Nokia Siemens Networks: в поисках «Робинзонов»

Представьте себе стадион. На нем 50 тыс. человек. Идет матч. У людей в руках телефоны, смартфоны, каждый хочет поделиться своими впечатлениями с друзьями и родными. Но возникает проблема: базовые станции сотовой связи перегружаются. Что надо придумать, чтобы все до всех дозвонились? Такую задачу студентам одного российского вуза поставила компания Nokia Siemens Networks, образованная в 2007 году в результате слияния департаментов двух крупнейших европейских фирм Nokia и Siemens, а ныне представляющая собой независимую компанию, успешно работающую на мировом рынке телекоммуникационных решений для сотовых и стационарных операторов. Nokia Siemens Networks ищет в нашей стране потенциальных сотрудников. Каким образом в России можно найти квалифицированные кадры, почему российская наука и промышленность не желают строить профессиональные сообщества, а предпочитают жить на «островах» науки? Об этом в интервью Executive.ru рассказал директор по исследования и разработкам Nokia Siemens Networks в России Тило Шварц.

Executive.ru: Почему телекоммуникационная отрасль сегодня нуждается в активизации научных исследований? Как связаны между собой рост трафика, частотный ресурс и научные исследования?

Тило Шварц: На мой взгляд, сегодня ни в одной области бизнеса внедрение новых научных открытий не происходит так быстро, как в телекоммуникациях. Промежуток времени между разработкой и конечным продуктом невероятно сжат. Новые сервисы моментально оказываются на рынке, что, в свою очередь, заставляет экстремально быстро обновлять стандарты. Конечные продукты (мобильные компьютеры, смартфоны), очень сложны, они побуждают совершенствоваться всю телекоммуникационную область: нужно постоянно оптимизировать сети, чтобы соответствовать требованиям потребителя. МТС, например, в 2011 году была вынуждена срочно заняться анализом и модернизацией своей к тому моменту уже сильно перегруженной инфраструктуры. Тогда же МТС инвестировали в LTE-технологию, которая в сентябре 2012 года была введена в работу на территории Москвы. Названные причины заставили нашу компанию недавно обновить стратегию на ближайшие 10 лет. Мы решили сфокусироваться на высоких технологиях для сотовой связи, в особенности на Mobile Broadband. Теперь в стратегии прописано, что здесь мы планируем построить свою научно-исследовательскую базу. Стимулом для этого послужило понимание того, что эффективность работы сетей в ближайшее 10 лет придется поднимать в сотни, даже в тысячи раз.

Executive.ru: Кто в состоянии предложить революционные решения для телекомов: исследовательские центры-гиганты или талантливые одиночки?

Т.Ш: Талантливые одиночки чаще всего разрабатывают приложения. С поиском новых приложений сейчас нет проблем. Просто зайдите на Google mobile. Это отдельная область. Мы же исследуем радиосети. Это касается взаимосвязи между конечным продуктом и сетью. Такие исследования сегодня требуют огромных инвестиций и коллективной работы. Как научный центр мы, во-первых, ведем открытые общие исследования вместе с конкурентами или университетами. Чаще всего здесь речь идет о разработке новых общих телекоммуникационных стандартов, в особенности 3GPP. Во-вторых, у нас есть закрытые исследования, это продиктовано высоким уровнем конкуренции. В нашей фирме это два разных отдела.

Открытые исследования устроены так: 70% разработок происходит внутри фирмы, а 30% – в кооперации. В России сотрудничество ведется пока только с двумя университетами – Санкт-Петербургским университетом аэрокосмического приборостроения и Университетом имени Н.Лобачевского в Нижнем Новгороде. Для нас эта кооперация очень интересна. С одной стороны, это хорошо для студентов, у них появляется возможность заниматься реальными технологиями, с другой стороны, мы присматриваемся к будущему персоналу, у нас есть возможность классифицировать и отбирать специалистов, а позже приглашать участвовать уже в закрытых исследованиях, ориентированных на создание конкретного продукта. В России в закрытых исследованиях у нас участвует все больше российских сотрудников.

Executive.ru: Как вы ищите специалистов? С помощью каких процедур находите новые идеи и новых людей?

Т.Ш: Искать опытных специалистов, например, в области радиотехники – очень трудно. Один из способов познакомиться с людьми и выйти с ними на связь – это те самые открытые исследования в кооперации с другим фирмами и институтами, о которых я говорил. Со студентами в российских университетах мы строим некое сообщество. Мы разработали определенную программу для бакалавриата, а именно – поддерживаем определенных студентов, оплачиваем им дополнительные занятия английским языком и техническими дисциплинами. Они еще не наши сотрудники, просто выбранные нами студенты. А выбираем студентов так: во-первых, мы прислушиваемся к совету наших доверенных лиц на кафедрах, во-вторых, в рамках учебного курса ставим задачу, и все желающие могут объединяться в команду для ее решения. Мы наблюдаем за этими студентами и отбираем самых активных. Никаких конкурсов пока не организовывали.

