Кто идет учиться на MBA?

«Придется немного подождать, к Ольге Дмитриевне пришли ее выпускники», — объясняет заминку директор по маркетингу бизнес-школы ВАВТ Мария. В полуоткрытую дверь видно, как улыбающиеся гости в строгих костюмах дарят букет цветов, а Ольга Андреева, извиняясь, просит их немного подождать и через несколько минут выходит к нам.

Гостями оказались обладатели дипломов MBA ВАВТ, которые пришли замолвить словечко за своих поступающих знакомых. О портрете таких «смельчаков», решившихся на карьерный рывок за счет российских бизнес-школ, и должна была состояться наша беседа. Отказывают ли в поступлении слабым управленцам, каковы возраст и образование поступающих и какие цели они преследуют — Ольга Андреева в беседе с Executive.ru.

Executive.ru: В российских школах бизнеса учится совершенно разношерстная публика с абсолютно разным начальным уровнем знаний. Выпускники программ MBA в дискуссиях Сообщества утверждают, что это снижает эффективность обучения. Что на этот счет думают преподаватели?

Ольга Андреева: Конечно, чем разношерстнее группа, тем труднее с ней работать преподавателю. Ведь ему необходимо найти общий язык с каждым студентом. Еще три года назад у школ была возможность отобрать в группы людей примерно одного возраста, с более-менее схожей мотивацией, людей, которых интересуют примерно одинаковые проблемы. Но кризис внес свои коррективы. Сейчас все школы бизнеса России, кроме столичных, испытывают проблемы с набором.

Executive.ru: В таких условиях школы могут позволить себе отказать в зачислении?

О.А.: Сегодня отказывать стало сложнее. Но людям, которые совсем не осознают, куда и зачем они пришли, мы все равно советуем повременить с поступлением. Отказывать приходится скрепя сердце, ведь за всем этим стоят деньги. А других источников финансирования, кроме оплаты за обучение, у российских школ бизнеса пока нет. Нам ведь нужно развиваться: создавать новые программы, закупать новое современное оборудование, приглашать лучших профессоров и практиков — все это стоит денег.

Executive.ru: Спонсорство — не выход?

О.А.: Спонсоры, как правило, ставят не всегда выполнимые условия. Например, нам говорят: «Мы поддержим вашу программу, а вы возьмите наших детей вне конкурса на первое высшее». Но мы так не можем.

Executive.ru: Кто сейчас преобладает в группах MBA: слабые, которые задают примитивные вопросы, или сильные, которым эти слабые мешают?

О.А.: Последние наши группы были весьма сильные. Главное, чтобы человек не пропускал занятий. А это тоже проблема. Бывает, принимаем человека с прекрасным бэкграундом, но потом он начинает пропускать занятия и не делает домашних заданий.

Executive.ru: Таким не жалко заплаченных денег?

О.А.: Человеку, который в условиях поголовных сокращений дорожит своим рабочим местом, порой действительно сложно вырваться на учебу. Мы это понимаем. В распоряжении слушателей есть полный комплект лекций в электронном и бумажном виде, чтобы человек, находясь, допустим, в командировке, мог ориентироваться в материале, который в данный момент рассматривается в аудитории, и подготовиться к следующим занятиям.

Executive.ru: Российские выпускники западных школ бизнеса вспоминают о своих сокурсниках по большей части только хорошее. Но у выпускников российских школ о своих однокашниках мнение часто противоположное. Как вы решаете проблему общения между слушателями?

О.А.: В нашей школе небольшие группы по двадцать человек, поэтому нам проще внимательно относиться к слушателям и выпускникам. Мы с самого начала обучения проводим тренинги по командообразованию, чтобы все слушатели познакомились. А затем психолог, который организует это занятие, дает нам подробную характеристику всех участников: кто какую позицию сможет занять в группе, чего можно ждать в будущем от каждого слушателя.

Кстати, как-то читала лекции по маркетингу в другой школе бизнеса, и две слушательницы с первой парты спрашивают: «Вы из Академии Внешней Торговли? Наши коллеги у вас учатся на MBA». Я немного напряглась, приготовившись к критике, а они принялись нахваливать: «У вас там все дружат, друг к другу на дачу ездят, даже какие-то романы начались. А мы второй год учимся и даже не знаем, как тут всех зовут».

