Почему «предприниматель» и «бизнесмен» не синонимы

Современная жизнь с высоким темпом, клиповым мышлением и размытыми границами провоцирует упрощать и обобщать. Она стирает отличия, смешивает понятия, словно фрукты в миксере, выдавая гомогенизированное нечто. И вот мы уже путаем чувства и эмоции, принимаем уединение за одиночество, не различаем коуча с тренером, а предпринимательство и бизнес считаем синонимами.

О господах предпринимателях и бизнесменах и пойдет сегодняшний разговор. Кто эти люди? Чем занимаются? И зачем два понятия, казалось бы, одного явления? Может они справедливые синонимы и нечего зависать над идентификацией себя и своего дела?

Функция «помощь друга» в лице Википедии помогла в этом вопросе мало: в российской действительности определения даются не одинаковые, однако ясную разницу между предпринимательством и бизнесом усмотреть сложно. А вот полистав труды зарубежных экспертов и проанализировав опыт знаменитых собственников, начинаешь видеть отличия.

Есть ли у вас цель мистер Фикс?

Каждое дело начинается с цели (ну или должно бы начинаться с нее). Каковы же истинные цели предпринимательства с позиций западных экономистов?

Австриец Йозеф Шумпетер, живший в первой половине XX века, придерживался мнения, что предпринимательство – это сугубо новаторская деятельность. Ее главная цель – создание новых товаров. «Если дело не отличается новизной – это не предпринимательство».

Коллега Питер Друкер, доживший до наших дней, вторит ему: «предприниматель ищет перемен, реагирует на них и использует возможности».

Ну и знаменитые авторы «Экономикс» Макконнел и Брю и вовсе вводят термин «предпринимательская способность», а к предпринимателям относят лиц «стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса».

Когда перебираешь фигуры новаторов-современников, приходят на ум неутомимый авантюрист Брэнсон, креативный Джобс и необратимо изменивший мир юный Цукерберг. Что же общего между этими персонажами?

Для меня это идея и личная энергетика! Идея, затмевающая доводы разума и не знающая преград, не пытающая угодить потребностям, порою фриковатая, но безудержно рвущаяся изменить собой мир! И сила духа, энергия Предпринимателя, словно свежий ветер, несущий перемены, прорывающаяся сквозь сомнения, не понимание и преграды.

А что же движет другой частью собственников компаний, назовем их Бизнесменами? И вот тут, совсем иная история. Как говорится, «ничего личного, только бизнес, детка». Сухой расчет, прагматичный анализ потребностей, оценка альтернатив и выбор самой выгодной. Классический «прагматиш, практиш, гуд». Минимум полета, максимум расчета. Равновесие рынка такие компании не нарушат, наоборот, извлекать максимум прибыли из рыночной ситуации – главная цель. Что тоже несет весомый вклад в экономику родины.

Определившись с целями, компания начинает собственно работать. Владелец, так или иначе, участвует в этом процессе. Но какую роль занимают Предприниматель и Бизнесмен в компании – вот в чем вопрос.

Работа не лошадь, нечего на ней пахать

Здесь уже достаточно мыслить логически и наблюдать за персоналиями. Собственник, горящий инновационной идеей, мечтатель, стремящийся в чем-то изменить мир, уж наверняка будет максимально вовлечен в рабочие процессы. Он эмоционально привязан к своему детищу. Нередко это дополняется тяжелым личным трудом, продолжающимся и в случае неудач. Отличная иллюстрация рабочей модели истинного Предпринимателя фильм «Джой», основанный на жизненной истории. Главная героиня – талантливая девушка, с детства тяготеющая к изобретательству, но погрязшая в семейной рутине, в какой-то момент решает взяться за старое. Нарисовав цветными мелками дочери незатейливый эскиз половой тряпки будущего, она стоически преодолевает препятствия на пути между идеей и покупателями. Вложив все финансы, заложив дом и рискуя банкротством, она лично становится моделью ТВ-шопа, вдвоем с подругой разыгрывает шоу на парковке супермаркета и стучится в двери соседей рекламируя свое изобретение. Она и только она – генератор прибыли своей компании. Сфера ее талантов становится темой для дела. Без нее смолкнет музыка и погаснет свет. И именно поэтому она первое время «пашет» больше любого наемника

А что же наш знакомый Бизнесмен? И снова легко увидеть отличия, вспомнив цель: максимальная прибыль из возможных на текущем рынке. Нужна ли здесь связь с интересами собственника, его личная отдача, вкладывание души в дело? В принципе, при такой задаче – не обязательно. Наняв профессионалов, изучив возможности рынка, просчитав несколько альтернативных планов, выбирается самая востребованная из имеющихся сфера с наивысшей рентабельностью. И дальше задача акционера, чтобы эта «машина поехала». Решает он ее через делегирование, организацию процессов, управление и контроль. Ну а если что-то пойдет не так? Или подвернется выгодный покупатель на бизнес? Или новая возможность, подобно золотой жиле, поманит запахом денег? Нет проблем! Бизнесмен, в отличие от Предпринимателя легко сменит тему в случае выгоды. Он же не – «золотой гвоздь» своего бизнеса, его машина при грамотном делегировании, легко будет катиться и без него. Это делает такие компании намного более привлекательными для сделок и устойчивее.

