Что выдает бездарного начальника: 5 ошибок

Сергей Петров был «душой» команды. Всегда придет на помощь, поддержит, подбодрит. Да и у начальства на хорошем счету: надо задержаться – пожалуйста, выйти в выходной – без проблем. Нужно сказать, что и продажи у него были лучшими в отделе. И вот, подвернулся удачный момент – внезапно уволился начальник. Руководитель департамента вызвал Сергея и торжественно объявил: «Вижу твои старания и заслуги, поэтому принято решение – теперь ты начальник отдела, поздравляю, так держать!» Сергей воодушевленно принялся за дело и утроил свои усилия.

По сложившейся привычке он продолжал глубоко вникать во все детали процесса продаж. Но теперь ему приходилось следить не столько за своей работой, которую он привык делать тщательно и ответственно, сколько за работой других людей — подчиненных. Наметанным глазом Сергей видел, что многие исполнители работают недостаточно эффективно, совершают ошибки.

Он тут же вмешивался, самолично исправлял их огрехи. На этом фоне Сергей начал воспринимать бывших коллег, а теперь подчиненных, как не очень умелых и не очень ответственных людей. Раньше он не вникал в то, как работают другие, и не замечал этого. Подчиненные, в свою очередь, жаловались друг другу на то, что Сергей «не дает дышать», «дорвался до власти» и «лезет во все мелочи». Несмотря на все старания Сергея – он проявил себя как руководитель бездарный.

Какие ошибки говорят о бездарности руководителя, как их заметить и исправить?

1. Вы стали руководителем, а действуете как исполнитель

Вам знакома ситуация, когда руководитель не может оставить команду и компанию надолго – без него процессы замирают? Когда за всеми решениями и согласованиями сотрудники бегут к руководителю? Когда именно руководитель работает больше, усерднее и эффективнее всех, но именно как исполнитель? Все это звенья одной цепи.

Руководитель – это не только должность, но еще и определенный уровень мышления, сознания и отношения к делу. Совершенство в роли исполнителя не только не способствует успеху руководителя, но часто мешает, создавая ложную иллюзию наличия нужных способностей и компетенций.

Переход в роль руководителя должен сопровождаться изменениями и в категориях мышления, например:

  • исполнитель мыслит в категории собственных результатов, а руководитель – результатов команды;
  • исполнитель мыслит в категории проблем, а руководитель – в категории рисков;
  • исполнитель мыслит в категории своих отношений с коллегами, а руководитель – в интересах всего «оркестра».

Если вам кажется, что вы отлично справляетесь со своими задачами, а вот команда со своими – не очень, это явный признак мышления исполнителя.

Что делать?

Меняйте подход и отношение. Признавайте себя новичком в руководстве и смещайте внимание с собственной экспертизы в область компетенций по управлению людьми. Оценивайте результат своей работы по совокупному результату команды, а работу делайте руками исполнителей, используя делегирование. Оставляйте за собой только три блока задач:

  1. Определять стратегические цели и приоритеты
  2. Работать с подчиненными
  3. Принимать ключевые решения

Остальное, по возможности, делегируйте.

2. Вас заботят только цели, процессы и KPI

Многие сотрудники, чей бывший коллега стал руководителем, отмечают, что коллега «зазнался». Все дело в том, что они наблюдают следующий феномен: даже при незначительном повышении социального статуса руководитель начинает относиться к другим не как к людям, а как к функциям.

С одной стороны, это полезно для дела, поскольку управлять людьми, учитывая все их личностные нюансы, было бы слишком сложно и энергозатратно, а руководителю нужно видеть картинку в целом, замечать и учитывать, прежде всего, функциональные роли членов команды. С другой стороны, бывшие коллеги чувствуют отстраненность, холод и потерю человечности в отношениях с руководителем. Часто это воспринимается ими как безразличие, несправедливость, заносчивость. И такое восприятие, в свою очередь, влияет на вовлеченность и продуктивность самой команды.

Бездарный руководитель не только не замечает действия этого феномена, но и усиливает его, намеренно отстраняясь от сотрудников, демонстрируя статус и лишний раз доказывая собственный авторитет.

Что делать?

Достаточно регулярно уделять чуть больше своего внимания людям, разговорам о личном, улыбаться, благодарить, называть подчиненных по имени, делиться своими ошибками, слушать сотрудников. Это компенсирует действие описанного выше феномена, вернет в отношения человечность, а вкупе с тем, что все это идет от более статусного лица – даст дополнительный стимул вовлеченности для всей команды.

