Маленький рубль или большое спасибо? Правильная формула мотивации

Екатерина Елендо

Понедельник, утро. Еду в офис на такси. Таксист вздыхает и рассказывает о работе, видимо, началом трудовой недели навеяно. С гордостью сообщил, что его жена, которая работает в одной из известных продовольственных сетей, стала лучшим сотрудником квартала, и ее наградили поездкой по Золотому кольцу. И сразу же оговаривается: «Зачем вот нужны такие поездки, лучше бы премию дали, ведь всем известно, что лучше маленький рубль, чем большое спасибо». Я улыбнулась: «Но ведь вам же приятно, что она стала лучшим работником, и турпоездка ей даст гораздо больше впечатлений, чем денежная премия». Мне показалось, что это бравада – лучше бы денег дали, на самом деле он так не считает. Или считает? К сожалению, это самая распространенная точки зрения в России. Мотивирует только материальное. Дайте денег – я сам решу, куда их потратить.

мотивация

На мой взгляд, противореча пирамиде Маслоу, для одних – материальная мотивация актуальна всегда, вне зависимости от факторов и должности, а для других – неактуальна в принципе. Когда-то было модно и престижно – любить свое дело. Сколько врачей, учителей, геологов, военных и сейчас работают не ради денег, а ради профессии… Истинное удовольствие, когда сотруднику нравится его работа и это является основной его мотивацией.

Ради чего еще может работать сотрудник, если не ради денег? Сильной мотивацией может быть принадлежность к компании, к бренду, корпоративным ценностям. Например, в период стагнации автомобильного рынка, простоев на заводе, вынужденных отпусков, многие работники Volvo отказываются от выгодных предложений и остаются в компании, чтобы вместе с ней пережить трудные времена. Это одно из самых удивительных открытий последнего времени, которые сделали рекрутеры «Рекадро». «И в горе, и в радости, богатстве и бедности…».

При найме в международные компании особенное внимание, иногда даже всех раздражающее, уделяется ответу кандидатами на вопрос: «Почему вы хотите работать в нашей компании?». Так уже с первого интервью формируется лояльность к будущему работодателю. Хотя опасность получения социально желаемых ответов велика. Часто рекрутеры кадровых агентств готовят кандидатов к ответу на данный вопрос: ведь неправильный ответ, даже для квалифицированного специалиста, грозит отказом в рассмотрении кандидатуры. Конечно, рассматривая вакансию, кандидат должен понимать, что это за компания, чем она занимается, иметь представление об истории и бизнесе, выпускаемой продукции, да просто, чтобы не купить кота в мешке и на интервью задать вопросы, необходимые для принятия решения. HR же важно определить, подойдет ли кандидат по корпоративной культуре, менталитету, существуют и кросс-культурные отличия, прозападный менеджмент и тому подобные нюансы. Если все сделано правильно на этапе отбора, то работодатель получает уже изначально мотивированного на работу в конкретной компании сотрудника, разделяющего его корпоративные ценности.

Блиц-опрос, проведенный нашей компанией в социальных сетях на тему: «Что может быть сотруднику дороже денег?», подтверждает вышеприведенное мнение. На первом месте по итогам опроса удовольствие от работы (26%) и достижение результатов (23%), на втором месте – карьерный рост и корпоративная культура.

мотивация

Одним из самых распространенных мнений экспертов по мотивации является индивидуальный подход, персональные особенности конкретных людей и целых поколений. Определение индивидуальных мотиваторов – дело полезное, но трудоемкое и затратное. Поэтому чаще всего предлагается расширенный компенсационный пакет, в который входят различные льготы, например такие (выдержка из исследования «Рекадро», данные работодателей, декабрь, 2014 года).

мотивация

Все льготы работают определенное время, но к ним быстро привыкают. В период нестабильности компании все чаще обращают внимание на нематериальную мотивацию: соревнования, геймификацию, определение лучших по профессии, лидеров, вручение дипломов, благодарности, гибкий график рабочего времени, корпоративные подарки. Все это важно для формирования позитивной энергии.

Виды и способы мотивации разные, но мне представляется, что порой мотивации уделяется чересчур большое внимание. Такое ощущение, что работать успешно и эффективно никто не хочет, а работодатели из кожи вон лезут, чтобы вдохновить коллектив на трудовые подвиги. Наверное, это правильно, перефразируя Михаила Жванецкого: «Можно и не вдохновлять, если вас не интересует результат». И все же, на мой взгляд, самый мотивированный сотрудник – это сотрудник, который дисциплинирован, исполнителен и ответственно относится к своей работе. Такой сотрудник будет успешно работать в любой компании, потому что он по-другому не может, действует принцип: «Если я работаю, то свою работу я делаю хорошо». Чаще всего, именно это и нужно работодателю.

Поэтому, истинная формула успешной мотивации банальна и проста – ответственное отношение к делу. Ищите ответственных сотрудников, которые не могут не выполнить то, что вы им поручили, … и они вас никогда не подведут.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Калуга

Очень точно.Проверено.Работает!

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Каноническая формула крылатого выражения - следующая: ''Лучше маленький троячок, чем большое спасибо!''
Директор по маркетингу, Москва

Да, изначально мотивированных нанимать выгодно, и просто ответственных иметь в штате тоже. Но как долго вы сможете эксплуатировать эту мотивированную лояльность таких сотрудников без поощрений?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.