От экспедиций до перформанса: как бизнес-школы готовят лидеров

Современная реальность часто требует от бизнес-лидеров умения находить нестандартные решения, перестраиваться и гибко реагировать на возникающие ситуации. Какие инструменты бизнес-школы предлагают руководителям для сохранения внутренней устойчивости в меняющихся условиях? Как программы EMBA помогают слушателям трансформировать сценарии поведения в конфликтных и кризисных ситуациях? О креативных подходах к обучению – в материале Executive.ru.

Что мешает руководителю работать эффективно?

Неспособность выйти из ежедневной рутины – так считают респонденты исследования лидерства, проведенного London Business School (LBS) в 2017 году. В нем приняли участие 1248 топ-менеджеров из частных и государственных компаний. По мнению большинства опрошенных, руководители преимущественно фокусируются на ежедневных активностях, нежели уделяют внимание персональному развитию. И в этом заключается основной барьер для их личного роста. В пятерку факторов, мешающих раскрытию лидерского потенциала, респонденты также включили отсутствие стратегического мышления, неспособность адаптироваться к изменениям, нехватку эмоционального интеллекта, неумение создавать и вести за собой команду.

Как выйти из замкнутого круга и научиться действовать по-другому? Отвечая на этот вопрос, многие бизнес-школы на программах EMBA проводят модули в тренинговом формате. На примере реальных проектов и ситуаций слушатели могут увидеть свои привычные сценарии поведения и получить импульс к формированию новых навыков. «Слушатели и работодатели нуждаются в эмпирическом обучении, – отмечает Дэн Леклер, директор по стратегии и инновациям в AACSB International, организации, занимающейся аккредитацией бизнес-школ. – Компании ценят кандидатов, которые могут работать в разных отраслях, регионах и решать комплексные задачи. На прикладных проектах они часто получают этот опыт».

Для бизнес-школ внедрение креативных методик и инновационных форматов в преподавании становится одним из главных вызовов (Global Business School Leaders’ Survey, AMBA). Тема лидерства по-прежнему остается тем экспериментальным полем, где возможна интеграция подходов из совершенно разных сфер.

Преодолевая трудности

Пересечение дикой местности – одна из форм популярных командных тренингов на программах EMBA. University of Exeter Business School (Великобритания) организует экспедицию для слушателей в крупнейшее горное плато Норвегии – Хардангервидда. Участники экспедиции должны пройти маршрут продолжительностью 50 км по непроторенной местности при минусовых температурах. Далеко не все группы справляются с этим вызовом. Но, по мнению директора программы EMBA Стюарта Робинсона, этот опыт более эффективен для развития лидерства, чем классические лекции, хотя и не заменяет их окончательно: «Если вы изучаете экономику, тогда вам требуется посещать занятия и читать литературу, поскольку эти знания преимущественно теоретические. Но развивать лидерские качества, эмоциональный интеллект и умение принимать решения возможно лишь проживая реальные жизненные ситуации».

По словам одного из слушателей программы EMBA – 52-летнего австралийца, курирующего сбыт в международной компании, – участие в экспедиции усилило его как коммуникатора: «Каждый день у группы был новый лидер. Мне необходимо было обсуждать маршрут, который я наметил, и получить одобрение от каждого. Я научился лучше артикулировать свои идеи, мотивировать других людей, строить общение на доверии».

Под давлением обстоятельств

За последние десять лет швейцарская бизнес-школа IMD усилила эмпирическую составляющую в своей программе EMBA – с 32% до 47%. С 2015 года IMD проводит антикризисный тренинг для руководителей. Он является обязательным модулем в рамках обучения на программе EMBA для слушателей, которые не имеют проблем со здоровьем. Их погружают в экстремальные условия, в которых они демонстрируют навыки антикризисного поведения. Так, первые тренинги проходили в военном бункере в Альпах с участием вооруженных сил. А в этом году участники управляли вымышленным аэропортом, где надо было принимать решения в условиях нехватки сна и информации.

Декан IMD EMBA Стефан Мишель отмечает, что симуляция готовит участников к лидерству в условиях неопределенности: «Проходя опыт кризисных ситуаций, слушатели смогут лучше справляться с реальными трудностями, такими, например, как природные катаклизмы. То, как они отреагируют, может определить судьбу компании и их карьеры». По словам одной из выпускниц программы EMBA, вице-президента по маркетингу и услугам швейцарской энергетической компании, после тренинга она стала чувствовать себя более подготовленной для принятия решений под давлением и поняла, насколько важно делегировать обязанности и устанавливать иерархию в кризисе.

Сингапурская бизнес-школа NUS (National University of Singapore) также предлагает формат обучения через экстрим. Первый раз слушателям EMBA предложили принять участие в ежегодной пешей гонке Gobi Desert Challenge в 2007 году. Но тогда на этот вызов откликнулось только несколько человек. Сегодня около 70% слушателей EMBA в NUS участвуют в экстремальных гонках – выпускники и администраторы программы помогают им основательно подготовиться, рассказывая об основных этапах и опыте предыдущих лет, знакомят их с профессиональными коучами.

Фокус на практике

С 2017 года американская бизнес-школа MIT Sloan School of Management предлагает формат «Labs» – прикладные проекты, в рамках которых слушатели EMBA решают комплексную проблему в организации или разрабатывают собственный стартап. Так, участники одной из проектных лабораторий посетили Пуэрто-Рико, где ураган «Мария» уничтожил магистральную сеть высокого напряжения, вызвав перебои с энергоснабжением. Чтобы решить проблему, они консультировались с комиссией по энергетике Пуэрто-Рико, обсуждали вопросы внедрения микростанций – энергетических источников, которые могут функционировать независимо от главной электросети. Один из участников проекта – 41-летний основатель американской инвестиционной компании – отметил, что благодаря этому опыту он научился быстрее идентифицировать проблемы в собственной организации, напрямую общаясь с акционерами.