3. Ваши действия угрожают психологической безопасности команды

В эпоху неопределенности и постоянных внешних стрессов, растет запрос на психологическую безопасность в компании и команде.

Психологическая безопасность – это климат, в котором люди чувствуют безопасным выражать свои идеи. Делиться ими, делиться озабоченностями, уделять внимание ошибкам и обсуждать их без страха высмеивания, негативной оценки или наказания.

Психологическая безопасность способна усилить продуктивность команды, командность, что важно – ведь мы знаем, что именно команды могут значительно больше, чем люди по отдельности, а могут и значительно меньше.

Если психологическая безопасность отсутствует, то:

  • люди не сотрудничают, развивается конкуренция и соперничество (даже если декларируется обратное);
  • развивается «я-фокус», каждый фокусируется на своих потребностях и задачах, не заботясь об интересах и потребностях остальных;
  • падает уровень самосознания, люди знают «как правильно», но действуют рефлекторно, наступая на одни и те же грабли;
  • падает IQ, люди, буквально «тупеют»;
  • растет тревога и неопределенность;
  • ресурс команды, личный ресурс сотрудников тратится на механизмы психологической защиты от коллег, от руководства и выживание в токсичной для них среде.

Если психологическая безопасность присутствует, то:

  • люди сотрудничают;
  • развивается «мы-фокус», люди думают об интересах и потребностях друг друга, учитывают их во взаимодействии;
  • растет самосознание, команда обучается, а затем на деле применяет новые знания;
  • повышается креативность и инновационность;
  • команда быстрее и легче развивается;
  • ресурс идет на рост продуктивности, а люди объединяют свои таланты, силы, чтобы работать без устали и бороться с угрозами извне.

Как бездарный начальник создает и усиливает психологическую небезопасность:

  • Вносит неопределенность. Редко, неполно, некорректно информирует команду о целях и планах компании, о происходящих или грядущих переменах, скрывает часть информации, доводит ее частями и несвоевременно. Длительное время оставляет команду в неведении относительно проблем компании и путей их решения. Формирует непрозрачные ожидания от членов команды. Типичный признак, говорящий о недостаточности у команды информации, что люди не понимают, что происходит и что будет происходить в дальнейшем – возникновение слухов и сплетен.
  • Действует непредсказуемо и спонтанно. Для этого резко вносит изменения в планы, меняет цели, «радует» частой сменой настроения. Вы гениальный творец, а ваше эмоциональное состояние характеризуется «творческими» перепадами? Займитесь лучше креативом, а для команды важней предсказуемость, последовательность и понятные ожидания.
  • Увлекается критикой и обратной связью. Для этого старается уличить сотрудников за их ошибки, наказывать и отчитывать их. Обратная связь бездарного начальника – бесконечный монолог и поток советов. Чем чаще, тем лучше. Сотрудники обязательно это запомнят и больше не повторят! Конечно, нет. Бездарный начальник этим добивается того, что люди начинают скрывать ошибки и вырабатывают свой неписанный KPI – не быть пойманным или виноватым. Команда такого начальника тормозится в развитии, инициатива внутри падает до нуля.

Что делать?

Обеспечьте психологическую безопасность, предоставляя конкретную информацию, даты, планы и дорожные карты. Введите простое правило: ошибки допустимы, сокрытие нет. Помогите людям говорить об ошибках, о недочетах в их работе и в работе компании. Создайте форматы для обсуждения причин ошибок, путей их решения, а также обобщайте опыт решения сложных ситуаций, доводя его до всей команды.

4. Вы боитесь, что вас «подсидят» или «сядут на шею»

Как у ребенка, получившего игрушку, на которую он не рассчитывал, рождается страх, что «отнимут», так и у бездарного начальника, получившего незаслуженный статус, есть страх его потерять.

Быть руководителем и быть родителем – это две сверхсложные задачи. Безусловно, разные, но с множеством полезных аналогий.

Родитель должен дать своим детям все необходимое, помочь стать самостоятельными и независимыми, поддержать и развить их, чтобы те добились успеха. Также и мудрый руководитель – внимателен к потребностям сотрудников, делегирует ответственность и дает автономность, оказывает поддержку, уделяет время развитию, чтобы сотрудники стали успешными и сделали успешной компанию.

