Как продавать шоколад в кризис: обзор ситуации на рынке

2024 год начался для кондитеров волнительно: сырье из какао-бобов продолжает стремительно расти в цене, а поставщики придерживают его в ожидании еще более высокой стоимости. Как изменится рынок шоколада, будет ли удовлетворен повышенный спрос покупателей к традиционным гендерным праздникам, какой шоколад останется на полках?

Реалии российского шоколадного рынка

Стоимость какао-масла и какао тертого за год выросла на 100-150% вместо ожидаемых 50%. И, главное, это еще не предел. Такого кризиса мировой кондитерский рынок не припомнит за последние 50-60 лет.

Российский шоколадный сегмент в сложившихся обстоятельствах, безусловно, будет меняться: небольшие фабрики, скорее всего, не выдержат натиска высоких цен на сырье, а оставшиеся будут удешевлять свою продукцию и менять ассортимент. Соответственно, качественный шоколад хоть и останется, но будет стоить дорого и частично пропадет с магазинных полок.

Конечный потребитель еще не ощутил дефицита любимого лакомства, пока старые запасы не закончились и полки ломятся от шоколадного разнообразия. Правда, в первый месяц года продажи шоколада традиционно проседают на 20-25%, в первую очередь это касается подарочных наборов и коробок конфет. Но тут дело в предновогодних покупках, а не в кризисе, люди запаслись и пока наелись.

Любой продукт имеет свою сезонность, но у шоколада она более ярко выражена. Январь – не самый удачный месяц с точки зрения продаж, но расслабляться некогда, в это время подводят итоги года и готовятся к новым всплескам спроса. Впереди так называемые гендерные праздники – 23 Февраля и 8 Марта, во время которых сладкая продукция вновь начинает пользоваться популярностью, поэтому готовиться надо заранее.

Аппетиты россиян выросли, но чем их будут угощать?

Кстати, в прошлом году россияне стали есть больше шоколада. По данным исследования «Контур.Маркет», за девять месяцев 2023 года продажи шоколада выросли на 14%, а шоколадных батончиков – на 25%. А сервис «Контур.Фокус» подсчитал, что с 2020 года по 2023 число производителей в России выросло с 1,46 тыс. до 1,82. Больше всего шоколадных предприятий в Москве (264 фабрики), Московской области (170) и Санкт-Петербурге (108). А в Ингушетии, Чечне и Тыве – всего по одному такому производителю. Сколько их останется, скажем, к концу года, покажет время.

В любом случае, для сладкоежек наступают не самые хорошие времена, а производителям придется переориентироваться на другие виды сладкого. Вместо горького шоколада – молочный, вместо темного – белый. Больше начинки и конфет, но меньше вес продукции. Всем придется реально выживать.

Во сколько потребителям обойдутся шоколадные подарки

Однако предстоящие гендерные праздники кондитеры проживут еще по старому сценарию. Как правило, производители шоколада в преддверии 23 Февраля и 8 Марта используют проверенные временем товары и пробуют креативные заходы, чтобы шоколадка стала подарком, а не просто лакомством к чаю.

К слову, мужчины не меньшие сладкоежки. И нет ничего зазорного в том, чтобы подарить им не очередные носки или набор для бритья, а оригинальный шоколадный набор. Многие производители делают специальные «мужские» подарки: шоколадные машины, инструменты, «пивные» наборы, пистолеты – вариантов множество, можно подобрать на любой вкус.

Если не форма, то содержание должно вызывать эмоции: в праздники хорошо продается шоколад с необычными вкусами. Смелость эксперимента зависит от масштаба производства. Маленькая крафтовая фабрика с небольшими партиями может позволить себе больше вкусовых экспериментов, чем крупный производитель.

Специфика 23 Февраля заключается в том, что с каждым годом увеличивается спрос на необычные съедобные подарки, поэтому надо не только выпустить больше классических коробок конфет, плиток шоколада и подарочных наборов, а придумать, как «упаковать» продукт так, чтобы он мог претендовать на роль подарка.

