10 советов для развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект (EQ) — это востребованный навык в профессиональном мире. В условиях высокой конкуренции на рынке развитие его навыков является жизненно важной задачей для карьерного успеха. Статистика подтверждает, что компании, в которых работают сотрудники с высоким уровнем эмоционального интеллекта, отмечают значительное увеличение общего объема продаж и производительности труда. Как совершенствовать эмоциональный интеллект?

1. Используйте ассертивный стиль коммуникации

Ассертивный стиль общения — это способность эффективно вести диалог, отстаивая собственную точку зрения, но сохраняя при этом уважение к оппоненту. Более того, такой стиль коммуникации способствует повышению собственной самооценки до здорового и комфортного уровня.

Ассертивное общение позволяет добиться уважения, не выглядя при этом слишком агрессивным или, наоборот, пассивным. Люди, обладающие этим навыком, излучают уверенность и умеют доносить свое мнение и потребности в прямой форме, не провоцируя конфликтов.

2. Сохраняйте спокойствие

Во время конфликтов часто случаются эмоциональные вспышки, но люди, обладающие развитым эмоциональным интеллектом знают, как важно уметь сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.

Они не принимают импульсивных решений, которые могут привести к еще большим проблемам. Во время любого конфликта конечной целью является его разрешение, поэтому стоит делать сознательный выбор в пользу того, чтобы ваши действия и слова соответствовали этой идее. 

3. Развивайте навыки активного слушания

Научитесь слушать, а не просто ждать своей очереди, чтобы заговорить. Относитесь к оппонентам с уважением и старайтесь брать во внимание все точки зрения, даже если во многом вы с ними не согласны. Всестороннее понимание ситуации — это путь к ее положительному развитию.

А еще, прежде чем продолжить начатую речь, убедитесь, что ваши коллеги понимают смысл сказанного, и обращайте внимание на невербальные детали разговора. Все это предотвращает недопонимание, позволяет слушателю правильно реагировать и демонстрирует уважение к собеседнику.

4. Мотивируйте себя

Каждому человеку нужна мотивация. Это нормальная потребность нашей психики, удовлетворение которой приводит к достижению высоких результатов. Оцените свои желания и поймите, что именно стимулирует вас к активным действиям.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом не только мотивированы сами, но и способны своим отношением к работе мотивировать других. Они ставят перед собой цели и проявляют стойкость перед лицом трудностей — это ли не ключ к успеху? Мой личный опыт руководителя ежедневно убеждает меня в целесообразности такого подхода не только для личного движения вперед, но и для мотивации работников.

5. Практикуйте способы поддержания позитивного настроя

Не стоит недооценивать силу своего отношения к рабочим (и обыденным) ситуациям. Негативный настрой легко заражает окружающих. Но сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом оценивают настроение окружающих и в соответствии с этим регулируют свое отношение к ним. 

Они знают, что нужно сделать для того, чтобы день был удачным и оптимистичным. Это может быть плотный завтрак или обед, медитация, утренняя зарядка, позитивные цитаты на рабочем столе или экране компьютера и многое другое. Главное — не позволяйте внешнему негативу полностью вас захватить! Статистика, например, говорит о том, что эмоциональный интеллект может быть намного более важным для выживания в кризис, чем уровень IQ и профессиональные навыки.

6. Доверяйте интуиции и анализируйте ситуации

Высокий уровень самосознания и интуиции — это важный элемент успеха. Учитесь осознавать свои собственные эмоции и то, как они могут влиять на окружающих. А еще старайтесь улавливать эмоции и язык тела других людей и используйте эту информацию для улучшения своих коммуникативных навыков.

В любом диалоге (с клиентом или коллегами) необходимо в первую очередь оценить, как складывается ваша беседа. Опытные менеджеры по продажам или сотрудники служб поддержки, которые постоянно находятся в коммуникации с большим потоком людей, знают, как важно подстроиться под интонацию и настроение оппонента, отражать его эмоции. Например, не стоит говорить слишком быстро, если вы видите, что человеку нужно чуть больше времени для осознания сказанного.

7. Учитесь воспринимать критику

Важной составляющей повышения уровня эмоционального интеллекта является умение воспринимать критику. Вместо того чтобы обижаться или защищаться, люди с высоким уровнем EQ уделяют несколько минут тому, чтобы понять, откуда исходит претензия, как она влияет на других или на их собственную деятельность, и как можно конструктивно разрешить возникшие проблемы.

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, чтобы понять источник сложившейся ситуации. Будьте честны к себе и старайтесь оценивать все события трезво. И главное помните, что совершать ошибки — нормально, но важно научиться их грамотно исправлять и анализировать причину, чтобы не допускать подобного в будущем.

8. Проявляйте эмпатию

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют сопереживать. Эмпатия — это черта, свидетельствующая об эмоциональной силе, а не о слабости. Она помогает нам общаться с другими людьми на базовом человеческом уровне и открывает путь к взаимному уважению и пониманию между людьми с разными мнениями.

В любой ситуации нельзя позволять себе набрасываться на человека с обвинениями, как и игнорировать возникшую трудность. Любые конфликты или сложности нужно решать, сохраняя при этом тактичность и уважение к оппоненту.

9. Развивайте лидерские качества

Эмоционально интеллектуальные люди обладают прекрасными лидерскими качествами. Они не только предъявляют высокие требования к себе, но и служат примером для окружающих. 

Не бойтесь проявлять инициативу и развивайте навыки самостоятельного принятия решений. Сначала будет трудно, но со временем вы начнете справляться и увидите, как ваши карьерные возможности начнут расти. 

10. Оставайтесь доступным и общительным

И, наконец, люди с высоким эмоциональным интеллектом располагают к себе. Старайтесь чаще находить причины для улыбки и излучения позитива, используйте соответствующие социальные навыки в зависимости от своих отношений с окружающими и ясно излагайте свои мысли — вербально или невербально.

* * *

Возможно, вам показалось, что многие из этих навыков лучше всего подходят для тех, кто понимает основы человеческой психологии. Но на самом деле развить их может каждый. Если вы менее эмпатичны — практикуйте более внимательное отношение к себе и осознание того, как люди взаимодействуют с окружающими. Боитесь критики? Проведите самоанализ и найдите истинный источник вашего страха — так его будет легче побороть. А прислушавшись к этим советам вы сможете значительно повысить уровень своего эмоционального интеллекта и, как следствие, жизни.

Читайте также:

 
Расскажите коллегам:
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Эта статья - хорошая карта для того, чтобы начать меняться. Для каждого пункта, думаю, должен быть план конкретный действий

Руководитель, Украина
Фахри Агаев пишет:
Для каждого пункта, думаю, должен быть план конкретный действий

Вот тут, как раз, думаю, что плана действий никто не сможет составить. Тут надо просто всмотреться в себя, анализировать и развивать в себе привычки действовать должным образом, пока не появится навык.
С другой стороны, это должны быть врождённые (воспитанные с детства) качества и тут уже больше психологии чем тренинга, а навык будет приобретён за определённое время и при определённых обстоятельствах.

Независимый директор, Москва

Не удерживай то, что уходит и не отталкивай то, что приходит.                               И тогда счастье само найдет тебя. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.