Бездарный начальник видит в сильных сотрудниках своих конкурентов, подсознательно ограничивает развитие их потенциала, не заинтересован в развитии и успехе сотрудников – он опасается, что станет не нужным, а его попросту «подсидят». Такой начальник поручает сотрудникам простые задачи, не формируя у них цельной картины, а его подчиненные чувствуют себя «кеглями» или «пешками», которых двигают, а они не понимают смысла этих движений.

Выполняя простые действия, не соответствующие их потенциалу, подчиненные демотивированы и не вовлечены. Бездарный начальник создает, тем самым, управленческое болото и токсичную атмосферу, из которой уходят командные игроки и люди с сильным потенциалом. Вместо них притягиваются те, кого устраивает низкий уровень ожиданий. А начальник, чувствуя себя «круче и умнее всех», растит свое эго и самооценку.

Что делать?

Осознать, что не люди для вас, а вы здесь – для людей и их развития. Знать потребности и индивидуальные стимулы сотрудников, как материального, так и эмоционального плана. Давать им необходимое, уделять время развитию компетенций и потенциала сотрудников, расширять поле ответственности и способствовать успешности каждого. Это вырастит людей в команде, бизнес компании, а для вас лично – станет лучшей школой роста управленческих компетенций.

5. Вы жертвуете людьми и их интересами, ради собственных

Для бездарного начальника люди – это ресурс и средство достижения его целей, целей бизнеса, удовлетворения его амбиций. Он успешно манипулирует людьми, их интересами в угоду собственных. Он готов уволить людей ради сокращения затрат бизнеса, убирать себе неугодных и неудобных.

«Люди – вторичны, победа – любой ценой!» – вот девиз бездарного начальника. Поэтому возникает напряжение, теряется гибкость – слишком много инструкций, велик страх, что могут уволить или наказать. 

И здесь будет уместна аналогия с родительством – если у вас в семье наступали когда-либо тяжелые времена, то думали ли вы о том, чтобы избавиться от кого-то из детей? Никогда. А почему для нас допустимо делать это с сотрудниками? Из семьи вас не уволят за плохие результаты. Так и в компаниях, если внутренняя культура выстроена корректно, то за ошибки не выгоняют, а обучают.

Хороший лидер никогда не пожертвует людьми ради цифр. А в сложной ситуации совместно с командой обсудит и найдет решение. Нормальная реакция людей на это – доверие и сотрудничество.

Что делать?

Вместо того чтобы жертвовать людьми и их интересами, попробуйте наоборот – пожертвовать собственными. В том смысле, чтобы ставить интересы и потребности людей на первое место. Это отличает начальника от лидера. Лидеру также неподвластна внешняя среда и ее угрозы, но подвластно изменить отношение к команде и людям, улучшив качества внутренней среды в команде. Когда лидер делает выбор поставить комфорт, безопасность людей на первое место, то происходят потрясающие вещи!

Жертвуйте собственными интересами, ставя интересы других – на первое место. И нужно понимать, что в таком случае и люди начнут жертвовать собой ради лидера и тех целей, в которые он их вовлекает. Отдадут ему свои таланты, время и энергию. Чтобы мечта лидера воплотилась в жизнь.

Если мы спросим сотрудников такого лидера: «Почему вы пожертвовали собой?», то наверняка услышим их ответ – «Потому, что он сделал для нас тоже самое!»

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Мы многократно обсуждали с коллегами известную в менеджменте аксиому - руководство делиться на линейное (оперативное), среднее, и ТОП менеджмент. На каждом уровне свой набор навыков и скилов. И наработанные навыки и паттерны на одном уровне мешают на другом. То есть самый хороший начальник отдела скорее всего будет худшим директором завода. 

Из моего многолетнего опыта руководства людьми главный навык руководителя: - ходить наверх и выбивать и обосновывать зп для подчиненных. Остальное все прощают и с каждым удачно пройденым циклом люди работают все лучше и дружнее. Возможно где-то существуют коллективы где люди работают не за деньги и там важно вытирать каждому сопли, но я в таких не работал и работать скорее всего не буду. 

