Вы сами этого хотели, или Причины популярности сбалансированной системы показателей

Один из первых читателей еще ненапечатанной статьи сказал мне буквально следующее: «На ССП вроде бы уже давно перестали молиться как на явление ее народу, ибо достаточно уже критики было по теме того, что это не универсальный инструмент и что, по сути, он не так уж революционен. То есть твоя критическая оценка ССП – это еще один голос если не против, то всего лишь за то, что нужно оценить, прежде чем применить».

С этим я не могу согласиться. ССП, с моей точки зрения, – это именно то явление, которое мы еще не раз увидим в перечне новых «самых эффективных методов управления», поскольку они в большей мере не результат деятельности ее созидателей, а продукт неудовлетворенности страждущей «менеджмент-паствы», не находящей целому ряду своих потребностей иной замены. Почему это так, плохо это или хорошо, мы разберем в данной статье.

Объем изменений на рынке, в том числе на российском, стремительно растет. И в таких условиях стратегическое управление становится необходимым инструментом практически для любого предприятия.

При этом уже общепризнанно, что реализация стратегии – задача, которая на порядок сложнее разработки стратегического плана. И потому поиск эффективных технологий внедрения стратегии выходит сегодня на первое место не только в нашей стране, но и за рубежом. Притом количество предлагаемых разработчиками методов и подходов к реализации стратегии уже достаточно много, как и критиков каждого из них.

Однако целью автора не является помощь читателю в выборе лучшего метода, обеспечивающего безболезненное внедрение стратегии, тем более что такого метода, включающего в себя все решения многочисленных проблем реализации стратегии, быть может, просто нельзя создать.

В данной статье мы обратим внимание на причины большей популярности одних методов реализации стратегии перед другими. Надеюсь, что такое рассмотрение обеспечит руководителям фирм «ясную голову» для осознанного выбора.

Для рассмотрения выбрана особенно популярная и уже более десяти лет расширяющая свое влияние на умы российского топ-менеджмента сбалансированная система показателей, причем самой критике материалов Дэвида Нортона и Роберта Каплана, основателей ССП, уделено минимум внимания. Мы попытаемся обратить большее внимание на анализ причин – на то, почему среди других модных инструментов управления именно ССП получила такую известность.

Итак, почему именно ССП?

1. О чем глаголют пророки

В вольном пересказе автора данной статьи сбалансированная система показателей появилась в начале 1990-х годов как результат научного исследования, заказанного подразделением консультационной фирмы KPMG и выполненного под руководством Дэвида Нортона и Роберта Каплана. В этом исследовании ставилась относительно узкая задача получения перечня показателей, определяющих успешную деятельность коммерческих предприятий. Поскольку в самом исследовании принимал участие целый ряд компаний из разных сфер деятельности, а затем выведенная система показателей апробировалась на них, то ССП смело можно назвать результатом труда большого коллектива преподавателей, консультантов и руководителей фирм.

Дальнейшее практическое освоение нового инструмента, первоначально предназначенного для оценки деятельности компаний, привело к тому, что ССП стала использоваться как инструмент для управления процессом реализации стратегии. Таким образом, ССП родилась и развивалась в чем-то независимо от ее первоначальных создателей, заняв в умах (и даже некоторых горячих сердцах) целого поколения менеджеров свое стратегическое место. Отметим при этом, что основоположники ССП не только не стали препятствовать применению родившегося в дискуссионных муках инструмента в новом назначении, но сами встали во главе движения по расширению сферы применения ССП – в область стратегического менеджмента. Таким образом, одной из первых причин быстрого роста популярности ССП следует отметить то, что ее «правоверные родители» не препятствовали развитию ССП там, где этот инструмент был востребован. Притом, надо отдать должное отцам-основателям, придумавших любимому чаду столь благозвучное название – сбалансированная (то есть гармоничная) система (значит нечто цельное) показателей (то есть еще и конкретная штука).

2. Благоприятные условия явления ССП

Я вспоминаю случай, когда директор небольшого автомобильного завода после завершения обсуждения стратегии его предприятия сказал примерно следующее: «Все здорово, мне понравились результаты работы проектной группы, особенно то, что для нашего предприятия, находящегося в весьма трудном финансовом положении, найдено не одно, а даже несколько практических направлений перспективного развития. Но теперь мне хотелось бы, чтобы консультанты, участвующие в работе, написали мне что-то вроде методички, где бы по шагам была расписана вся наша последующая стратегическая деятельность».