Кто не рискует, тот не пьет…

Еще один неотъемлемый параметр коммерческой деятельности – господин риск. Уж перед его лицом точно все едины: и не важно Предприниматель ты или Бизнесмен. Но если подумать, нюансы найдутся и здесь.

«К черту все, берись и делай!» – знаменитый девиз не менее знаменитого Ричарда Брэнсона. Авантюрист и бунтарь, смело идущий за своими желаниями вопреки всему, отражает стиль Предпринимателя: жить постоянно рискуя, идти на риск, не страшась, пить большими глотками пенный коктейль из адреналинового драйва!

Бизнесмен тоже рискует, но по-иному. Рискует, чтобы бизнес продолжал жить, чтобы доход не пострадал. Он не играет с риском, не наслаждается им, не бодрится от полета с горы и порывы шквалистого ветра. Словно опытный наездник, накидывающий лассо на бьющую копытами лошадь, он стремится оседлать риск, минимизировать возможный урон и укротить его спутницу – неопределенность.

Фирмы разные нужны, фирмы разные важны

Наверняка найдутся еще параметры, проводящие водораздел между П и Б: отношение к ресурсам, дружба с законом, социальность, масштабирование, отношение к сотрудникам. Но, мне думается, корень различий мы уловили.

Одни – креативные авантюристы, болеющие идеей, готовые инвестировать всего себя в рождение и развитие «дитяти», смело глядящие в глаза риску. Желающие заработать, реализовав свои возможности, не ограничиваясь ресурсами, они не ищут потребность, а формируют. Продукт неотделим от личности, построен на талантах, пропитан любовью и болью! Предпринимательство – намного больше творчество, чем игра по правилам из учебника по экономике.

Вторые – вдумчивые дельцы, профессиональные Менеджеры, играющие по правилам или, что тоже встречается, осознанно нарушающие. Их талант – максимально использовать все, что может дать рынок. Найти самую слабо удовлетворенную потребность и закрыть с извлечением выгоды. Скопировать удачную предпринимательскую идею, оптимизировать все аутентичные шероховатости. Извлечь наилучший результат наименьшей ценой, опираясь на ясный объем ресурсов. При этом личные усилия сводятся к минимуму, оптимальный результат – пассивный доход. И, если стержень предпринимательства – новаторство, то мантра бизнеса – оптимизация и рационализация. Творческому хаосу здесь не место.

Кем быть?

Так в чем же мораль? Кем быть? Куда податься – в Предприниматели или в Бизнесмены? Кто нужен сегодняшнему обществу? За кем будущее?

И вот тут не все так просто. Нужны оба. А двигаться можно лишь в одну сторону – только навстречу себе… Дело в том, что ведению бизнеса научиться доступно, а вот предпринимательство – скорее врожденное свойство. Его можно в себе вдруг обнаружить, приняв полюбить, взрастить раскрывая потенциал по максимуму. Но, пожалуй, не написан пока учебник, разворачивающий прагматичного вдумчивого логика на путь рушащего стереотипы творца и авантюриста. Их смелый дух прекрасен в своей красоте на старте, но так уязвим и не стоек в ежедневных буднях большого мира. Идея, не знающая границ, напитанная верой и любовью – вот что единственное способно улучшить мир. Но на таком адреналиновом уколе жить круглосуточно невозможно. Любая предпринимательская идея рано или поздно превращается в …бизнес. Выходя за рамки карманного региона и нарастив обороты, процессы компании, сотканные из талантов собственника и шитые на живую нитку энтузиазма неумолимо трещат по швам. Компания бухнет и ждет оптимизации со стороны прагматичного партнера Бизнесмена, умело отрезающего налипшее в творческом угаре и высвобождая Предпринимателя из круглосуточного плена любимого дитя.

Так что счастье компаний – в балансе, а персоналий – в осознании своих талантов. Просто будьте собой. Узнавайте себя каждый день. Раскрывайте разные грани, но не теряйте главного – того, что вы делаете лучше подавляющей массы людей на планете!

А для успеха своей компании не бойтесь сотрудничать с непохожими на себя людьми. Это весело, вдохновляюще и результативно для Бизнесменов и Предпринимателей!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

в начале XX века происходила настоящая предпринимательская революция, сообщества передовых предпринимателей создавали новый мир вещей и им это казалось очень важным (пример Deutsche Werkbund)

в середине XX века предприниматели искали новейшие гуманистические концепции и воплощали их в жизнь (V.Papanek - IKEA)

где сейчас все эти "ищущие"? :)

Генеральный директор, Нижний Новгород

За статью плюсик. Ясности мне не добавилось, но не такая простая тема. Быть может, тема и не может быть абсолютно ясной?

Скажем, возьмем такой пример:

Друкер вводит (или кто-то до него) понятие предпринимательское управление, наблюдаемое им, в частности, в компаниях в США.