Несколько пугает индивидуальный подход к каждому, это требование противоречит теории и практике менеджмента. Ну типа: "если вы хотите рулить в автомобиле, вам важно знать какое давление в каждой шине" - звучит хорошо, но глупо. Руководитель тоже человек с обычными возможностями интеллекта и памяти, большинство людей сами не осознают свои мотивы, цели и интересы, а руководитель вроде должен как-то их распознать, классифицировать, промоделиоровать, учитывать их эмоциональные и гормональные подвижки - это невозможно и 100% ничего хорошего из этого не выйдет. 

Консультант, Нижний Новгород
  • исполнитель мыслит в категории собственных результатов, а руководитель – результатов команды;
  • исполнитель мыслит в категории проблем, а руководитель – в категории рисков;
  • исполнитель мыслит в категории своих отношений с коллегами, а руководитель – в интересах всего «оркестра».

Если вам кажется, что вы отлично справляетесь со своими задачами, а вот команда со своими – не очень, это явный признак мышления исполнителя.

Очень однозначно. Откуда взялись такие постулаты? Есть пруфы?)

Начальник участка, Москва
Ирина Плотникова пишет:
  • исполнитель мыслит в категории собственных результатов, а руководитель – результатов команды;
  • исполнитель мыслит в категории проблем, а руководитель – в категории рисков;
  • исполнитель мыслит в категории своих отношений с коллегами, а руководитель – в интересах всего «оркестра».

Если вам кажется, что вы отлично справляетесь со своими задачами, а вот команда со своими – не очень, это явный признак мышления исполнителя.

Очень однозначно. Откуда взялись такие постулаты? Есть пруфы?)

Ну я предполагаю что это интуитивная интерпритация субличностной концепции. Суть ее следующая. Руководитель внутри себя выращивает субличность - "я = моя команда" и работает от ее интересов. Как например водитель машины в процессе вождения = машина. Исполнитель остается в рамках "личного я" а подчиненные у него - костыли которые помогают ему, а чаще мешают.

Собственно умение вырастить внутри себя субличность "я = отдел", "я = завод", "я = отрасль или институция" и действовать от лица интересов этих субличностей и определяет потенциал руководителя. 

IT-менеджер, Красноярск
Алексей Уланов пишет:
Собственно умение вырастить внутри себя субличность "я = отдел", "я = завод", "я = отрасль или институция" и действовать от лица интересов этих субличностей и определяет потенциал руководителя. 

Вырастить субличность - это как?

Начальник участка, Москва
Антон Французов пишет:
Алексей Уланов пишет:
Собственно умение вырастить внутри себя субличность "я = отдел", "я = завод", "я = отрасль или институция" и действовать от лица интересов этих субличностей и определяет потенциал руководителя. 

Вырастить субличность - это как?

Субличность - это наработанная модель поведения и мышления не являющая единым целым с личным. 
Например когда Вы ведете авто и глубоко погружены в этот процесс вы действуете от лица автомобиля как участника дорожного движения. Когда Ваш автомобиля подрезали, Вы эмоционально реагируете, или когда Вашему авто уступили место, Вы благодарны. Вы и машина это разное, и отождествляетесь с авто вы когда надеваете на себя субличность - водитель. 
Если вы осуществляя вождение авто начинаете снимать девушек, читать газету, разбираться с женой, выпивать виски с колой с другом. Это нахождение в процессе вождения в двух и более субличностях одновременно - расщепления сознания и равная  конкуренция между ними - шизофрения. 

Продолжая эту мысль мы можем быть начальником отдела и думать от лица отдела и руководствоваться интересами отдела. Это субличность "начальник отдела". А можем быть назначенным начальником отдела, но оставаться исполнителем находясь в субличности "самостоятельный квалифицированный исполнитель которому дали весь отдел чтоб они помогали ему". Результат между "начальник отдела" и "исполнитель которому в помощь дали всех" будет разный. Но самое опасное это когда обе субличности включены одновременно начинается шиза - расщепление сознания руководителя. Проявляется это что подчиненные не знают чего ожидать от руководителя и не могут просчитать канву его решений. Это очень напрягает людей. 

То есть что бы быть хорошим водителем отдела, водителем, авто ,водителем завода, водителем отрасли нужно вырастить нужную субличность отождествиться с управляемым объектом и в процессе вождения притушить свое я и прочие наработанные ранее субличности.

Вообщем коротко концепцию я описал. Остальное можно достроить. 

