Основные направления стратегического развития крупнейших российских банков
В основу анализа направлений стратегического развития крупнейших российских банков легли краткий ретроспективный обзор тенденций их развития, а также результаты анализа воздействия различных конкурентных факторов на определение перспективных целевых установок банков.
В число анализируемых банков включены: «МДМ-банк», «Альфа-банк», Внешторгбанк, Сбербанк, Росбанк, Газпромбанк, Международный промышленный банк, Международный московский банк. Отбор исследуемой группы банков осуществлялся на основе количественных показателей (величина активов, собственных средств, отдельных статей активов и пассивов банков) и качественных критериев (устойчивые конкурентные позиции на отдельных сегментах банковских услуг и пр.).
Все ведущие российские банки, которые исследовались автором, формируют свою корпоративную стратегию на основе следующих принципов:
- универсализация деятельности;
- повышение качества и увеличение спектра предоставляемых продуктов и услуг;
- диверсификация деятельности[1];
- жесткий контроль и реструктурирование базовых активов;
- расширение высокоприбыльных направлений деятельности и увеличение отдачи от малоприбыльных;
- минимизация издержек.
Общей тенденцией в развитии рассматриваемых банков является их стремление к предоставлению самого широкого спектра банковских продуктов и услуг. Деятельность почти всех банков в той или иной мере простирается в финансово-инвестиционную и депозитарную деятельность. Для снижения уровня издержек и получения дополнительной прибыли банки осуществляют диверсификацию в страховой бизнес[2], создают негосударственные пенсионные фонды, оказывают консалтинговые услуги[3]. Среди исследуемых банков наиболее высокий уровень диверсификации в смежные направления деятельности имеет Сбербанк России.
Все без исключения банки строят свою маркетинговую стратегию на расширении и оптимизации структуры клиентской базы, формировании стабильной группы клиентов-потребителей банковских продуктов и услуг, ориентируясь на предприятия среднего бизнеса. Это связано со стремлением снизить риски, уменьшив уровень зависимости банка от крупных клиентов. Кроме того, необходимо отметить и ужесточение конкурентной борьбы за крупных клиентов, особенно со стороны банков с иностранным участием, отличающихся лучшим качеством клиентского сервиса, высоким уровнем развития банковских технологий и агрессивной маркетинговой политикой.
Практически все исследуемые банки в качестве стратегического ориентира рассматривают развитие розничных банковских услуг, основанных на использовании новейших банковских и информационных технологий. С помощью электронных банковских технологий становится возможным быстро и без относительно больших затрат получить доступ к широкой клиентской базе.
Российские банки сосредотачивают свою деятельность не только на сотрудничестве с предприятиями и организациями экспортоориентированных отраслей экономики: нефтяной, металлургической, лесной и др., — интенсивно финансируются высокоприбыльные сектора, к числу которых относятся телекоммуникации, морской и речной транспорт. В условиях жесткой конкуренции за клиентов-экспортеров в складывающихся макроэкономических условиях оказывается перспективным развитие банками совместной деятельности с предприятиями отраслей, ориентированных на внутренний рынок.
В географическом отношении происходит расширение региональной деятельности — увеличение активности в регионах наибольшей для банков финансовой и деловой комфортности. Этот процесс затронул все банки, в наибольшей степени 'Альфа-банк', который до 1999 года имел лишь 8 региональных подразделений, в 1999-м — уже 23, а в 2000-м банк расширил свое присутствие в регионах еще на 17 филиалов.
Развитие рынка банковских услуг в России наглядно демонстрирует все большее значение таких форм поддержки развития бизнеса, как организация слияний и поглощений. Наиболее активными участниками этого процесса являются «МДМ-банк», Газпромбанк и ММБ. Так, например, руководство «МДМ-банка» скупает мелкие и средние банки с работающим бизнесом.
В рамках реализации этой концепции «МДМ-банк» купил Петровский народный банк в Петербурге, известный работой с населением через почтовые отделения, выборгский «Выборг-банк» (клиентами «Выборг-банка» являются предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства, торговли, транспорта и связи), один из крупнейших банков Республики Коми, Комисоцбанк, а также Мурмансксоцбанк. Кроме того, «МДМ-банк» приобрел блокирующий пакет Конверсбанка, отраслевого банка Минатома, и близок к тому, чтобы выкупить размещаемую в настоящее время дополнительную эмиссию акций Конверсбанка, после чего его пакет возрастет до контрольного.
Прибегая к слияниям и поглощениям, банки преследуют различные цели: одни — расширение каналов продвижения продуктов и услуг на региональные рынки; другие — достижение эффекта масштаба деятельности и, как следствие, снижение издержек; третьи — и то и другое. По экспертным оценкам, для того чтобы эффективно конкурировать в рамках региона или национального рынка, банк должен соответствовать определенным критериям[4] - например, масштабы его деятельности должны удовлетворять одному из условий:
- не менее 1–2%-ной доли в совокупных активах банковской системы;
- минимум 3%-ной доли на ключевом для банка сегменте;
- не менее 5–7%-ной доли активов приоритетного региона.
