5 основных страхов предпринимателей на старте и как с ними справиться

Страх №1: «Боюсь начать свое дело – слишком много неизвестных»

Действительно, развитие собственного бизнеса – всегда риск. Здесь нет работодателя, который дает задачи, выплачивает зарплату и контролирует все аспекты. Стоит уйти из найма и отправиться в «свободное плавание», как человек оказывается в состоянии полной неопределенности перед лабиринтом из десятков извилистых тропинок. И каждый шаг здесь – результат индивидуального выбора, за который нужно нести ответственность.

Это может стать серьезным вызовом, если вы привыкли ориентироваться на решения руководства. Приведу пример: исходя из моего опыта, более 70% начинающих предпринимателей сталкиваются с необходимостью кардинально перестраивать свое мышление и вырабатывать навыки самостоятельного принятия решений. Именно поэтому многие останавливаются и отказываются от бизнес-идеи, даже не протестировав ее.

Как с этим бороться?

Исходя из моей практики, на старте больше 80% людей, которые задумываются о работе на себя, живут в мышлении наемного работника и не обладают навыками, которые требуются для успешного ведения бизнеса. Многие сначала делают шаг и уже потом разбираются в нюансах. Например, начинают нарабатывать деловые компетенции, столкнувшись с трудностями при создании своего дела. Как правило, это оказывается неэффективной стратегией: растет уровень личного стресса, падает вовлеченность и, как следствие, результаты работы.

Есть и хорошая новость: всего этого можно избежать, если своевременно начать подготовку и получить необходимые навыки. Необходимо заранее составить периметр тех аспектов, освоение которых понадобится для плавного выхода в «океан неизвестности». Чтобы не поддаться страху, важно получить базовые знания в следующих областях:

  • Понимание основ законодательства для выбранной сферы деятельности.
  • Знания, как вести финансы, и готовность методично уделять время планированию и учету доходов и расходов.
  • Выбор оптимальной системы налогообложения.
  • Умение управлять своим временем без координации со стороны.
  • Умение и готовность продавать, а не ждать, когда клиент купит сам.
  • Готовность планомерно заниматься продвижением.
  • Умение общаться и проводить переговоры.
  • Готовность меняться и развиваться – работать со своими убеждениями, ограничениями, страхами, развивать те качества, которые нужны при работе на себя.

Помимо этого, одна из важнейших задач на старте – развивать навыки бизнес-мышления, которые пригодятся при работе на себя. Учитесь технологиям принятия решений в условиях неопределенности. Будьте готовы развивать дисциплину, чтобы не только планировать, но и делать. Привыкайте заранее, что ответственность за свое дело станет вашей постоянной спутницей – строгой, но и открывающей множество новых возможностей.

Страх №2: «Боюсь, что не хватит денег раскрутиться»

Существует представление о собственном бизнесе как об очень дорогом удовольствии, в которое нужно вложить приличные средства на старте. По этой причине многие откладывают переход на самозанятость или вовсе отказываются от мыслей об уходе из найма. В ряде случаев эти страхи небезосновательны, но важно учитывать нюансы. По данным исследования Тинькофф-бизнеса и сервиса «Авито», если запуск собственного бизнеса в сфере оптовой торговли обойдется начинающему предпринимателю как минимум в 290 тысяч, то для айтишника переход на фриланс потребует чисто символических затрат.

Есть и другая сторона медали: может показаться, что для контроля за финансовой стороной вопроса главное – создать бизнес-план на старте, а остальное приложится. Не приложится: прописать красивый бизнес-план – одно, оценивать эффективность действий – задача намного сложнее. В реальности его реализация может быть под угрозой для человека без опыта.

Как с этим бороться?

