Коронакризис, волатильность, глобальная цифровизация — ключевые изменения в нашей реальности за 2020 год.
Несмотря на то, что социальное дистанцирование, удаленная работа, самоизоляция и другие вынужденные меры были временными, они оставили неизгладимый след на траектории развития нашего общества. Пандемия повлекла за собой огромные сдвиги в поведении, которые будут только усиливаться с прошествием времени.
2020 год ускорил уже начавшуюся цифровизацию общества и подтолкнул на формирование портрета нового клиента — человека с другими потребностями, взглядами и знаниями. Вот 4 тренда, которые стоит иметь в виду, задумываясь о будущем.
1. Пациент, который все знал
Здравоохранение — одна из сфер, в которых произошла наиболее значимая трансформация. Тенденция к осознанному здоровью показывает — и это неудивительно — что здоровье становится все более важным для потребителей, а значит, растет и их заинтересованность в понимании этой сферы и определенные ожидания от этого вида услуг.
Операционный директор сети клиник «МЕДСИ» и выпускник СКОЛКОВО ЕМВА, Родион Ступин, уверен — поведение пациентов меняется уже сейчас, и в ближайшем будущем мы будем все больше стремиться обладать широким спектром знаний и экспертизой в области медицины.
«Теперь каждого можно остановить на улице и спросить: "Ты вакцинировался или нет?". И он будет знать не только ответ на этот вопрос, но и причины, разбираться в вакцинах и так далее. Пациент уже обучен, он хочет иметь возможность заботиться о своем здоровье вовремя, высококачественно и с результатом», – говорит Родион Ступин.
2. В офис как на праздник
Gartner опубликовал прогнозы, исходя из которых более 48% сотрудников компаний перейдут на удаленную работу — навсегда или на продолжительный срок после пандемии. Это значит, что концепция рабочего места изменилась, возникло иное восприятие офисных пространств.
Об этом рассказывает Родион Шумилов, заместитель генерального директора «Галс-Девелопмент» и выпускник СКОЛКОВО ЕМВА:
«Формат удаленной работы перестроил офисный сегмент: теперь многие компании рассматривают офисы как место для социализации, чтобы сотрудники какое-то время приходили туда и общались друг с другом офлайн, а основное время работали удаленно».
По мнению эксперта, начавшаяся трансформация в сфере офисной недвижимости доказывает, что в индустрии девелопмента важно не только создать комфортную среду для жилья и работы, но и уметь адаптировать уже существующие объекты под современные нужды и потребности людей.
3. Не выходи из пижамы, не совершай ошибку
Удаленная работа и самоизоляция, как следствие, оставили свой след на потреблении одежды. Резко упала ценность офисных костюмов, дорогих аксессуаров: многие провели уже больше 10 месяцев перед зумом и, в силу обстоятельств, отказались от строгих костюмов в пользу более комфортной и домашней одежды, подходящей для ежедневной носки.
Сооснователь 12STOREEZ и выпускник СКОЛКОВО EMBA Иван Хохлов утверждает, что процесс укрепления у покупателей привычки омниканальных и online-покупок начался задолго до пандемии, и будет продолжаться после ее завершения. Иван Хохлов уверен — в сфере производства одежды, как и во многих других, не стоит следовать трендам, более выигрышной стратегией является их прогнозирование и создание:
«Удаленная работа повлияла на то, как мы потребляем одежду. Офисная одежда становится менее востребованной, мы больше покупаем в онлайне, больше работает омниканальная модель потребления».
4. Туризм под открытым небом
А что насчет досуга и отдыха, которые выбирает современный потребитель после длинного рабочего дня на удаленке?
Пандемия нанесла значительный удар по туристическому бизнесу: но, вместе с ограничениями возникли и новые возможности для развития. После долгого карантина потребность в путешествиях и туризме выросла, возникли новые паттерны выбора направлений и досуга — так, по статистике сервиса «КупиБилет», сейчас Россия занимает второе место в мире по восстановлению внутреннего туризма.
Заместитель генерального директора «Розы Хутор» и выпускник СКОЛКОВО EMBA Евгений Макаров уточняет, что тема внутреннего туризма становится особенно актуальной не только из-за усиливающегося спроса, но и благодаря значительной государственной поддержке. По мнению предпринимателя, развитие направлений для внутреннего туризма в сочетании с разработкой программ активного отдыха на открытом воздухе — стратегия туристического бизнеса будущего:
«Пандемия показала нам, насколько важен досуг на свежем воздухе. Когда мы говорим про какие-то мероприятия, не сопряженные с необходимостью нахождения в каком-то замкнутом пространстве, – они людьми сейчас воспринимаются очень позитивно».
Изменения, произошедшие в различных индустриях и их влияние на будущее бизнес-процессов — один из непростых вопросов о будущем, ответ на который поможет настоящим лидерам открыть для себя новые возможности изменившейся реальности.
Узнать ответы на другие сложные вопросы от экспертов из сферы бизнеса, образования, культуры и искусства можно на сайте проекта «2021. Время новых возможностей» х SKOLKOVO Executive МBA. Доступ бесплатный.
Партнерский материал