Как включить критическое мышление в сложных ситуациях: 5 практик

Как критическое мышление помогает руководителю в работе

2022 год можно описать как череду кризисов, лишивших стабильности как бытовую жизнь людей, так и бизнес. Предпринимателю важно оставаться в курсе новостей, чтобы иметь возможность принимать быстрые решения. Однако во время перемен руководитель может поддаться панике и сделать необдуманные шаги, которые негативно повлияют на компанию.

Например, весной IT-сфера столкнулась с санкциями, и многие компании, опасаясь ухудшения ситуации, решились на смену рынка. Потом IT-отрасль начало поддерживать государство: освобождать от налогов, что позволило тем компаниям, которые остались на рынке, продолжать работу на том же уровне и даже развивать новые проекты.

Критическое мышление помогает человеку делать взвешенный выбор, основываться на фактах и логике, а не на эмоциях. Это значит не идти на «красный», когда остальные люди пошли, а ждать «зеленый».

Человек, который мыслит критически:

  • Проводит фактчекинг.
  • Делает самостоятельные выводы.
  • Подбирает аргументы.
  • Находится в актуальной повестке.
  • Стремится к доказуемости умозаключений.

Как я принимаю решения во время кризиса

Состояние стресса заставляет руководителя принять быстрое решение: выйти на новый рынок, сократить команду или закрыть представительство в стране. Однако ощущение, что действовать нужно «здесь и сейчас», бывает обманчивым.

Легко сказать «нужно мыслить критически», сложнее – понять, какие конкретные шаги обеспечат рациональный подход к ведению бизнеса в кризис. Расскажу о том, какие практики помогают мне.

1. Планирование

Сейчас горизонт планирования руководителя не выходит за пределы двух месяцев, в большинстве случаев – нескольких недель. Но это не значит, что теперь бессмысленно вообще что-либо планировать. Начните с малого – детально планируйте свой день. Сторонники классического подхода могут использовать бумажный ежедневник, чтобы обозначить актуальные задачи, а тем, кому удобнее планировать в digital-среде – таск-трекер.

У меня страх строить долгосрочные планы ушел после того, как я начал детально планировать каждый свой день. Когда видишь список задач на сегодня и завтра, по-другому думаешь о том, что будет через месяц.

2. Выделение структуры

Когда видите новости о каком-то событии, старайтесь структурировать их. Например, кого касаются новые санкции, как это повлияет на ваших клиентов, почувствуете ли вы их влияние на своей компании? Структурируете проблему и разберетесь в ее нюансах – поймете, стоит ли что-то предпринять, или нужно выждать, понаблюдать за ситуацией, а только потом действовать.

Когда начали появляться новости, что российские компании массово выходят на иностранные рынки, мы не побежали вместе с ними. Сели и разработали два плана действий в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. С ними команда чувствовала себя увереннее, пока не было принято окончательное решение о том, оставаться ли на рынке.

3. Составление прогнозов

Смысл критического мышления – посмотреть на полную картину. Это позволит выбрать наиболее удобный и эффективный порядок действий из всех возможных, а не тот, который первым приходит в голову в состоянии стресса.

Составить прогноз можно самостоятельно, но лучше послушать экспертов. Обычно после появления новостей о каком-то событии наступает этап анализа ситуации: люди, разбирающиеся в сфере, высказывают свое мнение относительно того, что происходит.

4. Не опираться на эмоции

Каждодневный думскроллинг вызывает негативные эмоции и даже апатию, поэтому нужно регулярно ограничивать время чтения негативных новостей и брать паузу, чтобы прийти в себя. Также посоветую изучать разные источники информации, а не только новости и аналитику от тех авторов, с точкой зрения которых вы согласны. Это поможет выбраться из «информационного пузыря» и быть более объективным в суждениях.

С «холодной головой» легче воспринимать любые новости, оценивать достоверность на первый взгляд правдивой информации, выделять ключевые факты в больших объемах данных и определять, как эти моменты касаются вашего бизнеса. Я подписан на несколько Telegram-каналов, которые порой вещают противоположные мнения, это помогает сохранять объективность и рассматривать проблему без эмоций.

5. Применение визуализации

Визуализируйте текущие события в форме слов, цифр и графиков. Визуализация позволяет разобраться в ситуации и не поддаться на манипуляции, исходящие из медиапространства. Получается, наглядные данные помогают руководителю наводить порядок в мыслях и действиях.

Прежде чем что-то сделать на эмоциях, я останавливаю себя и заставляю разложить по полочкам ситуацию: что произошло, как это влияет на нашу сферу и конкретно на мою компанию. Иногда даже рисую схемы, чтобы понять причинно-следственные связи. В этом отчасти и заключается критическое мышление.

Выводы

Текущие события – это не первый и не последний вызов для бизнес-среды. Постоянная внешняя нестабильность мира заставляет руководителей видеть в кризисах не проблемы, а искать возможности, борясь за внутреннюю устойчивость в работе компании.

Чтобы в полной мере воспользоваться шансами, которые создает ситуация, руководителю нужно мыслить критически. Критическое мышление позволяет оценивать риски и принимать объективные решения без спешки и опоры на эмоции. Такой системный подход сбережет нервы главе предприятия, и поможет компании преодолеть трудные времена с наименьшими потерями.

Какие практики помогают вам развивать критическое мышление? Расскажите в комментариях.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Кудряшов
Генеральный директор, Москва

2022 год можно описать как череду кризисов, лишивших стабильности как бытовую жизнь людей, так и бизнес. Предпринимателю важно оставаться в курсе новостей, чтобы иметь возможность принимать быстрые решения.

1. Определив 2022 год как кризисный для бизнеса, предпринимателю важно принимать не быстрые, а правильные решения.

2. Очевидно, что работа компании в кризисный период требует от руководителя не только критического мышления, но применения методов анитикризисного управления, т.е., не только размышлений, но и соответствующих управленчеких действий в кризисных ситуациях.

3. Автор поделился, как он принимает решения во время кризиса, указав 5 практик - лайфхаков, которые помогают ему в этом вопросе, а именно: планирование, структурирование, прогнозирование, объективизация и визуализация. Что вполне может быть полезным и для других руководителей.

4. Но представляет интерес и практический опыт компании, в данном случае IT-сферы, как осуществлется планирование, прогнозирование, контроль, стимулирование и другие бизнес-процессы, если они встроены в процедуры анткризисного управления компанией в кризисный период 2022 года, и возможно, на перспективу 2023 - 25 годов.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.