  • Обязательно тестируйте нишу, прежде чем вкладывать материальные ресурсы в полном объеме. Хотите запустить бизнес по разработке сайтов? Попробуйте сначала продать будущий продукт: расскажите о нем в соцсетях, предложите знакомым включить их в лист ожидания. Чувствуете спрос – можно вкладывать деньги в свое обучение, рекламу и привлечение клиентов. Не видите отклика – возможно, лучше подумать о других нишах. В таких опросах есть дополнительное преимущество: вы не только оцените примерный уровень спроса, но и возьмете на заметку идеи и мысли респондентов, которые сможете использовать в будущем.
  • Ведите учет расходов. Мало кто может четко ответить на вопрос: «Сколько денег вы уже вложили в развитие своего дела?». Такой подход чреват постоянным ростом затрат, которые предприниматель может даже не замечать. Важно начать вести учет расходов сразу, как только приняли решение о старте своего дела – это поможет не совершать необдуманных и безосновательных трат. Общая сумма расходов отрезвляет. Делая дорогостоящие вложения в свой бизнес, которые не окупятся за пару месяцев, сразу определяйте период, в течение которого хотели бы вернуть потраченные инвестиции. Это мотивирует заработать не только сумму, покрывающую текущие расходы и зарплату, вы также ежемесячно учитываете, сколько нужно заработать сверху, чтобы регулярно возвращать себе часть изначальных инвестиций. Определитесь, какие расходы будут осуществляться за счет стартового капитала, а что лучше отложить на будущее и финансировать из заработанных бизнесом денег.
  • Избегайте лишних расходов. Частая ошибка начинающих предпринимателей – стремление к постоянному улучшайзингу продукта, даже когда в этом нет необходимости. Приведу пример: вы продаете шарфы на заказ, и каждый раз пытаетесь как можно больше услужить покупателям: в первую партию добавили золотую нить, во вторую – стали отдельно делать красивую подарочную упаковку, к третьей – начали добавлять в подарок варежки, которые стоят как половина шарфа. В итоге, покупатель доволен, а вы продали шарф практически по себестоимости. Важно научиться разумно балансировать между качеством продукта и личной выгодой, ведь бизнес – не благотворительность. Отслеживайте свое стремление к улучшайзингу и, прежде чем начать тратить на него деньги, задавайте вопрос: «Как данное действие повлияет на привлечение и удержание клиентов и продажи в целом? Для чего я хочу это сделать?».
  • Учитесь коммуникации. Развивайте навык нетворкинга: заводите полезные знакомства и пробуйте извлекать из них обоюдную выгоду. Договаривайтесь. Вы удивитесь, но значительной доли расходов можно избежать с помощью бартера. Например, вы создаете сайт для партнера, а он в ответ может приготовить авторский торт, поделиться отзывом или прорекламировать ваш аккаунт на своей странице в социальной сети.

Страх №3: «Боюсь продавать»

По меркам истории, в России сравнительно недавно появилась коммерция. Десятилетия социализма, когда спекуляция порицалась и наказывалась законодательно, не прошли даром. В российском обществе все еще существуют предубеждения относительно торговли, и многим не хватает практики в этом направлении.

Многие эксперты и основатели микробизнеса хотят делегировать продажи, привлечь какого-то волшебника, чтобы он разобрался с этим направлением вместо них. Это путь в никуда: покупают там, где продают. Поэтому навыки продаж являются ключевыми для бизнесмена.

Как с этим бороться?

Продавать! Волшебной таблетки для резкого увеличения продаж нет – важно понять это как можно раньше и привыкать продавать. Для начинающих предпринимателей особенно актуально параллельно прорабатывать различные комплексы, страхи и ограничения. Боитесь, что от вас отвернутся все друзья и подписчики? Не отвернутся, если вы будете интересно рассказывать о том, чем занимаетесь, и грамотно предлагать купить.

Страх №4: «Боюсь, что все ниши на рынке уже заняты, и я не выдержу конкуренции»

Среди начинающих предпринимателей распространено убеждение, что перспектив найти место среди существующих компаний нет. Поэтому многие совершают серьезную ошибку – увязают в поиске и тестировании уникальных продуктов, чтобы не вступать в конкурентную борьбу. Представим, что вам в голову пришла гениальная бизнес-идея, которая до сих пор не представлена на рынке. Возможно, вы действительно смогли придумать нововведение, у которого есть огромный потенциал. Но также существует вероятность, что эту идею кто-то уже протестировал и выявил нежизнеспособность. Не отклоняйте идеи, которые уже есть на рынке.

