Х-фактор лидера

Что отличает лидера от всех остальных? Почему именно этому человеку безгранично верят все – от секретарей до председателей советов директоров, почему все сотрудники готовы за ним в огонь и в воду? И дело не в знаниях и навыках, и даже не в его управленческих талантах – дело в харизме. В том отчасти мистическом и непостижимом X-факторе, который, по мнению большинства, и позволяет стать истинным лидером и сделать блестящую карьеру.

Исследования, проведенные в Америке, установили, что чем более харизматичен глава компании, тем лучше и успешнее его фирма. Была даже установлена цена харизмы - от 10% до 15% прибыли. По мнению специалистов, особенно велика роль харизмы в таких чрезвычайных обстоятельствах для компании как запуск новой продукции/проекта, провал или, наоборот, взлет, или резкое изменение ситуации на рынке.

Харизматичных лидеров ценили всегда, их старались привлечь компании, к ним в команду мечтали попасть лучшие специалисты, в них верили и на них надеялись, считалось, что для них почти нет невозможного. Однако несколько лет назад вера в харизму как в соломинку, которая может в последний момент спасти компанию, несколько пошатнулась. После краха ряда корпораций, у руля которых стояли сильные и авторитетные лидеры, советы директоров и акционеры несколько пересмотрели список компетенций идеального СЕО и вычеркнули оттуда харизму. Умение убеждать и рисковать – в числе основных черт харизматичного лидера, но мир больших корпораций сегодня в основном делает ставку на стабильность. Кроме того, как полагает ряд экспертов, наличие в руководстве личности с яркой харизмой создает в компании нездоровую атмосферу. Такие лидеры в большинстве своем неспособны воспринимать критику, поэтому в компании никогда не возникает альтернативных точек зрения, и вся организация начинает вращаться вокруг одного человека.

Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что большинство перевернувших мир инноваций, «чудесных» возрождений и невероятных старт-апов обязаны своим успехом именно харизме своего лидера. Его уверенности в себе, его умению воодушевлять и мотивировать сотрудников, его способности сплотить коллектив и повысить лояльность к компании, его авторитету… И многие компании и руководители по-прежнему хотят видеть в рядах своих сотрудников людей, обладающих харизмой.

Об этом не рассказывают в бизнес-школах, и этому не учат гуру, но, разговаривая с теми, кто обладает этим ценным качеством, вы обнаружите, что не такая уж это страшная тайна. Трудно дать точное определение харизме - вы просто знаете, что это она, когда сталкиваетесь с ней. Это не только личное обаяние, но в гораздо большей степени способность заставить других разделять вашу точку зрения и неистово ее поддерживать. Это невозможно передать, этому невозможно научить, но не стоит расстраиваться – можно быть успешным лидером, и не обладая такого рода обаянием. А поскольку это понятие весьма многогранно, возможно выделить те его компоненты, которые легко может освоить практически любой менеджер.

Во-первых, это способность просто преподносить самые сложные и рискованные проекты. Харизматичные лидеры никогда не будут говорить длинные и скучные речи, нет, они любую идею разложат на составляющие и преподнесут вам ее так, что вы сразу скажете: «Конечно, это возможно!» Другая сторона этого умения – ораторские способности. Неважно, имеете вы дело с персоналом или советом директоров, вы должны заразить слушающих своим энтузиазмом, сделать их соучастниками и компаньонами, а сложные, заумные конструкции и обилие терминов «утяжеляют» речь, мешают людям проникнуться вашими идеями. Кроме того, яркий, живой и образный язык быстрее поможет вам установить контакт с аудиторией, завоевать ее. Это особенно важно, когда вы общаетесь с сотрудниками, – свободная и несколько неформальная речь поставит вас на одну планку с вашими слушателями, снимет барьер, который отделяет топ-менеджеров и руководителей от коллектива.

Лидеры, обладающие ярко выраженной харизмой, всегда эмоциональны и открыты. Они не стараются казаться замкнутыми и серьезными, они воздействуют на сердца людей так же, как на умы. Как правило, они приверженцы неформальной корпоративной культуры, стандарты не для них. Харизматичный СЕО может лично встретить вас у лифта и проводить в свой кабинет, отказаться от услуг секретаря или сделать еще что-нибудь столь же нетривиальное. Это не значит, что они не могут быть строгими и требовательными руководителями, отнюдь, просто они умеют создать такую атмосферу и так сформулировать задание, что у человека загораются глаза и он готов свернуть горы.

Еще одна особенность лидеров подобного рода – склонность к риску. Они постоянно бросают вызов миру и себе, они всегда стремятся достичь большего, они мыслят шире, чем требуют того стоящие перед ними задачи, и поэтому часто первыми улавливают тенденции завтрашнего дня.

Нельзя утверждать, что законы и механизмы действия харизмы изучены, это невозможно, потому что нельзя найти и исследовать неуловимый Х-фактор, но можно просто подсмотреть его внешние проявления, систематизировать и сделать выводы. А потом, опираясь на них, попытаться усовершенствовать свои способности.

При подготовке материала использованы статьи Fortune Kill Your Career With Charisma, CareerJournal Amid CEO Bashing, Cheers for Charisma и Is a Lack of Charisma holding You Back?

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.