MBA для IT-менеджера: как выбрать подходящую бизнес-школу

Мне 33 года, я работаю IT-менеджером в одной очень крупной компании. И вроде все нормально: семья, дети, ипотечная квартира, но как-то скучно… особенно в последнее время.… Развлекать себя сменой работы в текущей экономической ситуации – дело слишком экстремальное: семья и банк, который выдал мне ипотеку, такие флуктуации явно не одобрят. Но в тоже время, чем дальше за 30, тем отчетливее я стал понимать, что с программированием надо завязывать. CIO компании пошел мне навстречу, и выделил сразу два направления деятельности, по которым я стал главным. Эта новая ответственность захватила мое внимание на несколько лет, но постепенно стало понятно, что как специалист я не развиваюсь. Захотелось добавить к своим техническим знаниям какое-то новое измерение.

Выбор направления

По своей программистской деятельности я постоянно контактирую с экономическим блоком нашей компании. Вот в их гуманитарную стезю я и решил податься. Благо там столько знакомых терминов. Первым вариантом было – второе высшее образование по специальности «экономист-менеджер», или что-то похожее. Учиться три года. На выходе – диплом экономиста. И что с ним потом делать? Начинать карьеру в роли экономиста фактически с нуля в возрасте под 40 лет? В общем, вариант со вторым высшим не рисовал какого-то качественного скачка в карьере и знаниях. Второй вариант, пришедший в голову – MBA. Тут были очевидные плюсы: учиться всего два года, изучение гуманитарных дисциплин, на выходе у тебя диплом начальника. Выбор очевиден.

Пытливые интернет-поиски, а также экспертные мнения друзей с дипломами отечественного ГУУ и импортного Hult, позволили классифицировать бизнес-школы следующим образом.

Первая группа. Дорого и престижно

В эту категорию попадают европейские и американские бизнес-школы, что неудивительно при текущем курсе национальной валюты. В моем понимании, это самая крутая категория бизнес-школ. Видимо со времен СССР страсть ко всему иностранному записалась куда-то в ДНК. И это в какой-то степени оправдано, их бизнес-образованию уже сто лет. Опыта о-го-го. Одно то, что львиная доля менеджерской литературы – это переведенка с английского, уже о многом говорит. Очевидные минусы – очень дорого, плюс на два года надо оставить семью. Жена такой перспективой не вдохновилась, да и что там скрывать, денег таких у меня нет (мне еще ипотеку 20 лет платить). Переходим ко второй категории.

Вторая группа. Крутость отечественного разлива

В эту категорию я отнес именитых отечественных игроков на ниве бизнес-образования: РАНХиГС, ВШЭ, МГУ и т. п. В среднем ценник по этой категории колеблется в районе 700 тыс. рублей, что вполне гуманно. Удивила своими ценами разве что бизнес-школа «Сколково» – 60 тыс. евро. Для российских школ – это космос. Но в этой школе преподают иностранные профессора, часть обучения проходит в США и Китае. Поэтому сколковский ценник, возможно, логичнее сравнивать со стоимостью обучения за рубежом. Российские бизнес-школы этой категории оптимальны по сочетанию цена / качество. Тут тебе и знания, и директора крупных компаний за соседней партой. Я, если честно, смалодушничал, не был уверен, что эта тема с MBA у меня вообще как-то пойдет. И поэтому выбрал школу из третьей группы.

Третья группа. Все остальные

Это самая многочисленная группа. С удивлением обнаружил, что мой родной технический ВУЗ, который я закончил в 2004 году, тоже учит на MBA. Чудеса! Ввиду такого разнообразия желающих поучить меня, остро стал вопрос критериев отбора бизнес-школ. Первое, что я для себя отметил, бизнес-школа должна быть на базе вуза. Все-таки ВУЗ – это выстроенная система обучения. Второе – ВУЗ должен быть гуманитарной направленности. Это логично, ведь MBA –это гуманитарное образование. Приятным бонусом будет возможность помесячной оплаты – считайте, что это беспроцентный кредит на обучение. Дистанционное обучение – вопрос спорный, о нем подробнее ниже. Цены в этой категории примерно до 500 тыс. руб. Отличие от группы №2 в плане знаний не столь заметны – преподаватели и во второй и в третьей группе часто одни и те же. Существенная разница в контингенте обучающихся. Группу №3 осваивают линейные менеджеры, топ-менеджеры тут редкость. И это, пожалуй, главный минус этой группы бизнес-школ. У вас не будет возможности, лихо решая кейсы, продемонстрировать свои менеджерские знания крутым дядькам из крутых компаний. А если учесть, что круг общения – это одна из двух важнейших составляющих MBA, то КПД от обучения сразу падает на 50%.