Как с этим бороться?

Конкуренция среди микробизнеса – это иллюзия. Представьте большой аквариум, а в нем камни разного размера. Большие камни – крупный бизнес: международные корпорации, федеральные компании, камни поменьше – средний бизнес, песок – микробизнес. Как песку всегда найдется место среди камней, так и каждому фрилансеру – свой клиент.

Боитесь, что ваши авторские торты стоят дороже, чем продукция федеральной фабрики? Не нужно отталкиваться только от стоимости. Учитывайте, что покупатель делает свой выбор на основании множества факторов, а не только цены. Это и качество продукта, и формат общения с продавцом, и дизайн упаковки, и длительность отношений, и многое другое.

Более того, постарайтесь взглянуть на конкуренцию под другим углом и подумайте о возможностях, которые может открыть партнерство с другими предпринимателями. Например, визажист может договориться с фотографом и стилистом и провести фотодень, который привлечет клиентов к каждому специалисту.

Страх №5: «Боюсь, что не справлюсь с развитием бизнеса и буду вынужден закрыться»

Распространено убеждение, что 90% малого бизнеса терпят неудачу на старте, из-за чего возникает страх неудачи. Действительно, зачем брать на себя риски, идти в зону неопределенности, если в итоге бизнес развалится в 9 случаях из 10? Давайте разбираться.

Во-первых, эти цифры завышены. Так, по данным Федерального бюро статистики труда США, примерно одно из пяти американских предприятий терпит крах в течение первого года работы. К концу второго года закрываются около 30% компаний, а к концу пятого – около половины.

В России похожая ситуация (без учета кризисов): по результатам исследования проекта «СберДанные», более 70% компаний доживают до трех лет. Во-вторых, отсутствуют комплексные исследования, которые бы анализировали четкие причины закрытия компаний. Например, статистика не учитывает предприятия, которые закрывают юрлицо в целях оптимизации налогообложения и впоследствии открываются под новым брендом. Впрочем, риск не справиться с развитием бизнеса остается осязаемым.

Как с этим бороться?

Успех в развитии собственного бизнеса – результат вовлеченности и ответственности. Нет смысла заранее искать причины будущих неудач в тех сферах, на которые не повлиять: курс доллара, количество игроков в нише, размер ставки по кредиту и «не тех» покупателях. Важно как можно раньше осознать, что все в ваших руках, и начать планомерно заниматься развитием своих деловых компетенций.

Также важны такие качества, как настойчивость и терпение: создание прибыльного микробизнеса требует времени и ресурсов. Уделяйте больше внимания проработке страхов и формированию бизнес-мышления: от умения быстро принимать адекватные самостоятельные решения напрямую зависит успех в развитии своего дела.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Если индивид ещё молод и у него хотя бы две из обозначенных тем вызывают страх, а не опасения, то он просто не годен для формирования себя как предпринимателя... Возможно - ещё не созрел! Есть ещё один аспект- немало людей затевают "своё дело" в надежде на полную самостоятельность, но после первого же отчётного периода обнаруживают, что их "независимость" - это миф, просто они стали частью другой системы, также жёстко зашоренной... Да плюс к этому в которой "за место под кормушкой" нужно отчаянно бороться! Причём часто с использованием инстинктивного чутья, а не приобретённых в результате обучения навыков!

 

 

Руководитель группы, Москва

"Айтишник на фрилансе" или "авторские торты" - это сложно назвать стартом своего собственного бизнеса, это скорее переход к рискованной самозанятости. 
бизнес начинается тогда, когда ты нанимаешь людей, и обеспечиваешь им рабочие места, и это не один незадачливый родственник.

