Как развить мягкие навыки IT-специалисту

Так называемые гибкие навыки или soft skills закладываются в детстве и формируются на протяжении всей жизни. Мы пользуемся ими в разной степени на всех этапах своей жизни. Но задумываться о них начинаем, как правило, при построении и развитии собственной карьеры.

Если говорить об IT-отрасли, то существует предубеждение, что айтишникам нужны, в первую очень, hard skills, а «мягкие» навыки – второстепенны. Однако, это не так, особенно в наше время. Для IT-специалистов они имеют важное значение практически наравне с профессиональными «жесткими» умениями. Ведь для создания любой программы и даже написания идеального кода, нужно уметь взаимодействовать с командой, подмечать клиентские потребности и эффективно распределять свои ресурсы в рабочее время.

Для чего гибкие навыки необходимы айтишнику

Сейчас многие говорят о важности эмоционального интеллекта, гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям. Также особенно актуальны тайм-менеджмент, эмпатия и способность оставаться в балансе в любой ситуации. Эти навыки необходимо постоянно развивать и улучшать, чтобы идти в ногу со стремительно меняющимся современным миром. Ну и, конечно, стандартные умения, которые нужны сегодня абсолютно всем – это способность находить общий язык, слушать, слышать и доносить свою точку зрения. Рассмотрим подробнее эти навыки в разрезе задач и потребностей IT-специалистов.

  • Коммуникация с командой. В IT-сфере работа в команде является неотъемлемой частью процесса разработки любого продукта. Хорошие коммуникативные навыки позволяют не только эффективно взаимодействовать с коллегами, но и четко выражать свои мысли и идеи. Эти гибкие способности учат нас слушать и уважать точку зрения коллег, а также в спокойном режиме решать возникающие проблемы и конфликты.
  • Взаимодействие с клиентами. В IT, как и в любой другой отрасли, часто приходится общаться с клиентами, заказчиками и конечными пользователями. Наличие таких soft skills, как умение слушать и понимать потребности клиента, рассказывать о сложных технических концепциях простым языком и устанавливать хорошие отношения, помогают повысить уровень удовлетворенности клиентов и укрепить деловые отношения. Благодаря этому можно создавать более совершенные продукты, которые будут максимально закрывать клиентские потребности.
  • Руководство проектами. Айтишники, занимающие руководящие позиции и принимающие участие в управлении проектами, как и любые руководители, должны обладать традиционными навыками планирования, организации, делегирования задач и управления временем. Эти soft skills помогают эффективно управлять проектами, оптимизировать рабочий процесс, снижать риски и быстро достигать поставленных целей.
  • Улучшение клиентского опыта. Разработка любого программного обеспечения или продукта часто направлена на улучшение клиентского опыта. Поэтому IT-специалистам постоянно требуется анализировать потребности и предпочтения пользователей, улучшать дизайн пользовательского интерфейса, делать продукт более интуитивно понятным и удобным для использования.
  • Развитие карьеры. Кроме технических навыков, развитие soft skills также играет важную роль в карьерном росте. Умение эффективно общаться, вести переговоры, презентовать свои идеи и решения помогают выделяться среди коллег и привлекать внимание перспективных работодателей.

Как оценить свои soft skills

Чтоб определить свои гибкие навыки, следует начать с анализа своего опыта, успехов и неудач. Постарайтесь вспомнить, какие качества повлияли на ваши результаты. Задайте себе вопрос, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Подумайте, есть ли у вас страхи и переживания. Спросите себя, как вы взаимодействуете с коллективом на учебе или работе.

Для того чтобы объективно оценить свои «мягкие» умения, лучше всего попросить честную обратную связь от друзей, близких или наставника. Второй отличный способ – это подготовка и репетиция собственного собеседования. Можно потренироваться в кратком резюме своего прошлого карьерного опыта. Вспомнить о реализованных проектах – что вы сделали самостоятельно, а что в команде. Как вели себя в разных жизненных ситуациях, изменили ли бы вы свое решение в той или иной ситуации. Запишите себя на видео или на диктофон, понаблюдайте за тем, как вы говорите и ведете себя.

Как тренировать «мягкие» навыки и умения

Для того чтобы понять, как развить soft skills, для начала стоит определить свои сильные и слабые стороны. После этого можно воспользоваться специальной методикой для их тренировки. Для этого можно ориентироваться на модель 4К: коммуникативные навыки, координация, креативность, критическое мышление.

  1. Коммуникативные навыки отвечают за умение общаться, доносить свою точку зрения и понимать собеседника, аргументировать. Чтобы их развить, можно пройти курсы, почитать тематические книги или посмотреть обучающие видеоматериалы. Нужно больше общаться, вступать в дискуссии со знакомыми. Прочитали книгу или посмотрели фильм – подготовьте краткий пересказ для своих близких, получите от них обратную связь. Или запишите себя на видео для оценки.
  2. Координация или умение работать в команде. Для развития этого навыка чаще вовлекайтесь в групповые занятия и проекты.
  3. Креативность – умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, чувствовать себя спокойно в изменяющихся условиях. Чем больше вы знаете, тем проще генерировать идеи. Поэтому читайте книги, изучайте мир, смотрите фильмы, в том числе документальные, открывайте для себя новые горизонты, изучайте новое.
  4. Критическое мышление, которое показывает способность анализировать информацию, искать взаимосвязи между фактами, отсеивать лишнее. Для его развития учитесь принимать решения, опираясь не на чувства и интуицию, а анализируйте ситуацию, используя методику «5W+H»: Что? Почему? Кто? Где? Когда? Как? Выполняйте задания на логику, проходите квесты, играйте в интеллектуальные игры, ищите новые способы решения обычных бытовых дел.

Воспользовавшись этими небольшими рекомендациями, можно существенно повысить уровень своих гибких навыков в кратчайшие сроки. И напоследок, важно подчеркнуть, что soft skills существенно дополняют и усиливают техническое мастерство IT-специалистов. Они делают нас более успешным и эффективным как в своей работе, так и во взаимодействии с другими людьми.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.