Аттестация менеджеров по продажам: когда она нужна и как подготовиться

Когда нужна оценка менеджеров по продажам

Мониторить менеджеров по продажам рекомендуется в следующих случаях:

  1. Повышение текучести кадров.
  2. Отсутствие системы оценки работы в отделе.
  3. Принятие управленческих решений, касающихся отдела продаж.
  4. Повышение уровня конфликтности в коллективе.
  5. Выявление жалоб со стороны сотрудников.
  6. Отсутствие мотивации.
  7. Регулярное невыполнение планов продаж
  8. Изменение стратегии компании на рынке. 
  9. Изменения в кадровой структуре отдела.
  10. Замена руководителя отдела продаж

Цели и задачи при оценке менеджеров по продажам

Аудит. Выявить сильные и слабые стороны каждого сотрудника, использовать их на благо отдела и компании.

Обучение. Сформировать план обучения и развития каждого менеджера.

Повышение. Сформировать понятные условия и критерии для продвижения по карьерной лестнице и финансового роста.

Обратная связь. Получать фидбек от менеджеров по продажам по поводу качества и условий их работы.

Текущее состояние. Определить текущее состояние отдела продаж и сформировать план его развития.

Оценка менеджеров по продажам позволяет определить не только текущее положение дел, но и делать прогнозы, строить планы, опираясь на реальные данные о квалификации, навыках, личностных качествах каждого менеджера и структуре отдела.

Этапы аттестации менеджеров по продажам

1. Подготовка описания функций

Процедура оценки менеджеров по продажам начинается с функций сотрудника. Это отправная точка для того, чтобы понять, насколько он отвечает требованиям, задачам и интересам компании. Может быть оформлено в виде должностной инструкции.

2. Определение показателей оценки

После того, как функции сформированы, вам необходимо определить некие показатели оценки, будь то количественные или качественные.

По данным показателям вы сможете понять, насколько хорошо сотрудник выполняет оговоренные выше функции. Обязательным условием оценки является доведение до сотрудника и его функций, и показателей по этим функциям. Если в описании функции написано, что менеджер по продажам должен совершать исходящие звонки, то в требованиях нужно указать точное их количество за определенный период.

3. Количественный анализ по KPI

Здесь оценивается план и факт выполнения задач.

4. Описательный анализ

Здесь оцениваются личностные характеристики специалиста. Что для вас будет в приоритете – решать только вам. Но помните, что нет такой профессии «хороший человек».

5. Формирование общей оценки

Это предпоследний этап, когда вы формируете общую оценку и сопоставляете ее со стандартами.

6. Разработка индивидуальных планов развития

Завершающим же действием после аттестации менеджеров по продажам является разработка индивидуальных планов развития менеджеров и корректировка работы отдела продаж.

Если после аттестации нет никаких действий по улучшению работы, то это просто пустая трата времени и сил.

Методы аттестации менеджеров по продажам

При аттестации учитываются характеристики, которые влияют на результат работы менеджеров по продажам: знания, навыки, поведение, особенности личности.

Далее вкратце рассмотрим методы, которые чаще всего применяют при аттестации. 

Простая классификация

Ранжирование сотрудников от лучшего к худшему по конкретному показателю. Используется для решения какого-то конкретного узкого вопроса. Также простая классификация применяется в комбинации с другими методами.

KPI – метод

На мой взгляд, это самый основной метод оценки работы менеджеров по продажам. В начале месяца для специалиста формируются определенные задачи, которые в процентном соотношении формируют итоговый результат и его заработную плату.

По итогам месяца считается процент выполнения всех задач, который в конечном итоге и формирует доход сотрудника. Как правило, это валовый доход, количество обработанных заявок и скорость ответа на входящий звонок/перезвон.

Рейтинговая система оценки

Проведение оценки персонала этим методом заключается в следующем: за каждую выполненную задачу специалист получает определенное, ранее обозначенное количество баллов. И по итогам периода, скажем, месяца, формируется рейтинг персонала на основании заработанных баллов. Лично я не люблю этот метод, потому что доски «почета» и «позора» уже прошлый век, и сейчас они могут демотивировать сотрудников.

Анкетирование

Наиболее простой метод, подходит для оценки менеджеров по продажам как при приеме на работу, так и после проведения обучения.

Описательная оценка

Простое описание сильных и слабых сторон сотрудника, часто используется в связке с другими методами для наиболее полной оценки.

360 градусов

В рамках данного метода работу менеджера по продажам оценивают он сам, его коллеги, руководитель, клиенты. Считается, что в результате получается наиболее полная картина с пониманием точек роста в работе специалиста. На мой взгляд, это наиболее субъективный метод, основанный на личных симпатиях и антипатиях опрашиваемых.

Метод шкалирования

В рамках метода формируется список навыков, качеств, характеристик, необходимый для данной должности. Каждому пункту в списке присваивается значение: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо».

Либо наоборот, выписываются характеристики конкретного специалиста и сравниваются с требованиями к должности по шкале: Намного превосходит требования», «Превосходит требования», «Соответствует требованиям», «Соответствует некоторым требованиям», «Не соответствует требованиям».

Так вы можете оценить, насколько этот сотрудник соответствует вашим стандартам менеджера по продажам.

