Импортозамещение в строительной отрасли: проблемы и перспективы

С марта 2022 года Россия живет в новой экономической реальности. Санкции и уход западных компаний создали проблемы многим отраслям экономики, но в то же время открыли перспективы для российских производителей, продукция которых стала гораздо более востребованной. Строительная отрасль, как и многие другие, испытала шок от ухода западных поставщиков, но смогла избежать катастрофы и коллапса. Это подтверждается статистикой. За первое полугодие текущего года было выдано разрешений на строительство 22,5 млн квадратных метров, что на 21% больше, чем к июню 2021 года. Объем жилья на этапе строительства за первые полгода вырос на 1,2% и составил 97,5 млн квадратных метров.

Стрессовая ситуация вынудила отрасль искать решения, задействовать внутренние ресурсы и находить способы обхода западных санкций. Я решил проанализировать, с какими конкретно проблемами столкнулись российские компании. Это повышение цен на стройматериалы и отсутствие высокотехнологичных компонентов для строительства, которые сложно быстро заменить.

Цены на стройматериалы

По данным издания Forbes, к концу первого квартала текущего года строительные и отделочные материалы выросли в цене приблизительно на 30% и 50% соответственно. Причины такого роста: ограничения внешней торговли, усложнение логистики, рост ключевой ставки Центробанка РФ, недостаток сырья и последующий рост цен на него, колебания курсов валют.

Однако вскоре рост цен замедлился. Нужно понимать, что общее снижение произошло благодаря отдельным позициям, а не снижению цен на все стройматериалы. Подешевели кирпич, древесина, металл, щебеночно-песчаная смесь, цемент, то есть сырье. В июле 2022 года кубический метр древесины стоил около 17 тыс. рублей, а до введения санкций — более 21 тыс. рублей. Газоблок стоил 8,5 тысяч рублей, а за год до этого — более 10 тыс. рублей.

Высокотехнологичные компоненты

Может показаться, что проблемы со стройматериалами в России из-за ограничений со стороны Запада не должно быть вовсе, ведь до 90% материалов, используемых в массовом строительстве в России, производятся в нашей стране. Но изготовление половины этих материалов критически зависит от зарубежного оборудования, о чем свидетельствует исследование Национального объединения производителей строительных материалов, изделий и конструкций.

Например, отечественные предприятия могут самостоятельно выпускать только 30% минеральной изоляции, 20% сухих смесей и 10% строительной химии от необходимых для полноценного функционирования отрасли объемов. Лакокрасочная продукция и монтажная пена на 75% состоит из зарубежного сырья. Значительная часть фасадной плитки, саморезов, герметиков, клея импортируется. Рынок керамогранита также зависит от иностранного сырья, оборудования и запчастей.

Особенно сложной ситуация оказалась в сфере поставок высокотехнологичных компонентов. Западные лифты, экскаваторы, литые и прокатные изделия, стекло, электрика, вентиляционное и отопительное оборудование — уже весной все это оказалось недоступно для российских строителей. Быстро заменить все собственным силами невозможно, поэтому компании прибегли к параллельному импорту — закупке товаров без разрешения правообладателя.

Однако есть сферы производства стройматериалов, где отечественные предприятия могут справиться с импортозамещением, например, производство кровельных комплектующих и кровельных аксессуаров.

Импортозамещение кровельных комплектующих

После ухода с российского рынка компаний HL, Geberit, Walraven и Sita шанс для развития и роста получили российские производители, такие как «Фахманн Руссланд», Hilti, «Крона», Grand Line.

Расскажу про наш опыт импортозамещения. Мы производим крепежные элементы, парапетные и кровельные воронки, дефлекторы, аэраторы, кровельные дорожки, противопожарные муфты, герметик — всего около 600 наименований в 12 категориях. Производственных мощностей нашего собственного завода хватит, чтобы обеспечить 30% потребности российского рынка в кровельных аксессуарах и до 5% потребности в металлических инженерных системах.

Но все ли так гладко? Разумеется, нет. Производственная основа компании — австрийские станки ENGEL. Весной эта фирма ушла из России. Поначалу запчастей на складе хватало, но рано или поздно они бы закончились. Мы пытались подобрать аналоги в Китае, но безуспешно. К осени с трудом удалось восстановить австрийские поставки.

Были проблемы и с сырьем. У нас только российские поставщики — из городов Тольятти и Нижнекамска. Те, в свою очередь, часть сырья импортируют. Весной эта цепочка поставок разорвалась и был риск остановки производства, но поставщики быстро нашли решение и стали закупать сырье через параллельный импорт.

Сегодня мы оптимистично оценивают перспективы на 2023 год, потому что удалось не только не остановить производство, но и наращиваем его. В следующем году в планах - выйти на рынки Индии, Ирана и Ближнего Востока. Это говорит о том, что компания создает излишек товаров, которые можно реализовывать за пределами России, а значит дефицита комплектующих для кровель внутри нашей страны нет и не ожидается.

Импортозамещение в ближайшем будущем

Дать один прогноз для всех видов импортозамещения в строительной отрасли невозможно. Налаживание сборки собственных лифтов, станков и электроприборов будет продвигаться медленнее и сложнее, чем производство кровельных комплектующих аксессуаров. Ситуация в этой сфере уже сейчас внушает оптимизм, поскольку российские компании способны не только закрыть потребности в отрасли, но даже выйти на экспорт.

Опасения вызывает разве что использование российскими производителями иностранных станков, запчасти которых можно получить сейчас только через параллельный импорт. Однако это тоже стимулирующий фактор — отечественные компании могут наладить разработку и выпуск собственных станков.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.