Аналитик, Москва

Согласен с коллегами. 
Описанные страхи как-то не согласуются с началосм бизнеса. 
Рписаны самы обычные страхи нерешительного человека. Вот посмотрите, что получится, если убрать лишнее:

-Боюсь начать ..
-Боюсь, что не хватит денег...
-Боюсь ... продавать

-Боюсь, что ...я не выдержу конкуренции»

-Боюсь, что не справлюсь

Собственно про бизнес здесь мало. Нет налоговых страхов, юридических. 

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

Давайте я как начинающий предприниматель дополню список:

6) Боюсь, что всё придется делать самому и держать на постоянном контроле все этапы бизнеса, без отпусков-выходных-больничных

7) Боюсь что придется очень долго искать персонал и обучать его, с большим риском что обученный персонал уйдет в любой момент, так как начинающий предприниматель не может платить сверх-зарплаты

8) Боюсь что бренд, ноу-хау, технология продукта будут скопированы более крупными конкурентами, так как в РФ де-факто нет механизмов защиты интеллектуальной собственности

9) Боюсь ошибаться в фискальных и отчетных документах, договорах и приложениях к нему, так как у крупных клиентов есть корпоративные юристы и бухгалтера, которые могут этими ошибками воспользоваться

10) Боюсь что клиенты не захотят работать по предоплате с начинающей компанией, так как привыкли к отсрочкам 

11) Боюсь, что придется делать большие скидки на старте продаж, так как новый продукт не может быть дешевле старых аналогов.

12) Боюсь, что придется постоянно выслушивать отказы и получать игнорирование

13) Боюсь, что экономическая ситуация в стране будет дальше ухудшаться

 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

менее 5% людей являются предпринимателями и не более 5% из них действительно успешны - Вам это надо???

Консультант, Нижний Новгород
Алексей Барканов пишет:

Давайте я как начинающий предприниматель дополню список:

6) Боюсь, что всё придется делать самому и держать на постоянном контроле все этапы бизнеса, без отпусков-выходных-больничных

7) Боюсь что придется очень долго искать персонал и обучать его, с большим риском что обученный персонал уйдет в любой момент, так как начинающий предприниматель не может платить сверх-зарплаты

8) Боюсь что бренд, ноу-хау, технология продукта будут скопированы более крупными конкурентами, так как в РФ де-факто нет механизмов защиты интеллектуальной собственности

9) Боюсь ошибаться в фискальных и отчетных документах, договорах и приложениях к нему, так как у крупных клиентов есть корпоративные юристы и бухгалтера, которые могут этими ошибками воспользоваться

10) Боюсь что клиенты не захотят работать по предоплате с начинающей компанией, так как привыкли к отсрочкам 

11) Боюсь, что придется делать большие скидки на старте продаж, так как новый продукт не может быть дешевле старых аналогов.

12) Боюсь, что придется постоянно выслушивать отказы и получать игнорирование

13) Боюсь, что экономическая ситуация в стране будет дальше ухудшаться

 

Я б добавила. Боюсь, что персонал никогда не сможет делать все так как надо, Как сделал бы сам.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Ирина Плотникова пишет:
Я б добавила. Боюсь, что персонал никогда не сможет делать все так как надо, Как сделал бы сам.

Если ты сам уже "давно отошёл" от функционала сотрудника, занимающегося изготовлением/наладкой/ремонтом чего угодно, а сам такими сотрудниками руководишь- они начинают делать ЭТО лучше тебя!и если ты пытаешься поучаствовать в "спасении мира", они мне вежливо так говорят: дай команду, отойди в сторонку и не мешай....

Конечно, при использовании труда наёмного сотрудника должны быть определены его ОБЯЗАННОСТИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ.

По поднятой теме: у меня нет уверенности, что это правильно- готовить "предпринимателей" из кандидатов со страхами... Поскольку страдать будут их наёмные сотрудники!

