Александр Фельдман: Жизненный цикл поисковых систем. Часть вторая

Александр Фельдман

Продолжение. Начало – здесь.

Возникает вопрос, можно ли создать поисковую систему по транзакционным (товарным) запросам без использования поисковых роботов и дата центров, т.е. с минимальными капитальными затратами, но с релевантностью приближающейся к 100%?

Можно, если строить ее на принципиально иной основе. Покажем, как это можно сделать.

Но вначале попробуем соотнести поисковую выдачу универсальных систем с требования рационального выбора.

Требования рационального выбора и поисковая выдача

Пользователь, прежде всего, хочет получить представительную выборку товаров. Это значит, что он хочет получить информацию о большей части компаний, работающих в его регионе и продающих нужную ему продукцию. Поисковые же системы в первую очередь представляют компании, имеющие сайты, но таковых в регионах всего 10-15%. Кроме этого, большая часть информация представляется именно в разрезе фирм, а не товаров.

Правда, существую агрегаторы и справочники по компаниям, но их формат: название, адрес, телефон и минимальное описание, не соответствует требованиям рационального выбора.

Во-вторых, пользователь должен понять, каким образом предлагаемые товары и услуги решают его проблемы. Из всего множества интернет-ресурсов больше всего ему могут помочь в этом сайты собственников товаров. Они заинтересованы в продажах и стремятся дать максимум информации, побуждающей к приобретению. Однако, они заинтересованы в продаже своего товара и, как правило, всячески подчеркивают его положительные качества, умалчивая об отрицательных, также как и о возможных преимуществах своих конкурентов.

В-третьих, пользователь хочет провести анализ на основе понятных ему параметров. Однако, большая часть ресурсов ограничивается минимальными усилиями, приводя только технические характеристики.

Приведем стандартное описание ноутбука:

Hewlett Packard (HP) Pavilion dv6-2105er (WN507EA)

15.6 ' WXGA: 1366x768/ AMD Athlon™ II Dual-Core 2100 MHz / 2048 MB / ATI Radeon™ HD 4200 / 250 GB / Wi-Fi / Bluetooth / MS Windows 7 Home Basic / 2940.00 г

Вряд ли не специалист поймет из него что-нибудь, кроме цифр и некоторых букв.

***

Есть еще одно не мало важное условие. Пользователю в подавляющем большинстве случаев услуги и товары нужны здесь и сейчас.

Возьмем «Яндекс.Маркет» и попробуем заказать любой товар из раздела бытовой техники (телевизор, холодильник, стиральную машину) с поставкой, к примеру, в Иваново. Выбрав подходящую модель и нажав кнопку «Купить», вы увидите множество интернет-магазинов, которые обещают через несколько дней доставить выбранный товар в город.

Но в Иванове представлены пять федеральных сетей («Эльдорадо», «Техно-сила», «Метро» и т.д.), не считая пяти местных, и в каждом районе города имеется несколько гипермаркетов бытовой техники и электроники. Трудно представить себе человека, который будет при сопоставимой цене заказывать бытовую технику из Москвы или Нижнего Новгорода, чтобы получить ее через неделю с неизвестным качеством и непонятным сервисным обслуживанием.

Таким образом, наличествует еще одно важное условие – локализация товаров и услуг, которую не могут предоставить общероссийские ресурсы.

Наглядный пример

В качестве примера рассмотрим выбор пластикового окна и его установщика.

В свое время генеральный директор Google Россия Владимир Долгов написал небольшую статью «Пластиковые «окна возможностей», в которой утверждал, что на этом рынке установилась совершенная конкуренция и пользователю, по сути, все равно у кого делать заказ. Ценовой диапазон и качество примерно у всех одинаковое.

Позволим себе не согласиться с данным утверждением. Автору данной статьи пришлось, как раз, разрабатывать концепцию, а также курировать запуск и монетизацию регионального интернет-ресурса по установке пластиковых окон (www.okna-iv.ru).

В своей статье Владимир Долгов описывает, как его знакомая выбирала фирму-установщика. Технически продвинутая дама начала свои поиски с интернета. На этом пока остановимся. Выше уже констатировалось, что в регионах сайты имеют всего 10-15% фирм, поэтому сразу возникает вопрос о репрезентативности полученной выборки.

Следуем далее. По умолчанию предполагается, что дама либо является специалистом по установке окон, либо способна разобраться в этом вопросе самостоятельно.

Информации в интернете действительно много, но весь вопрос – какого она уровня.

Приведу пример описания окна, из наиболее популярного профиля KBE, кочующего с одного сайта на другой:

  • Коэффициент сопротивления теплопередаче, м2*С/Вт – 0,78
  • Ударная вязкость, кДж/м2 – 39,5
  • Герметичность контуров уплотнения – соответствуют классу А.

Или из описания другого популярного профиля SCHUCO: «Для удешевления, основные профиля (рама, створка и импост), выпущены в рециклинговом варианте, отвечающем всем требованиям ГОСТа».

Интересно, многие ли читающие эти строки поняли, о чем идет речь?

Более того, фирмы, использующие только трехкамерные профили, будут вас всячески убеждать, что в условиях России это самый оптимальный вариант. А использующие пятикамерные – что в большинстве российских климатических зон установка трехкамерного профиля противопоказана.

Позиция Владимира Долгова понятна. Он заинтересован в продаже контекстной рекламы на своем поисковике, а запросы по пластиковым окнам одни из самых дорогих. Весь вопрос – соответствует ли предложенный им путь критериям рационального выбора?

Смеем утверждать, что не совсем.

В уже упомянутом региональном ресурсе была предпринята попытка смоделировать действия пользователя.

Во-первых, сайт был разработан, исходя из предположения, что клиент не является специалистом по выбору и установке пластиковых окон. И в начале ему необходимо «на пальцах» объяснить, чем отличается трехкамерный профиль от пятикамерного, и когда лучше ставить однокамерный стеклопакет с энергосберегающим стеклом, а когда двухкамерный. И коэффициент сопротивления теплопередаче давать не в виде абстрактной цифры, а объяснять на разнице температур на улице и в квартире. Попутно доходчиво растолковав, что такое «точка росы», и зачем необходимо микропроветривание, хотя вроде бы установкой новых окон как раз и борются со сквозняками.

И только когда пользователь наконец-то начинает понимать, что ему действительно необходимо, его можно отправлять на страницу «Выбор фирмы».

При этом пользователь может самостоятельно осилить страницу консультации, а может обратиться на Консультационный телефон, где ему подберут вариант соответствующий именно его квартире или дому и обязательно расскажут о всех «подводных камнях».

Во-вторых, на «Окнах» в одном месте представлены все крупные фирмы, работающие в регионе (более шестидесяти), а не только имеющие сайты.

В-третьих, с помощью фильтров пользователь может выбрать компании, работающие в нужном ему городе области или оказывающие конкретную услугу (их более двадцати видов).

В-четвертых, на сайте указана реальная, а не рекламная (которая обычно в 1,5-2 раза меньше) стоимость установки окон.

Ни поисковые системы, ни доски объявлений, в принципе, не могут представить такой объем информации и в таком удобном для пользователя виде.

Итак, проверяем. Квалифицированная и независимая консультация – имеется (и даже в нескольких видах). Репрезентативная выборка – имеется. Сравнительный анализ – легко проводится. Таким образом, представляемый региональный ресурс отвечает критериям рационального выбора и, что самое приятное, для его окупаемости достаточно всего пятьсот целевых посетителей в месяц.

Окончание следует.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Кормилкин
Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва

Очень интересно, спасибо. Жду продолжения!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.