С 8 Марта все проще – в ходу классические сладкие подарки, и с каждым годом чек на них растет. Например, в марте 2023 года, как подсчитали в аналитическом центре «Продажи.рф», траты на шоколад и конфеты выросли на 23% по сравнению с 2022 годом. В этом году траты увеличатся, но не столько из-за спроса, сколько из-за повышения цен на какао-сырье, которые растут последние полгода с завидным постоянством.

Как продвигать новые шоколадные бренды

Конечно, качественный шоколад останется, но стоить будет совсем по-другому: плитка горького шоколада – 300 рублей, темного – 200. Хотя производители будут максимально сдерживать цены, никто не хочет, чтобы их продукция лежала месяцами на полках.

Новые реалии диктуют новые условия выживания, это касается и продвижения. С одной стороны, чтобы продавать качественный шоколад в кризис, необходимо разрабатывать новые линейки продукции – как правило, все новое в первое время хорошо «заходит». С другой, не надо экономить на маркетологах, которые эту продукцию будут продвигать. Ведь если качество шоколада у части производителей упадет (а таких «уловок», в первую очередь связанных с ингредиентами, немало), то люди захотят попробовать новинки других фабрик.

Креативная упаковка, броские слоганы рекламной кампании, система скидок, бонусы при пробной покупке – эти, казалось бы, прописные рекламные истины помогут потребителю переключиться, особенно, если любимые бренды стали уже не те. Одновременно, важно соблюсти баланс и не забывать про золотое правило: на маркетинг можно тратить не более 10% от прибыли. И не «заиграться» в рекламу: продвигать свой бренд настолько, насколько хватит мощностей вашего производства выполнить все заказы.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Какие проблемы ? Рекламируй и продавай, как век назад !

"Девочка Надя, чего тебе надо?

Ничего не надо, кроме шоколада !

Шоколад недорог, стоит рубль сорок...

Шоколада нету - на тебе конфету !"

 

 

Консультант, Нижний Новгород
Александр Сейнов пишет:

Какие проблемы ? Рекламируй и продавай, как век назад !

"Девочка Надя, чего тебе надо?

Ничего не надо, кроме шоколада !

Шоколад недорог, стоит рубль сорок...

Шоколада нету - на тебе конфету !"

 

 

)))

Коммерческий директор, Воронеж

В условиях, когда сырье дорожает значительно, идет процесс удешевления за счет рецептуры. Такой процесс сдерживается существующими нормами, которые для солидных производителей играют роль. Поэтому могу не согласиться с автором и предположить, что малые  предприятия выживут, а у больших будут проблемы. Яркий пример, это алкоголь. 80% которого продается (под различными брендами) ни кому не известными производителями. И следующе, в условиях падения спроса, ослабевает конкурентная борьба  и падает эффективность рекламных мероприятий, так что не стоит вгонять туда денежки.

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

шоколада просто завались, и если будет вполовину меньше - ничего страшного. все равно половина производителей химичат с ингридиентами, и вместо шоколада внутри таблица Менделеева, а по вкусу они все примерно одинаковые.

 

Консультант, Москва

Вау! Спасибо за обзор! Нужно закупиться шоколадом из старых запасов, пока его распродают с уценкой и высокого качества, чтобы не покупать "шоколадным маньякам", за 300 рублей разные подделки с  огромным кличеством сахара и  пищевыми  добавками  со " вкусом шоколалада"

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Замени слово "шоколад" на "кофе" (цифры в принципе не важны, их все равно никто не помнит) - и все это мы видели несколько лет назад, когда ожидался коллапс на кофейном рынке. И ничего, выжили. Сейчас я даже не помню, сколько стоил эспрессо 3 года назад... 

Директор по развитию, Псков

Рост стоимости продукции делает экономику производителей и продавцов всех уровней лучше,продажи в рублях не упадут, в физическом выражении снизятся, соответственно прямые издержки будут меньше,чистая прибыль может быть даже больше приграмотном управлении.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.