Недавно поставили, например, такую задачу: представьте себе стадион, на нем 50 тыс. человек. Идет матч. У людей телефоны, смартфоны, и все хотят поделиться своими впечатлениями с друзьями и родными. Но возникает проблема: базовые станции сотовой связи перегружаются. Надо что-то придумать, чтобы потребности людей на стадионе были обслужены. Такую задачу пытаются решить студенты в Нижнем Новгороде. Здесь необходимо знание математики и радиофизики. Но главное – умение приложить эти знания к реальной ситуации. Конечно, специалисты по интересующим нас специальностям есть не только в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгорде, но и в Воронеже, Томске, других городах России. Но нужно сказать, что когда мы ищем очень высококвалифицированных специалистов, то обнаруживаем, что их в России не так уж и много и что найти их не так уж просто. Поиск одних и тех же специалистов в России сложнее во много раз, чем в Германии или Финляндии.

Executive.ru: С чем это связано? Что осложняет ваш поиск?

Т.Ш: В Европе существуют полугосударственные исследовательские центры. Они являются промежуточным звеном между университетами, бизнесом и промышленностью. В России, надеемся, таким центром станет Фонд «Сколково». Пока в вашей стране компаниям, занимающимся разработками, надо самим скать нужные кадры. У вас нет прослойки полугосударственных исследовательских институтов, заинтересованных в работе с бизнесом, ориентированных на него. Мы, к сожалению, пока не наладили связь с Российской академией наук, поэтому пользуемся только прямым контактом с университетами.
Еще еще один важный момент. В России, на мой взгляд, научные сети и сообщества устроены несколько иначе, чем в других странах. Да, у вас есть научные центры, но в действительности они не работают друг с другом. Они существуют как острова. И каждый остров пытается как можно сильнее отдалиться от других. Область совместной работы в России отсутствует. Это отражается на связях с бизнесом и производством. Мы же – маленькая фирма, и не в наших силах построить мосты от одного острова к другому на российском рынке.

Executive.ru: Но почему тогда вы решили искать таланты именно в России?

Т.Ш: Мы делаем здесь хороший бизнес. Наши клиенты – это МТС, «Мегафон», Tele-2 и другие компании. Однако мы хотим не только зарабатывать в России, но и сделать что-то полезное для вашей страны, поддержать ее научный потенциал. В нашей области 30% ресурсов – это не материальные фонды, а исследования и их результаты. В любом случае, у вас здесь масса талантов в области математики и математической физики, и от этого мы как фирма, конечно, получаем преимущества.

Executive.ru: Кого вы планируете в России найти? Возраст? Критерии? Сколько человек входит в вашу целевую аудиторию в РФ? Что для этого делаете?

Т.Ш: Мы ищем опытных и высококвалифицированных специалистов в прикладной математике, радиотехнике, математической физике. Нас интересуют и выпускники. На них мы выходим через кооперацию с университетами. Но команду из одних выпускников не построишь.

Критерии. Очень важно умение работать в команде. Наверное, это также важно, как и квалификация сотрудника: человек может быть очень знающим, умным, но если он не умеет работать в команде, то для фирмы от его знаний толку мало. Для нас большую роль играет скорее качество, чем количество. Поэтому мы формируем из опытных исследователей и выпускников маленькие команды, по 10-15 человек. Возраст для нас не важен.

Что мы делаем для того, чтобы скоро в России бизнесу легко было искать кадры для новых разработок? Недавно Фонд «Сколково» инициировал создание важного документа в рамках проекта Industry Advisory Board (IAB), к которому мы активно подключились. Этот документ, состоящий из разных блоков, был представлен в начале ноября 2012 года. В скором времени он должен быть передан российскому правительству. Многие идеи и пожелания сформулированы Intel, Siemens, нами и другими иностранными фирмами, действующими на территории России. В команде работали ученые, бизнесмены, юристы и пр. В документе приведен международный опыт, который можно применить в России. Я считаю, что эти тезисы очень хорошо сформулированы. Если хотя бы половина предложенного найдет применение в России, будет внедрена – это будет огромным шагом. За подобными тезисами стоит колоссальная подготовка, внедрить их – большая работа. Мы думаем, что через «Сколково» можно выработать стратегию будущего для рынка технологий в России, и что «Сколково» сможет транслировать ее дальше – министерствам. Но это в отдаленной перспективе. В более близких планах значится следующее: мы хотим начать открытый конкурс для ученых, исследователей, а также расширить наши контакты с российскими исследовательскими центрами и будущими сотрудниками. Может быть, в этом поможет и портал E-xecutive.ru.

