то оптимизировать нужно знать что именно, как правильно и законно, и откуда ноги выросли. А лучше всех это знает тот, кто собирает отчетность. Если конечно это не просто "нажать кнопку". Хотите оптимизировать - следите за регулярным повышением квалификации Вашей службы бухгалтерии. Многие вебинары для бухгалтеров - совершенно бесплатны. Особенно по изменениям, нововведениям в работе бухгалтера.

Директор по развитию, Псков
Надежда Фаттахутдинова пишет:

Я бы тоже оспорила написанное в части того, что в работе бухгалтера изменилось многое с 01.01.2023. Основные изменения это введение единого налогового счета и соответсвенно оплата всех налогов и сборов кроме страховых взносов Единым налоговым платежом и приведение к одному знаменателю, т.е. дате срока уплаты налогов, опять же кроме страховых вносов. Жить спокойно бухгалтеру не удается уже очень давно, была практика, что формы НД (налоговых деклараций) менялись в год по несколько раз и сдача отчетности не в той версии приравнивалась к не сданной. Хотя я помню времена, когда ИП или небольшая фирма могли спокойно работать и без бухгалтера, делая все эти манипуляции самостоятельно. Т.к. всё было просто и понятно.

Также уточнения на счет требования об образовании - высшее экономическое/бухгалтерское образование требуется только для должности Гл.бухгалтера, простой бухгалтер может работать и со средне-специальным образованием.

Ну и про з.п. - не всегода з.п. простого бухгалтера достойно оплачивается. З.п. простого бухгалтера это уровень 30-45 тыс.руб. даже в крупных городах. 

Если на предприятии есть грамотный гл.бухгалтер, то налоговый консультант не нужен априори. Ибо, сугобо мое мнение, чтобы что то оптимизировать нужно знать что именно, как правильно и законно, и откуда ноги выросли. А лучше всех это знает тот, кто собирает отчетность. Если конечно это не просто "нажать кнопку". Хотите оптимизировать - следите за регулярным повышением квалификации Вашей службы бухгалтерии. Многие вебинары для бухгалтеров - совершенно бесплатны. Особенно по изменениям, нововведениям в работе бухгалтера.

Надежда,было бы интересно почитать ваши комментарии,как специалиста/профессионала (тут на днях была полемика по этому поводу,поэтому стараюсь быть предельно корректным)) к последним темам по определению мотивации и KPI финансового директора

Директор по экономике и финансам, Москва
Надежда Фаттахутдинова пишет:
Я бы тоже оспорила написанное в части того, что в работе бухгалтера изменилось многое с 01.01.2023. Основные изменения это введение единого налогового счета и соответсвенно оплата всех налогов и сборов кроме страховых взносов Единым налоговым платежом и приведение к одному знаменателю, т.е. дате срока уплаты налогов, опять же кроме страховых вносов.

Кроме страховых взносов, уплачиваемых в СФР. Страховые взносы, уплачиваемые в ФНС, вошли в состав ЕНС.

Единая дата уплаты налогов вовсе не основное изменение. Вот введение единой даты сдачи всех ежемесячных и квартальных деклараций и ответов, значительно повлияло на работу бухгалтерии.

Другое значимое изменение - отчётность по НДФЛ.

Но главная проблема не в том какие изменения ввела ФНС, а как сама ФНС оказалась готова к этим изменениям.

Во первых, выяснилось,  что введение ЕНС вызвало ряд проблем и вопросов, решения которых у ФНС либо  не было, либо предлагаемые решения выглядели как издевательство.

Во вторых, выяснилось, что ФНС не может оперативно и правильно учитывать поступившие налоговые платежи. 

Финансовый директор, Калининград
Алексей Дроздов пишет:

Из описания профессиональных навыков бухгалтера, налогового консультанта и аудитора пересекаются. Возникает вопрос: почему все те же самые функции не может на себя взять кто-то один?

Бухгалтер - это навязанная государством позиция - и с этим ничего не поделать - нужно принять как есть (нужно сдавать отчетность и расчитывать согласно законодательства налоги, сборы и т.п. и т.д.).

Аудитор - не нужен в штате. На практике компании платят за аудит в нескольких случаях - когда аудиторская проверка обязательна, когда меняется ген. дир и/или другие топ-менеджеры, когда компания готовиться к продаже . 

Налоговый консультат ближе не к бухгалтеру и аудитору, а скорее к финансовому директору и главному юристу по законам в сфере налогови сборов. 

Ведь напрмер одно изменение условий договоров с обычного на лицензионный может небольшой компании сохранить миллионы рублей или отказ от дробления бизнеса - сохранит руководителя от излишней нервозности и многомиллионных штрафов и т.д. 

У меня вопрос: Вера, а не дублирует ли функцию финансового директора налоговый консультант и в чем отличия, поскольку налоговая оптимизация и т.п. связанное с налогами - одна из задач фин. дира.

P.S. Фото - отличное.

 

Алексей, добрый день, вопрос не мне адресован, но как финансовый директор отвечу, что эффективное налоговое планирование делается не ежедневно и даже не каждый месяц, а по мере появления новых вводных в бизнесе и в законодательстве. Можно этим регулярно заниматься и тратить свой временной ресурс, а можно раз в год или по мере необходимости обращаться к профессионалу - налоговому консультанту. Консультатн, который работает с большим количеством компаний и специализируется на налогах со значительной долей вероятности будет более компетентен, чем активный в этом направлении Финдир, который работает в одной компании.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.