Консультант, Нижний Новгород
Алексей Уланов пишет:
Ирина Плотникова пишет:
  • исполнитель мыслит в категории собственных результатов, а руководитель – результатов команды;
  • исполнитель мыслит в категории проблем, а руководитель – в категории рисков;
  • исполнитель мыслит в категории своих отношений с коллегами, а руководитель – в интересах всего «оркестра».

Если вам кажется, что вы отлично справляетесь со своими задачами, а вот команда со своими – не очень, это явный признак мышления исполнителя.

Очень однозначно. Откуда взялись такие постулаты? Есть пруфы?)

Ну я предполагаю что это интуитивная интерпритация субличностной концепции. Суть ее следующая. Руководитель внутри себя выращивает субличность - "я = моя команда" и работает от ее интересов. Как например водитель машины в процессе вождения = машина. Исполнитель остается в рамках "личного я" а подчиненные у него - костыли которые помогают ему, а чаще мешают.

Собственно умение вырастить внутри себя субличность "я = отдел", "я = завод", "я = отрасль или институция" и действовать от лица интересов этих субличностей и определяет потенциал руководителя. 

Слишком интуитивная) Поэтому и получается GIGO – garbage in, garbage out, (прошу прощения за прямоту у автора статьи ) принцип в информатике, означающий, что при неверных входящих данных будут получены неверные результаты, даже если сам по себе алгоритм правилен.

Вот там вверху где-то вы правильно заметили, Алексей про уровни менджмента.

Руководитель - это человек в организации, который наделен полномочиями.

Полномочия – это право принимать решения и действовать автономно от вышестоящего руководителя, согласно установленным ограничениям, при выполнении оговоренного списка задач/функций/проектов/процессов/ обязанностей.

Одно это уже говорит о том, что любой руководитель может являться и исполнителем, и наоборот.

 

 

Консультант, Москва

Пунк 5 нужно было поставить под № 1.

"Для бездарного начальника люди – это ресурс и средство достижения его целей, целей бизнеса, удовлетворения его амбиций. Он успешно манипулирует людьми, их интересами в угоду собственных. Он готов уволить людей ради сокращения затрат бизнеса, убирать себе неугодных и неудобных.

«Люди – вторичны, победа – любой ценой!» – вот девиз бездарного начальника. Поэтому возникает напряжение, теряется гибкость – слишком много инструкций, велик страх, что могут уволить или наказать".

Скорее заставить под страхом  увольнения или наказания!

Такое пояснение есть про сенвт,  можно сказать что и про управленцев: : "Каддый сенотор в отдельности может быть добрым, внимательным  и порядочным человеком, но вместе сенат - злая бестия!!"

Директор по PR, Москва

А виной всему этому нарциссизм и родственные связи)

Консультант, Москва
Ирина Плотникова пишет:
  • исполнитель мыслит в категории собственных результатов, а руководитель – результатов команды;
  • исполнитель мыслит в категории проблем, а руководитель – в категории рисков;
  • исполнитель мыслит в категории своих отношений с коллегами, а руководитель – в интересах всего «оркестра».

Если вам кажется, что вы отлично справляетесь со своими задачами, а вот команда со своими – не очень, это явный признак мышления исполнителя.

Очень однозначно. Откуда взялись такие постулаты? Есть пруфы?)

есть

Консультант, Москва
Алексей Уланов пишет:
Ирина Плотникова пишет:
  • исполнитель мыслит в категории собственных результатов, а руководитель – результатов команды;
  • исполнитель мыслит в категории проблем, а руководитель – в категории рисков;
  • исполнитель мыслит в категории своих отношений с коллегами, а руководитель – в интересах всего «оркестра».

Если вам кажется, что вы отлично справляетесь со своими задачами, а вот команда со своими – не очень, это явный признак мышления исполнителя.

Очень однозначно. Откуда взялись такие постулаты? Есть пруфы?)

Ну я предполагаю что это интуитивная интерпритация субличностной концепции. Суть ее следующая. Руководитель внутри себя выращивает субличность - "я = моя команда" и работает от ее интересов. Как например водитель машины в процессе вождения = машина. Исполнитель остается в рамках "личного я" а подчиненные у него - костыли которые помогают ему, а чаще мешают.

Собственно умение вырастить внутри себя субличность "я = отдел", "я = завод", "я = отрасль или институция" и действовать от лица интересов этих субличностей и определяет потенциал руководителя. 

да-да, в целом именно в этом направлении мыслил

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.