Executive.ru: Вы привели в пример Финляндию и Германию. Расскажите подробнее об институтах, обеспечивающих взаимодействие между бизнесом и наукой в этих странах.

Т.Ш: К специалистам во всех странах мы выдвигаем одинаковые требования. Но в Финляндии и Германии специалиста легче найти. Там есть фонды, исследовательские центры, например, TEKES, позволяющие бизнесу, производству находить партнеров в тех же университетах, дающие некий обзор талантов. Это партнерство приветствуется и поддерживается в правовом и налоговом поле. Ни ученым, ни бизнесу не надо каждый раз ломать голову, как я все оформлю, как я обеспечу партнерство юридически, как я буду оплачивать труд, кому я должен переводить деньги. Не надо тратить время на выстраивание порядка партнерства и обсуждение юридических тонкостей. Вы можете уже на следующий день начинать работать по теме, потому что правовые условия созданы, формат проверен и работает.

В Германии есть Max Planck Gesellschaft, оно представляет собой сообщество высококвалифицированных специалистов в разных областях и в этом качестве встроено в цикл: университет – бизнес – промышленность. В Германии университеты сами очень активны, и всегда первыми предпринимают попытки найти партнеров в бизнесе и производстве. В принципе, немецкий университет обязан искать для себя часть финансирования в области производства. Поэтому 25-30 % бюджета немецкого университета – это деньги из производящего сектора экономики.

В России же (когда открыли здесь офис, то уже знали об этом) в научных центрах не налаживаются внешние связи, преобладают внутренние. Возможно, в сложные времена это помогло науке выжить, но одновременно и законсервировало ее. У вас есть области, которые очень хорошо разработаны, например, радиотехника, но они закрыты, потому что курируются военным сектором. Их поддерживают военные, эти институты работают на военную промышленность. Это можно понять.

Executive.ru: Вы упомянули слово «сообщество». А Nokia Simens Network пытается построить что-то вроде сообщества в разных странах или по всему миру?

Т.Ш: Наши сотрудники в США, в Германии, Китае и России работают вместе как одна команда, обладающая горизонтальными связями. Та группа, , занимающаяся разработками, которую мы строим в России, на 100% интегрирована в сеть специалистов из Польши, Китая, Финляндии, Германии и т.д. Это и есть для нас сообщество.

Executive.ru: Как работает это сообщество?

Т.Ш: Мы начинаем с общих для всех процессов. То, чем занимаются в Германии, синхронизировано с задачам, поставленным в России, то есть у нас есть общие условия. Все общаются на одном языке – английском. Конечно, есть ежедневные обмены информацией. Каждый день проходят виртуальные встречи, телефонные конференции и видеоконференции, где сотрудники обмениваются результатами. Есть постоянные обязательные реальные встречи в одной из стран. Мы непременно показываем друг другу наши результаты. Один раз в неделю, допустим, в пятницу, каждому на стол попадают результаты работы за семь дней коллег в другой стране, мы их вместе обсуждаем, анализируем.

Executive.ru: Возникают ли трудности со знаниями английского языка у высококвалифицированных специалистов в России?

Т.Ш: Да. Студенты технически могут быть просто суперподготовленными. Но знание иностранного языка оставляет желать лучшего. Поэтому-то мы и организуем занятия английским для одаренных студентов, участвующих в наших открытых проектах. Сегодня необходимо знать иностранный язык – письменный и устный: компании стараются построить горизонтальную сеть филиалов, чтобы оставаться конкурентоспособными. Такова тенденция, особенно в бизнесе, связанном с инновациями. Поэтому вы должны быть готовы к тому, что ваши коллеги – иностранцы.

Executive.ru: Европейские компании часто продают технологии азиатским. Так, например, делала французская Alcatel.

Т.Ш: Тенденция все же заключается в том, чтобы не продавать технологии полностью, не терять их, а расширяться по всему миру. Наша фирма – финская, но одновременно мы построили модули фирмы по всему миру, и все они соединены горизонтальными линиями. В России мы также хотим не только продавать, но и разрабатывать. Российский модуль полностью интегрирован в общие задачи. Поэтому российский или немецкий сотрудник может не только повышать квалификацию с помощью горизонтальных связей, но и перемещаться по управленческой линии, минуя границы. Сегодня в Москве у нас почти на всех менеджерских позициях находятся россияне, это замечательно, так и должно быть. 10 лет назад эти места были заняты экспатами.