Дистанционное MBA

Дистанционное MBA имеет смысл только для бизнес-школ из третьей группы «Все остальные». Это обусловлено самой структурой МБА-шного образования, которое состоит из двух компонентов: менеджерские знания плюс круг общения. У школ из группы «Все остальные» ценность круга общения минимальная. Обучаясь дистанционно, в данном случае, вы практически ничего не теряете. Менеджерские знания можно успешно постигать и удаленно, тем более при современном уровне развития коммуникаций. Тут я, конечно, исхожу из гипотезы, что человеку, созревшему до обучения по программе MBA, не требуется «строгий учитель с указкой», чтобы вовремя делать домашнее задание и читать бизнес-литературу. Важным плюсом дистанционного обучения является то, что оно доступно, в том числе, из удаленных регионов страны. У ребят из провинциальных городов появляется реальная возможность приобщиться к таинству MBA. Тем более, что дистанционные программы обычно стоят дешевле, чем их очные аналоги.

Mini-MBA

В своей жизни я не встречал mini-программистов, mini-учителей и mini-врачей. Почему кто-то решил, что возможен вариант mini для руководящего сотрудника – для меня загадка. Скоростное обучение бьет по второй составляющей программы MBA – по менеджерским знаниям. В итоге получаем ситуацию, когда круга общения нет и менеджерских знаний минимум. Главным профитом от обучения в данном случае становится запись в резюме и диплом в красивой рамочке.

В сухом остатке

Учиться на программе MBA интересно, нужно и важно. Для человека с инженерным бэкграундом – особенно. Честное слово – другой мир. Так интересно в нем находить аналоги явлениям из своей айтишной жизни: сетевой график проекта – в чистом виде теория графов, управление рисками проекта – теория вероятностей и т.д. Это только самое начало, а уже интересно. Уверен, дальше будет еще интереснее.

Весь текст этой заметки является личным мнением ее автора и не претендует на истину, ни в какой инстанции.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Коротков, Александр Феденко
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Александр, я подобный анализ проводил в 2007-8, когда мне было 30 лет. Ниже пара заметок. Если подробнее захотите узнать, то пишите в ЛС на сайте или оставьте в комментарии email.

1. Выбор между 2 экономическим образованием и MBA - ложный выбор. Есть еще самообразование, статус-кво и много чего еще. Смотрите шире.

2. В нормальной бизнес-школе спросят, какие цели у тебя в жизни. Если ты не имеешь четкого ответа на этот вопрос, то не трать свое и чужое время (и свои деньги)

3. Из личного опыта (окончил Vlerick в 2010) могу сказать, что получилось не то, что я ожидал. Я хотел уйти из сферы разработки ПО в другую область и наивно полагал, что MBA мне тут поможет. При этом я на тот момент уже не программировал, а проектами руководил 2-3 года. И вот что получилось:

a) мое видение мира изменилось настолько, что мой руководитель начал испытывать дискомфорт, пришлось сменить работу еще во время обучения. Я начал мыслить в терминах Value, что я приношу, поэтому обсуждать уровень дохода со мной стало сложно

б) после серии отказов в других местах работы я однажды услышал "диагноз": ты не для работы по найму. Свой первый продуктовый стартап попробовал создать в 2009, не взлетел. Отчасти от того, что делал "правильно, как учат в бизнес-школе", когда надо было просто работать по 15 часов в день, а не инвестиции искать и планы рисовать в презентациях

в) в 2012 я стал работать как ИП, позже это переросло в создание бренда Maxilect (maxilect.com), занимаемся заказной разработкой ПО.


Резюмирую: для меня MBA образование (в дополнение к "внерамочному мышлению" и готовности рисковать, что были заложены в детстве, на тот момент я уже успел пожить 15 мес в США) стало глотанием "синей пилюли" (из фильма "Матрица"; или "красной" - не помню), после которой я не смог работать наемным работником. Я расширил кругозор, увидел реальный мир и после этого понял, что Рубикон пройден, и "бегство от свободы" в терминах Э.Фромма лично для меня прекратилось, я остановился и стал свободным. И то, что я делаю сейчас, на 100% мое. Поэтому для меня MBA - это благо, так как это было движением вперед. Если бы я продолжил "страдать" в роли наемного работника, найдя таки работу по 2НДФЛ, то для меня MBA было бы злом, и я, как и Сайфер из "Матрицы", мечтал бы все забыть и вернуться в реалии 2007 года простым руководителем проекта без лишних знаний об устройстве бизнеса и мира (параллельно с обучением я еще много читал).

Надеюсь, что мой пример поможет автору и другим АйТишникам, кто почему-то ищет в MBA решение проблем, которые можно решить и другим способом.

Руководитель проекта, Москва

Максим, спасибо за ваш комментарий. Он очень полезен в качестве поиска правильной системы координат. Похоже, что я двигаюсь по вашим стопам, и сейчас нахожусь в пункте "3. а)". Вот только пока не ощущаю в себе силы прыгнуть сразу в "3. в)". Я еще не расстался с желанием и иллюзией, что в качестве наемного работника смогу воплотить на практике то, про что читаю в бизнес книжках. Хотя ваш комментарий заставляет серьезно задуматься над этой проблемой, и не исключено, что ускорит процесс эволюционирования в состояние ИП.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.