Executive.ru: Сама школа как-то может повлиять на силу и сбалансированность группы?

О.А.: Мы ориентируемся на сильных, а тех, у кого не хватает каких-то знаний, просим до начала курса посмотреть наш учебник с лекциями или предлагаем консультации с преподавателями. В академии кафедральная система: профессора всегда на своих местах. Другие бизнес-школы чаще всего приглашают преподавателей со стороны, и потом их найти довольно сложно. Еще мы даем индивидуальные домашние задания, чтобы подтянуть до более высокого уровня тех, кто изначально слабоват. Мы всех предупреждаем, что MBA — это не школьные занятия и не первое высшее образование. Здесь большое значение имеет самостоятельная работа.

Executive.ru: Всех получается подтянуть?

О.А.: Не всех. Процент отсева у нас достаточно большой. За один год из 130-150 слушателей приходится отчислять 10-15. Все из-за того, что некоторым элементарно не хватает сил: с утра до вечера на работе, к 19-00 в бизнес-школу, потом домашнее задание, а еще и про семью нельзя забывать. Мы говорим: «Это будет тяжело, но мы будем делать все от нас зависящее, чтобы облегчить этот период жизни». Я уверена, что в учебе должно быть больше радости, чем каких-то негативных моментов.

Executive.ru: Из каких отраслей и специальностей в основном поступают на программы MBA?

О.А.: Я недавно готовила собирательный портрет поступающего. Теперь облик среднестатистического слушателя изменился. Пять лет назад средний возраст поступающего был в районе 35 лет. Сегодня слушатели MBA помолодели: средний возраст — 31-32 года. Причем стало больше тех, кто только что закончил вуз. Свой опыт работы они получили еще в университете, то есть одновременно учились и работали. И вот с этим бэкграундом они приходят в бизнес-школу. Радоваться этому или нет, мы не знаем.

В группах стало больше женщин. Еще несколько лет назад их было всего 30%, сейчас уже 60%. Раньше чаще всего к нам приходили люди с инженерным образованием, а сейчас все больше на MBA идут выпускники гуманитарных университетов: историки, педагоги, врачи, переводчики. Если говорить об отраслях, то больше всего идут из сферы услуг, чуть меньше представителей сырьевых компаний и FMCG.

Executive.ru: Зачем врачам бизнес-образование?

О.А.: Они хотят научиться торговать лекарствами.

Executive.ru: Какие вообще цели, по-вашему, преследуют, поступая в бизнес-школу?

О.А.: Главная цель, которую указывают при поступлении, — получить новые знания и навыки. Люди полагают, что даже тот, кто только что окончил вуз, обладает устаревшими знаниями. Поэтому их интересуют новые дисциплины, новые подходы, методики. Все сегодняшнее, с колес, а не методология вчерашнего дня. Все интересуются практической составляющей: много ли деловых игр, кейсов, самостоятельной работы.

И вторая цель, хотя это не всегда четко формулируется, — получение престижного образования. Дело в том, что на MBA поступает все больше людей, которые получили первое образование за пределами Москвы. Примерно 70% наших слушателей — это выпускники из регионов. Они уже работают в столице, но считают, что их диплом не престижен.

Executive.ru: Есть разочарованные обучением?

О.А.: 1-2%, но есть. На самом первом собеседовании мы говорим, что нужно быть реалистами: вы приходите в учебное заведение, а не в консультационный пункт, где вам дадут рекомендации по проблемам вашего рабочего места. Своих целей не достигает тот, кто рассчитывает решить свои проблемы только за счет нас, без собственных усилий.

Executive.ru: Выпускники MBA и сами школы среди главных итогов обучения отмечают наличие новых деловых знакомств. Российские сообщества выпускников действительно так же полезны и действенны, как западные?

О.А.: Ежегодно журнал «Секрет фирмы» публикует рейтинг, где один из параметров выясняет уровень удовлетворенности контактами, которые можно получить в бизнес-школе. И если преподавательским составом наши слушатели довольны настолько, что мы даже заняли первое место по этому критерию в России, то вот полученные контакты оцениваются не так высоко. Все дело в том, что ВАВТ ориентирована на средний менеджмент, поэтому, кстати, и цены у нас ниже. Мы не набираем топов, которые главной своей целью считают получение контактов. Мы учим тех, кто хочет стать топом и нуждается в знаниях. Другое дело, что слушатели могут приобрести связи с преподавателями, которые в дальнейшем будут давать консультации и даже помогут в трудоустройстве.