* * *

Проводить аттестацию можно как разово, так и планово. Я рекомендую именно плановые оценки, поскольку в таком случае можно отследить динамику профессионального развития каждого специалиста. В то время как разовую аттестацию лучше всего использовать для принятия решений по ситуации «здесь и сейчас».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь

Странная манера при проблемах с продажами сразу пинать отдел продаж. Может дело не в бобине?

Консультант, Белгород
Дмитрий Шуминский пишет:

Странная манера при проблемах с продажами сразу пинать отдел продаж. Может дело не в бобине?

Здесь имеется ввиду то, что при регулярном невыполнении плана нужно понять, а может ли отдел продаж вообще его выполнить (в таком составе, с таким набором знаний и умений). Бывают ситуации, когда менеджерам не хватает знаний, для эффективной работы. 

Руководитель, Москва

нет самого главно пункта:

0. Описание клиентов

Какие у них проблему, решаемые с помощью продуктов компании, гед Клиент живут, как до них достучаться. Сколько они готовы платить. Как они узнают о продуктах компании. На сколько продукты компании удовлетворяют их потребности. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь
Ольга Глинская пишет:

Здесь имеется ввиду то, что при регулярном невыполнении плана нужно понять, а может ли отдел продаж вообще его выполнить (в таком составе, с таким набором знаний и умений). Бывают ситуации, когда менеджерам не хватает знаний, для эффективной работы. 

Может следует начать с изучения рынка и продукта, который продает компания? Если продукт не нужен, то никакая аттестация не поможет.

Консультант, Белгород
Дмитрий Шуминский пишет:
Ольга Глинская пишет:

Здесь имеется ввиду то, что при регулярном невыполнении плана нужно понять, а может ли отдел продаж вообще его выполнить (в таком составе, с таким набором знаний и умений). Бывают ситуации, когда менеджерам не хватает знаний, для эффективной работы. 

Может следует начать с изучения рынка и продукта, который продает компания? Если продукт не нужен, то никакая аттестация не поможет.

Возможно. Но аттестация является следующим, после анализа, этапом. И на аттестации всё не заканчивается (далее идёт анализ бизнес процессов, маркетинга, логистики и т.д.).

Консультант, Белгород
Максим Часовиков пишет:

нет самого главно пункта:

0. Описание клиентов

Какие у них проблему, решаемые с помощью продуктов компании, гед Клиент живут, как до них достучаться. Сколько они готовы платить. Как они узнают о продуктах компании. На сколько продукты компании удовлетворяют их потребности. 

Да, понимание Клиента - важный аспект в работе компании и менеджеров. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Статья называется 

Аттестация менеджеров по продажам: когда она нужна и как подготовиться

Но, конкретно о аттестации именно менеджера по продажам только общие фразы. А, где специфика?

Статья написана верно, но формально. И, годится для реферата начинающего hp-мен., который они в большинстве своём называют стратегией. Тут уж по по-разному,. И, стратегией повышения квалификации и, роста компетенций и прочая эта hr вода. Назвали бы уж тогда статью релевантно содержанию: Аттестация. Общие принципы.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

ну да, автор не понимает судя по всему для чего нужна вообще атестация отдела продаж - это поддеррежка или контроль уровня знания менеджеров, которую инициируют не персональщики, а рук отдела прдоаж.

с периодичностью от 1 раза в квартал - в этом случае это рабочая процедура, где предметом атестации - знания клиентов и т.д. и т.п.  зависит от тованонго рынке.

Валерий Андреев пишет:
И, годится для реферата начинающего hp-мен., который они в большинстве своём называют стратегией. Тут уж по по-разному,. И, стратегией повышения квалификации и, роста компетенций и прочая эта hr вода. Назвали бы уж тогда статью релевантно содержанию: Аттестация. Общие принципы.

да, 100%.

Консультант, Белгород
Валерий Андреев пишет:

Статья называется 

Аттестация менеджеров по продажам: когда она нужна и как подготовиться

Но, конкретно о аттестации именно менеджера по продажам только общие фразы. А, где специфика?

Статья написана верно, но формально. И, годится для реферата начинающего hp-мен., который они в большинстве своём называют стратегией. Тут уж по по-разному,. И, стратегией повышения квалификации и, роста компетенций и прочая эта hr вода. Назвали бы уж тогда статью релевантно содержанию: Аттестация. Общие принципы.

Спасибо, что прочитали и высказали своё мнение. 

Консультант, Белгород
Николай Сибирев пишет:

ну да, автор не понимает судя по всему для чего нужна вообще атестация отдела продаж - это поддеррежка или контроль уровня знания менеджеров, которую инициируют не персональщики, а рук отдела прдоаж.

с периодичностью от 1 раза в квартал - в этом случае это рабочая процедура, где предметом атестации - знания клиентов и т.д. и т.п.  зависит от тованонго рынке.

Валерий Андреев пишет:
И, годится для реферата начинающего hp-мен., который они в большинстве своём называют стратегией. Тут уж по по-разному,. И, стратегией повышения квалификации и, роста компетенций и прочая эта hr вода. Назвали бы уж тогда статью релевантно содержанию: Аттестация. Общие принципы.

да, 100%.

Аттестация менеджеров по продажам проводится не только для контроля уровня их знаний.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.