А в нашей стране - практически в любой сфере - если поставить научный менеджмент в компании - будет очевидное предпринимательство, так как у коллег по цеху его пока нет.

Но менеджмент - это же оптимизация, координация и пр.

Руководитель проекта, Москва

А мне кажется статья очень соционическая. Скажу по опыту общения с людьми, которые делают реальный бизнес, они такими словами точно не выражаются, они не думают о том, кто они предприниматели или бизнесмены. У них какие-то более реальные что-ли задачи, связанные с ответственностью руководителей, продажами, рентабельностью. Но в целом да, статья психологически на мой взгляд уравновешенная и симптоматическая для человека с псих образование, спасибо ) Читал не по диагонали ) Автор, пишите еще!

Партнер, Украина
Денис Родионов пишет:
Скажу по опыту общения с людьми, которые делают реальный бизнес, ... они не думают о том, кто они предприниматели или бизнесмены.

Действительно, не думают до поры до времени. Но, согласитесь, было бы неплохо, если бы думали. Сэкономили бы много времени, усилий и денег. К сожалению, катализатором самоанализа обычно становятся серьезные проблемы в бизнесе или даже его потеря.
Часто ведь наблюдаем, как пробивает стену вместо того, чтобы пройти через дверь. И говорить ему о двери (советовать, консультировать) бессмысленно - он же ее не видит и не понимает, как она открывается.
Хотелось бы какого-то прикладного решения проблемы, поднятой в статье. Вопрос-то действительно и актуальный, и критически важный.
Дополняя тему наглядных иллюстраций, предложил бы фильм "Вам письмо" как пример "Бизнесмена". Гл. герой в исполнении Тома Хэнкса - по-моему, неплохой портрет. Там же кстати наглядно показано на примере главной героини (Мэг Райан) что происходит с бизнесом, если у его лидера нет компетенций "Бизнесмена".

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Цитата "предпринимательство – это сугубо новаторская деятельность. Ее главная цель – создание новых товаров."

Этим же занимается ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. И раньше этим занимался изобретательзанимался. А ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ это тот, кто что-либо предпринимает (см. правила словообразования в русском языке).

Я думаю - не следует вокруг простых истин пузырь сакральности раздувать.


Генеральный директор, Украина

Статья поднимает несколько надуманную проблему. Что важнее для человека - почки или сердце? Вопрос абсурдный - необходимо и то, и другое.

В любой компании необходимы как предпринимательство (креативная часть), так и менеджмент (систематизация бизнеса, оптимизация и стандартизация бизнес процессов). Вопрос только в одном - эти функции выполняет один человек или есть разделение этих функций между разными людьми.


Партнер, Красноярск

Вопрос правильный, пусть и философский. Не определившись "по жизни" с самим собой, человек не будет эффективен сам и в коллективе. Проблема тут в базовом образовании, напрочь не дающем даже основ целеполагания и выявления способностей.

Юрий Петров пишет:
Вопрос абсурдный - необходимо и то, и другое.

А вот нифига не очевидно, и встречается частенько. У нас есть под боком яркий тому пример - шикарное качественное развитие продуктовой линейки и тотальное просир...ние рынка при этом. Ну не интересно это ему, тянуть операционную лямку выпуска продукции! Нам их жаль, стараемся вправить мозги.

Директор по рекламе, Москва
Сергей Левицкий пишет:
Этим же занимается ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.

это важный этический вопрос вопрос, в странах первого мира возникали масштабные активности групп предпринимателей, которые считали необходимым создание новых товаров и нового товарного мира, для нового образа жизни


Генеральный директор, Украина
Олег Севодин пишет:
....Ну не интересно это ему, тянуть операционную лямку выпуска продукции! ...

Тогда проблема совсем в другом - многие желают заниматься тем, что интересно (предпринимательством) и не желают заниматься рутинной скучной работой (менеджментом).

Это о целеполагании: одна цель - заниматься те, что нравится, а другая - получать больше прибыли. Владельцам нужно четко определиться - "ты с умными или с красивыми".

Директор по рекламе, Москва
Юрий Петров пишет:
многие желают заниматься тем, что интересно (предпринимательством)

ну и где они? посмотрите вокруг на те предметы, которые вы купили и пользуетесь, в соседней ветке привел пример - занимаюсь как хобби музыкой, покупаю инструменты для хобби, это грубо говоря деревяшечки, которые хорошо склеены а не чипсеты для CG, которые живут к тому же в потреблении сезон не больше

а деревяшечки живут долго (есть вторичный рынок) за последние даже 10 лет появилось множество предпринимательских производств, которые склеивают это дерево во всех ценовых категориях - линейки очень широкие, качество везде пугающе высочайшее и все импорт

за 10 лет выросли новые бренды, а за 15-20 многие стали легендарными, все предприниматели, которые стоят за этими брэндами вот действительно увлеченные

где эти, которым интересно? в германии начала XX века они были в Deutsche Werkbund, во франции в Эсприт Нуво это все большие активности со стороны заметные если есть желающие заняться интересным предпринимательством

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.