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Ирина Плотникова пишет:
Алексей Барканов пишет:

Давайте я как начинающий предприниматель дополню список:

6) Боюсь, что всё придется делать самому и держать на постоянном контроле все этапы бизнеса, без отпусков-выходных-больничных

7) Боюсь что придется очень долго искать персонал и обучать его, с большим риском что обученный персонал уйдет в любой момент, так как начинающий предприниматель не может платить сверх-зарплаты

8) Боюсь что бренд, ноу-хау, технология продукта будут скопированы более крупными конкурентами, так как в РФ де-факто нет механизмов защиты интеллектуальной собственности

9) Боюсь ошибаться в фискальных и отчетных документах, договорах и приложениях к нему, так как у крупных клиентов есть корпоративные юристы и бухгалтера, которые могут этими ошибками воспользоваться

10) Боюсь что клиенты не захотят работать по предоплате с начинающей компанией, так как привыкли к отсрочкам 

11) Боюсь, что придется делать большие скидки на старте продаж, так как новый продукт не может быть дешевле старых аналогов.

12) Боюсь, что придется постоянно выслушивать отказы и получать игнорирование

13) Боюсь, что экономическая ситуация в стране будет дальше ухудшаться

 

Я б добавила. Боюсь, что персонал никогда не сможет делать все так как надо, Как сделал бы сам.

Про фобии мы немного говорили, когда обсуждали возраст руководителя. С годами именно страх того, что никто и никогда ничего не сделает лучше меня - это просто психологическая проблема. Так же, как и работе "по найму" требуется отдавать что-то, что никак сам не сделаешь.

Магазин!? Начинай с выбора помещения, дизайна и отделки. Затем определение товара, закуп, доставка на собственной машине, разгрузка и т.п. Не устали ещё быть "самозанятым"?? :)) До налогов ещё не дошли. Всё сам да сам! ))

С возрастом этих фобий больше, так как на каждый случай есть пример из жизни: "А вот один дядя начал бизнес и помер...", "А ещё был случай. Взял кредит и не выплатил...", "Купил вагон металла и не смог продать..." Рисков столько, что трудно перечислить все "боюсь" :)

Адм. директор, Санкт-Петербург
Сергей Попов пишет:
на каждый случай есть пример из жизни: "А вот один дядя начал бизнес и помер...", "А ещё был случай. Взял кредит и не выплатил...", "Купил вагон металла и не смог продать..." Рисков столько, что трудно перечислить все "боюсь" :)

А если всё это лишь повышает тонус - перед нами предприниматель...

Консультант, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
Ирина Плотникова пишет:
Я б добавила. Боюсь, что персонал никогда не сможет делать все так как надо, Как сделал бы сам.

Если ты сам уже "давно отошёл" от функционала сотрудника, занимающегося изготовлением/наладкой/ремонтом чего угодно, а сам такими сотрудниками руководишь- они начинают делать ЭТО лучше тебя!и если ты пытаешься поучаствовать в "спасении мира", они мне вежливо так говорят: дай команду, отойди в сторонку и не мешай....

Каждый высказывет свое мнение из своего контекста)

Магазин у меня 17 лет ) Плюс хорошие отошения с конкурентами для того, чтобы достааточнно искренне обсуждать проблемы, возникающие с персоналом, в данном случае с продавцам-консультантами.

Конечо, я хуже сделаю бух.отчет или просчитаю финансовый план или справлюсь с работой админа. И учить их не буду).

Но проконсультировать клиента, как ему лучше учить язык, что нужно для этого сделать, какую выбрать систему и метод, чтобы сделаать это быстрее. И почему тот или иной учебник ему не подойдет совсем. И какую книжку выбрать, если он хочет действительно что-то стоящее по маркетингу, манеджменту, теории лидерства и так далее, а не эту всю попсовую литературу или хрень из нтернета. Или как наладить коммункацию с разыми нациями в бизнесе, даже не поскромничаю)) ни один  продавец не сможет так как это могу я.

Конечно, при использовании труда наёмного сотрудника должны быть определены его ОБЯЗАННОСТИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ.

По поднятой теме: у меня нет уверенности, что это правильно- готовить "предпринимателей" из кандидатов со страхами... Поскольку страдать будут их наёмные сотрудники!

У всех людей есть страхи и сомнения перед началом нового серьезного дела. Это естественный процесс. Было бы странно, если бы их не было, думаю.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.