Это означает, что банки будут и в дальнейшем стремиться к партнерским союзам, слияниям и поглощениям.
Растущая интернационализация финансового сектора в мире диктует необходимость дальнейшего усиления международного присутствия ведущих российских банков. Так, например, круг дочерних структур «Альфа-банка», специализирующийся на предоставлении как инвестиционных, так и коммерческих банковских услуг иностранным партнерам, ранее представленный компанией «Альфа Секьюритиз Лимитед» в Лондоне и группой финансовых компаний, входивших в структуру «Альфа-Капитал», дополнился дочерним Амстердамским торговым банком в Нидерландах и компанией «Альфа Капитал Маркетс» в Нью-Йорке. Наличие дочерней банковской структуры в Нидерландах, имеющей потенциальную возможность открывать филиалы в любой стране Европейского Союза (ЕС), дает «Альфа-банку» новые возможности обслуживания торгового оборота между Россией и странами ЕС, международных операций российских клиентов и их западных партнеров в области торгового финансирования и реализации совместных проектов.
Российский банк сегодня может эффективно функционировать на международных финансовых рынках только в том случае, если его капитал составляет не менее 1 млрд. долл., что служит стимулом для банков к повышению уровня капитализации. Так, менее чем за год Внешторгбанк увеличил собственный капитал в 5,3 раза, ММБ — в 2,5 раза, Газпромбанк и «Альфа-банк» — в 1,8 раза.
Реализация стратегий банками, достижение поставленных целей тесно связаны с делегированием прав и обязанностей. Сегодня в деятельности российских банков начинают доминировать принципы наиболее полного использования всего потенциала работников и обеспечение таких условий, которые бы позволяли создавать, удерживать и усиливать конкурентные преимущества. Организационная структура банка рассматривается как некоторый индикатор его состояния, своеобразное продолжение его стратегии.
Анализ существующих организационных структур показал, что с точки зрения современного понимания оптимальной организации зрелого банковского учреждения у ведущих российских банков наблюдаются следующие принципиальные несоответствия:
- отсутствие разделения отношений собственности и управления;
- излишне централизованная структура управления, отсутствие коллегиальности в принятии решений;
- отсутствие независимых централизованных информационно-аналитических и управления рисками служб;
- многочисленные конфликты интересов, заложенные при формировании существующей структуры.
Доминирующими факторами при выборе организационной структуры являются размер банка и уровень его диверсификации.
Со времени основания ведущих российских банков их организационные структуры претерпели существенные изменения. Эффективность той или иной организационной структуры оценивается на основании анализа показателей прибыльности, специфических условий и временных интервалов организационных преобразований. Однако в настоящее время нельзя выделить ни одного российского банка, чья организационная структура полностью соответствовала бы современным западным образцам и требованиям.
Первоначально российские банки строили свои организационные структуры по функциональному принципу, согласно которому банк делился на несколько специализированных подразделений, каждое из которых решало строго определенную задачу.
Функциональная организационная структура применяется, в основном, в слабо- или недиверсифицированных банках, где предоставляется ограниченный спектр услуг, а условия внешней среды относительно стабильны. В современных условиях удержать конкурентное преимущество в рамках функциональной структуры управления очень проблематично.
Крупнейшие российские банки постепенно переходят от функциональной к дивизиональной организационной структуре управления, что обусловлено следующими причинами:
- крупным банкам становится все труднее координировать деятельность, поэтому происходит ее разбивка на стратегические бизнес-направления;
- крупные банки диверсифицируются и осуществляют свою деятельность, ориентируясь на несколько совершенно разных групп потребителей и видов услуг;
- деловая активность многих банков географически охватывает обширные регионы, поэтому одному подразделению достаточно сложно эффективно управлять таким бизнесом.
В среднесрочной перспективе следует ожидать формирования банковских холдингов и смешанных организационных структур, представляющих собой своеобразную композицию трех вышеупомянутых структур.
Фото: pixabay.com
[1] Диверсификация не только в связанные с банковскими направления деятельности (страхование, лизинг и др.), но и в несвязанные отрасли (телерадиовещание, фармацевтика, недвижимость и пр.).
[2] На базе утвержденной стратегии развития страхового бизнеса как дополнительного сектора финансовых услуг в «Альфа-банке» создан страховой блок, в который вошли компании: страховое общество «Альфа-Гарантии», «Остра-Киев» и «Веста». Дальнейшее расширение этого направления основано на использовании филиальной сети «Альфа-банка» для маркетинга страховых услуг.
[3] Консалтинговые услуги оказываются как в рамках отдельно созданных юридических лиц, так и внутренними подразделениями банка: финансово-экономическая экспертиза проектов, консультации по управлению портфелем, по оптимизации налогообложения и пр.
[4] В данном обзоре рассматривается только один критерий — доля рынка.