Executive.ru: Принято считать, что на MBA учатся профессионалы, из опыта которых можно почерпнуть много полезного. В России это работает?

О.А.: Я бы так не сказала. Надеяться, что они друг друга научат, — это неправильно. Конечно, когда люди в группе общаются, они обогащаются. Но чаще они делятся опытом своих ошибок, а не тем, как надо решать вопросы.

Часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда слушатели с высоким уровнем амбиций говорят: «Я работаю десять лет, а вы тут преподаете, совсем от жизни отстали». Но когда доходит до дела, оказывается, что у этого амбициозного слушателя огромное количество ошибок: и в суде он проиграл, и контракт он заключил убыточный, и выгоду он упустил в больших размерах. Практика играет большую роль, но, чтобы быть успешным практиком, нужно хорошо знать теорию вопроса.

Executive.ru: Перед нашей беседой вы общались со своими выпускниками. Вы как-то упорядочиваете общение с бывшими слушателями?

О.А.: У нас существует клуб выпускников MBA. Причем в состав клуба входят не только наши выпускники, но и те, с кем они работали. Ну, например, одна наша выпускница организовала производство кожаных сумок и перчаток. А соучредителем этой компании является знаменитый историк моды Александр Васильев, который привозит ей из Франции лекала. Он тоже участник нашего клуба.

Executive.ru: Бывает, что выпускники о чем-то просят бывшую «альма матер»?

О.А.: Бывает. Недавно столкнулась с интересной ситуацией, когда выпускники прислали вакансии от своих компаний и попросили найти под них людей, но я не смогла этого сделать.

Executive.ru: Почему?

О.А.: Потому что 99% наших слушателей уже работает и планирует развивать карьеру на прежнем месте. И потом, все-таки предложение сняться с насиженного места такому менеджеру должен сделать будущий работодатель, а не бизнес-школа.

Детальное описание школ бизнеса и программ MBA на E-xecutive:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Виноградов
Менеджер, Москва

Спасибо за статью, узнал много нового.На мой взгляд несколько утверждений лживых и весьма спорных***99% наших слушателей уже работает и планирует развивать карьеру на прежнем месте.МБА - меняет, мировоззрение людей, больше половины меняют работу, либо задумываются о её смене (личный опыт). Именно для встряски мозгов и получения новой информации мы приходим на обучение. С новыми знаниями в старой конторе скучно. Топы и 'генералы' не собираются резко что-то менять или уступать своё место, отсюда вечные конфликты. **** За один год из 130-150 слушателей приходится отчислять 10-15. Все из-за того, что некоторым элементарно не хватает силИнтересно, каков % из числа 'непотянувших', 1) не смог заплатить?2) поняли, что это не то, что нужно.*** затем психолог, который организует это занятие, дает нам подробную характеристику всех участников: кто какую позицию сможет занять в группе, чего можно ждать в будущем от каждого слушателяА это-то зачем? Можно узнать более подробно?

Менеджер, Москва

Спасибо за статью, узнал много нового.

На мой взгляд несколько утверждений лживых и весьма спорных
***99% наших слушателей уже работает и планирует развивать карьеру на прежнем месте.

МБА - меняет, мировоззрение людей, больше половины меняют работу, либо задумываются о её смене (личный опыт). Именно для встряски мозгов и получения новой информации мы приходим на обучение. С новыми знаниями в старой конторе скучно. Топы и ''генералы'' не собираются резко что-то менять или уступать своё место, отсюда вечные конфликты.

**** За один год из 130-150 слушателей приходится отчислять 10-15. Все из-за того, что некоторым элементарно не хватает сил

Интересно, каков % из числа ''непотянувших'',
1) не смог заплатить?
2) поняли, что это не то, что нужно.

*** затем психолог, который организует это занятие, дает нам подробную характеристику всех участников: кто какую позицию сможет занять в группе, чего можно ждать в будущем от каждого слушателя

А это-то зачем? Можно узнать более подробно?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.