Executive.ru: Вы занимаете позицию топ-менеджера. Поделитесь вашими принципами управления. Что для вас важно сделать в России, какова ваша миссия?

Т.Ш: Для меня важно, чтобы и в России были возможны прикладные современные научные исследования. В России действительно очень много высокоталантливых и квалифицированных специалистов. Я бы хотел дать талантливым инженерам возможность найти здесь интересную работу. Что касается топ-менеджерских принципов, то для меня принципиально важно создать стабильные структуры, которые способствуют достижению высоких результатов и остаются эффективными сдолгое время. Мои принципы работы в команде: во-первых, требование личных инициатив. В России, к сожалению, существует другая практика, когда к личным инициативам не прислушиваются, я же всегда ищу высокомотивированных коллег. Во-вторых, креативность – она тоже важна. В-третьих, – обмен идеями, открытость в отношениях менеджера со специалистами: если речь идет о ключевых процессах, надо всегда принимать всерьез точку зрения профессионалов.


Перевод с немецкогоНурия Фатыхова

Фото: youtube.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Украина
Показательное и интересное интервью (отдельное спасибо m-m Фатыховой). Российскому центру NS реально повезло, что его возглавил технарь Шварц (впрочем, это не уже давно не гарантия АКТУАЛЬНОЙ технической грамотности, - здесь я согласен с О.Каявой в части ''диспетчеризации'') В тексте заметно проступает основательность Siemens (это лучше, чем ковбойское гарцевание Стивена Илопа, - при реальных потерях позиций Nokia, резком сокращении фирменных R&D, а также производств в Финляндии и Европе, в целом) Хочется пожелать успехов г-ну Шварцу не только в ''закрытой'' тематике, но и в том, что реально могло бы составить фишку Nokia - в пиринговой технологии (где у Nokia были заделы).
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Редактор пишет: Почему русские ученые и инженеры похожи на робинзонов?
Редактору стоит боле вдумчиво работать с текстом и .... уважать своих читателей.
Редактор пишет: И причем тут военные?
В интервью были уже ответы :), а если редактору ещё головой подумать.?
Тило Шварц: Во-вторых, у нас есть закрытые исследования, это продиктовано высоким уровнем конкуренции.
Редактор, Москва
Обсуждение темы в Facebook: Аркадий Пасерба · Partner в Агентство интеллектуального сервиса ''СРОЧНО-ОНЛАЙН.РУ'' Впервые за долгое время прочитал в Экзекьютиве по-настоящему интересное, актуальное и по делу взятое интервью у по-настоящему знающего профессионала. Особенно ценно оно в свете недавно опубликованных в России книг Генри Чезбро про парадигму так называемых ''открытых инноваций''. Открытые-то они открытые... :) Ответить · 1 · · Вчера, в 0:42 Leonid Nikiforov · Лучший комментатор · МФТИ · 109 подписчиков Ну ты крут! Ответить · 1 · · 12 ч. назад Олег Каява · Главный специалист, ведущий инженер в Конструкторско-технологический проектный институт ''Газпроект'' проблема России в том, что большинство менеджеров фактически являются диспетчерами, маскирующими свое неумение развивать процесс подавлением инициатив, либо начинают самодержавно руководить процессом, отсекая инициаторов вплоть до выдавливания из фирмы. В первую очередь надо изменить эту ситуацию, и тогда не надо будет искать таланты - сами везде появятся. Ответить · · пятница в 23:46 Natalia Reen · Работает в Tieto Finland Насчет успешности NSN он сильно подзагнул. Только в этом году огромные сокращения были, нас со всем ''скарбом'' и вовсе в Тието продали Ответить · · 2 ч. назад
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Семеркин пишет: ... проблема России в том, что большинство менеджеров фактически являются диспетчерами, маскирующими свое неумение развивать процесс подавлением инициатив, либо начинают самодержавно руководить процессом, отсекая инициаторов вплоть до выдавливания из фирмы. В первую очередь надо изменить эту ситуацию, и тогд не надо будет искать таланты - сами везде появятся.
Это не только проблема России ...Кстати, наши учёные часто работают иногда даже без возможности публиковаться. и есть примеры, когда российские Учёные с Мировой Известностью работают на второстепенных ролях :( и в подчинении западных специалистов намного слабее их ... не лаборантами, конечно, но как ''рабочие лошадки'', Увы ...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.