HR-менеджмент3401

Как превратить заботу о сотрудниках в стратегию удержания кадров

Как работодателю повысить собственную конкурентоспособность на рынке труда, заботясь о здоровье и благополучии персонала – советы автора и видение ChatGPT.

В условиях острой нехватки кадров работодатели вынуждены искать новые способы привлечения и удержания сотрудников. Ценовая конкуренция уже не столь эффективна, необходимы новые стратегии, повышающие привлекательность рабочих мест. Одним из таких факторов может стать забота о сотрудниках.

От рядоположенности к системности

Традиционно ответственность за здоровье и благополучие возлагалась на самого сотрудника. Если перевести фразу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» на управленческий язык, то она определяет зоны ответственности человека и его окружения за достижение тех или иных целей. Повышая уровень абстрактности, переходя к методологическим понятиям, можно говорить о рядоположенности человека и окружающих его людей и организаций.

Однако, с переходом к системному мышлению, все больше людей на разных уровнях управленческой иерархии понимают, что все находятся в одной лодке и поэтому наблюдается переход к системности отношений, как на уровне госуправления, так и отдельных компаний.

Забота о персонале на государственном и корпоративном уровне

Предприятие может как диктовать, так и обеспечивать необходимую защиту во время производственного процесса. Показательными в этом смысле являются процессы, где необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ). Одновременно с этим предъявляются также требования и к состоянию сотрудников, вызванные тем, что «шаг вправо или влево» могут стоить им здоровья, а иногда и жизни. В этой области государство усилило регулирование, ведь если для бизнеса важнее прибыль, а не здоровье сотрудника, некоторым работодателям могла прийти в голову мысль о возможности экономии на СИЗ.

Таким образом, забота о сотрудниках включает в себя несколько уровней, каждый из которых играет важную роль в обеспечении здоровья и безопасности:

  1. Законодательное регулирование. Безопасность на рабочем месте, включая применение СИЗ, является базовым требованием и регулируется государством.
  2. Профилактика профессиональных заболеваний. Проектирование эргономичного оборудования, введение производственной гимнастики – необходимые элементы для предотвращения профессиональных заболеваний.
  3. Корпоративная культура. Это поощрение к здоровому образу жизни, отсутствию вредных привычек, занятию спортом – эти важные составляющие повышают общее благополучие сотрудников.

Можно это изобразить в виде матрицы, где по вертикали отмечены уровни опасности для здоровья, а по горизонтали – место деятельности.

В то время как законодательные требования и корпоративная культура получили широкое распространение, эргономика остается относительно неразвитой областью. Отсутствие специалистов по эргономике и дороговизна импортных решений являются ключевыми препятствиями в этой области.

Эргономика: неосознанная зона конкурентного преимущества

Зачастую эргономика рабочих мест – это забота работодателя, что можно использовать как конкурентное преимущество в борьбе за сотрудников. Давайте рассмотрим важность этой области на примере IT-специалиста. Обозначим риски для его здоровья в долгосрочной перспективе при работе за классическим рабочим местом:

А вот что еще говорят медицинские специалисты о последствиях сидячей работы вообще:

Может ли работодатель нести ответственность за указанные негативные последствия для здоровья сотрудника? Или же эти последствия – забота самого сотрудника? Должен ли работодатель предотвращать негативные последствия для здоровья сотрудника?

Давайте пока подвесим эти вопросы в воздухе, потому что и ответы, в некотором смысле, висят в воздухе по ряду причин:

  1. Сложно построить однозначную цепочку причинно-следственных связей между здоровьем сейчас и проблемами с ним через 20 лет.
  2. По данным врачей, у многих проблемы со спиной начинаются уже после школы, что связано с длительным сидением во время уроков, а значит, сотрудник изначально не совсем здоровый.

Поэтому в вопросе долгосрочного оздоровления персонала важнее ориентироваться на доказанную пользу для здоровья выбираемых инструментов и мероприятий. И именно с такими предложениями в качестве конкурентных преимуществ выходить на рынок труда.

Конечно, использовать что-то для себя и предложить это сотрудникам – это две большие разницы. Возможно, кто-то из сотрудников скажет: «Лучше выдайте эту заботу мне в виде зарплаты, а уж со своим здоровьем я и сам разберусь».

Какой он – будущий работодатель 80-го уровня

Давайте помечтаем, что сможет предложить идеальный работодатель, возможно, даже в недалеком будущем.

Как продвинутому работодателю заботиться о сотрудниках – видение ИИ

Вот какое видение предложил ChatGPT в дополнение к моим размышлениям: «Ваши идеи о возможностях работодателя 80-го уровня очень интересны и заставляют задуматься о будущем! Действительно, ИИ уже сейчас активно используется в сфере HR, и мы можем увидеть, как эти технологии будут развиваться в будущем. Вот несколько идей о том, что может предложить работодатель 80-го уровня:

Индивидуализированный подход:

1. Обучение и развитие. ИИ будет анализировать навыки сотрудника, определять пробелы в знаниях и предлагать персонализированные образовательные программы, адаптированные к его стилю обучения и целям.

2. Профессиональная адаптация. ИИ может анализировать тенденции рынка труда и предлагать сотруднику возможность переквалификации или освоения новых профессий, востребованных в будущем.

3. Управление карьерой. ИИ будет помогать сотрудникам планировать свою карьеру, создавать индивидуальные дорожные карты развития, отслеживать достижения и предлагать новые возможности.

Создание комфортной рабочей среды:

4. Виртуальная реальность. ИИ может использовать VR-технологии для создания иммерсивной рабочей среды, что позволит увеличить производительность и мотивацию с помощью виртуальных команд, игр и тренингов.

5. Психологическое благополучие. ИИ будет отслеживать эмоциональное состояние сотрудников и предлагать программы психологической помощи, а также регулировать рабочую среду в зависимости от настроения.

6. Гибкий рабочий график. ИИ будет анализировать индивидуальные особенности рабочего процесса и создавать гибкий график работы, что позволит увеличить производительность и создать более комфортные условия труда.

Эффективность и оптимизация:

7. Автоматизация задач. ИИ будет выполнять рутинные задачи, освобождая сотрудников для творческой и интеллектуальной работы.

8. Оптимизация процессов. ИИ будет анализировать рабочие процессы и предлагать решения для их оптимизации, что позволит увеличить эффективность и снизить затраты.

9. Принятие решений. ИИ будет помогать принимать решения, анализируя большие объемы данных и предлагая оптимальные варианты.

Создание системы взаимодействия:

10. Искусственный интеллект и человек в команде. ИИ будет работать в команде с человеком, дополняя его способности и увеличивая эффективность работы.

11. Глобальное сотрудничество. ИИ будет способствовать международному сотрудничеству и обмену знаниями, ускоряя прогресс в различных сферах.

Важно помнить, что использование ИИ в HR-сфере должно быть этичным и ответственным. Необходимо учитывать приватность данных сотрудников, защищать их права и предотвращать дискриминацию».

Выводы

Возможности заботы о сотрудниках довольно обширны. И здесь можно занять ту или иную нишу, определив ее параметры, исходя из интересов потенциальных и действующих сотрудников, чтобы выделиться на рынке труда и привлечь лучшие и наиболее подходящие кадры. И не только привлечь, но и удержать, несмотря на усилия конкурентов по рекрутингу.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Смотреть комментарии