Развивать EQ играючи

Далеко не все бизнес-школы прибегают к экстремальным формам обучения. Для развития лидерства некоторые обращаются к искусству перформанса и игровым практикам. Например, слушатели британской Warwick Business School исполняют сцены из пьес Шекспира, а также описывают и проигрывают проблемные ситуации, возникающие на работе. Профессор креативного образования Джонатан Ниландс говорит, что этот курс улучшает навыки ораторского мастерства и придает уверенности в себе. Так, участница программы EMBA в литературной форме описала свой конфликт с коллегой. По ее словам, этот опыт научил ее лучше понимать других людей и выражать собственные чувства. В результате это помогло ей наладить взаимоотношения с сотрудниками и повысить уровень вовлеченности коллег в рабочий процесс. В свою очередь, эта проблема возглавляет пятерку вызовов, с которыми сталкиваются современные руководители, по мнению респондентов исследования LBS.

В период обучения на многих программах EMBA у слушателей есть возможность проработать собственные запросы, касающиеся личных или профессиональных целей, с executive-коучами. Одним из инструментов коучинговой работы также является игра, когда слушателям предлагается посмотреть на сценарий рабочей ситуации из разных ролей и проиграть его. Этот подход в частности практикуется на сессиях трансформационного коучинга в бизнес-школе University of Virginia Darden (США). Согласно данным EMBA Council, с 2013 по 2017 годы количество программ EMBA, предлагающих руководителям возможности коучинговой работы, увеличилось с 68% до 82%. В большинстве бизнес-школ – работа с executive-коучами не является обязательной опцией, а осуществляется исходя из потребностей слушателей.

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, mbaworld.com, london.edu

Фото: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Автор справедливо отмечает, что в пятерку факторов, мешающих раскрытию лидерского потенциала, респонденты также включили отсутствие стратегического мышления, неспособность адаптироваться к изменениям, нехватку эмоционального интеллекта, неумение создавать и вести за собой команду. Но я бы еще добавил незнание и неумение в сфере программно-целевого планирования. Особенно этим страдают наши министры, губернаторы, мэры. Поэтому в России никогда не выполняются национальные программы. Думается, что не будет исполнен и указ Президента № 204. Если не начнутся системные реформы, то не будут выполнены и все программы.

Консультант, Москва

1. Почему-то из лошади предлагают сделать птицу и наоборот. За деньги, конечно.
Ботоксом подкачать можно, поставить перед зеркалом и подписать акт приёма работ.
2. Нет отсроченного результата в спорте. Показатели личностные и формальны. Тяжелоатлету в команде волейболистов не появиться и за деньги.
Также и в команде программистов.
Очевидно, что есть дефект школы и образования управленцев, определяемый мотивом учредителей и родителей.
3. В конце концов конец приходит, тогда и появляется позыв к рассылке резюме, повышение, переход на госслужбу или в политику.

Дефект образования управленцев существует - в отборе.

Руководитель проекта, Москва
Константин Фролов пишет:
Дефект образования управленцев существует - в отборе.

Совершенно верно. Руководитель это талант. Этот талант может быть многоплановым:

  • Есть хорошие стратеги, но плохие руководители операционных структур.
  • Есть хорошие тактики, не видящие целей дальше года.
  • Есть хорошие "командиры отделений", которым не стоит попадать в "генералы".

К сожалению в нашей стране вертикаль "специалистов" не существует, а чем выше руководитель, тем выше зарплата. Посему амбициозные люди (либо амбициозные папы-мамы), не обладая талантом, стараются пролезть в генералы.

Ни у кого не возникает мысли, что некоторым людям никогда не должно быть позволено руководить кем-то кроме себя самого. И то не факт, что можно себя оставить без руководителя.

Генеральный директор, Москва

Не совсем понятен смысл публикации данной статьи т.к. на вопрос о причине удаления моего комментария, сама редакция мне прислала такой ответ:

Представительства иностранных бизнес-школ в РФ не практикуют приемы, о которых говорится в обзоре.

Тогда возникают 2 вопроса:

  1. Почему в России в бизнес-школах не практикуются подобные приемы?
  2. Для кого на нашем Российском форуме были предназначены, приведенные в статье примеры и выводы?
Редактор, Москва
Олег Шурин пишет:
1.Почему в России в бизнес-школах не практикуются подобные приемы?
2.Для кого на нашем Российском форуме были предназначены, приведенные в статье примеры и выводы?

Уважаемый Олег,

1. Вопрос к деканам школ.
2. Рубрика "МВА за рубежом" на Ехе существует с 2001 года. В материалах рубрики отражается учебная практика международных бизнес-школ. Эти материалы, адресованы абитуриентам, выпускникам и потенциальным партнерам школ.

Всего Вам доброго!

Аналитик, Москва
Олег Шурин пишет:
Для кого на нашем Российском форуме были предназначены, приведенные в статье примеры и выводы?

Насколько я помню, сообщество считается "международным" с момента основания.

Региональный менеджер, Москва

Спасибо за инфу, нашёл интересные мероприятия. А вот бизнес школы какой-то ерундой занимаются. Я знаю людей, которые сами планируют маршруты по болотам и лесам, причём ориентировка только на местности по болотам бобровыми тропами. Только вот в жизни эти люди ничем не управляют и не руководят. Так и тут, любой неадекват не полезет в экспедицию. А там ещё и каждый день лидер меняется, ну это бреядятина для выкачивания денег по типу: Поступай к нам, у нас вон как круто. Судя по ценам на эти походы, многие залезают с сумасшедшие «ипотечные» долги непонятно ради чего

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.