Когда выяснилось на практике, что разработка стратегии хотя и требует высокой квалификации участников, но много легче задачи по ее реализации, стали искать причины этого. Чаще всего отмечают:

• Перегруженность текущей работой высшего управленческого звена, которому просто не хватает времени в течение дня на «важные дела», не говоря уж о стратегических задачах.
• Непонимание рядовыми исполнителями необходимости стратегических перестроек на предприятии.
• Гигантское сопротивление переменам со стороны конкретных лиц, боящихся в процессе стратегических изменений лишиться части своей власти.

При этом:

• Нехватка управленческих навыков у высших руководителей для освоения на практике даже простых управленческих истин, приводящая к поголовному в России «менеджменту проб и ошибок» конкретного руководителя, не говоря о навыках стратегического управления.

И тут, как манна небесная, появляется такой инструмент, как сбалансированная система показателей, которая, устами ее основателей, апологетов и консультантов, всегда готовых помочь в ее освоении, только для того и создана, чтобы обеспечить достижение еще вчера неразрешимой задачи по реализации стратегии. Глазам управленцев, жаждущих простой методики по реализации стратегии, является система, где все расписано буквально по шагам и для каждого конкретного работника предприятия. Более того, каждого исполнителя в системе ССП становится теперь возможным контролировать по количественным показателям достижения кусочков стратегического плана, ему порученного. Как тут не поверить в новый инструмент, если сам этого жаждал.

История быстрого приспособления ССП под насущные нужды (как инструмента для успешной реализации стратегии) это, скорее, не рассмотрение открывающихся возможностей для нового метода управления, а надежда, которую давно все с нетерпением лелеяли. Надежда на то, что появится управленческий Бог, который за ССП-молитвы воздаст верующим в него сногсшибательные результаты внедрения давно намеченного, что до Его прихода никак не хотело само приживаться на сопротивляющемся переменам предприятии.

Поскольку путь построения ССП для любого предприятия достаточно длинный (близкий к периоду времени для формирования новых привычек), вера в новый инструмент для свершения побед на рынке приобретает у применяющих ССП руководителей устойчивый характер, особенно у тех, кто хотел бы получить простую и потому понятную «методичку с прописанными на каждый день шагами» по реализации стратегии. Итак, второй причиной популярности ССП является обещание достичь невозможного, но остро желаемого – обязательной реализации стратегии при простом наборе шагов, превращающих внедрение стратегии в повседневную деятельность каждого члена коллектива.

3. Предостережения Ветхого завета. Управление по целям, или О чем умалчивает ССП

Ли Якокка в своем бессмертном творении «Карьера менеджера» пишет о том, что им была придумана система разработки и обсуждения планов работы на три месяца со своими подчиненными, которую он внедрил в выведенной им из разрухи компании Chrysler.

При всех плюсах системы времени на то, чтобы руководитель и подчиненный договорились о выполнении или неполном выполнении последнего задания, а также на оценку трудоемкости задания, требуется много, и потому не все, кто пытался повторить «менеджмент-подвиг» легендарного руководителя XX века, достигли цели.

Вряд ли кто-то будет отрицать, что сама система показателей есть инструмент, придуманный задолго до появления ССП, известный еще по использованию в методе управления по целям. При этом управление по целям придумал впервые не Ли Якокка и, скорее всего, даже не Питер Друкер, описавший ее в своей главной книге «Практика менеджмента» в 1954 году. Системе разработки «твердого задания» в виде измеримых показателей, позволяющей не контролировать подчиненного в ходе текущей деятельности вплоть до оговоренного момента времени, вероятно, очень много лет.

Однако именно Ли Якокка обратил особое внимание на трудоемкость процесса управления по целям, связанную с необходимостью согласования между подчиненным и руководителем задач и показателей их достижения в оговоренный период. Притом что управление по целям – инструмент очень опасный и при неумелом обращении, когда показатели выполнения задач не согласованы, а поставлены, то есть, навязаны нижестоящему специалисту, легко превращается в систему невыносимого внешнего давления на подчиненного со стороны руководителя: «Раз ты не выполнил задание, ты сам должен сделать для себя выводы!»

Система ССП об этой трудоемкости умалчивает. В результате акционеры и менеджмент с восторгом берутся за ее внедрение в жизнь – четко измеримые показатели очень легко и наглядно контролировать. Это третья причина популярности ССП, в которой вопросы согласования поставленных целей облечены в красивую «менеджмент-одежду» стратегических инициатив подчиненных(термин введен Нортоном и Капланом)

4. Четыре апостола – четыре составляющие ССП

Говорят, что в художественной литературе существует всего 19 оригинальных сюжетов, все остальное – варианты комбинирования этих сюжетов. Не знаю, так ли это, но, похоже, что в научном управлении количество оригинальных методов еще меньше. Разделение труда заменено более изящным термином – аутсорсинг, а, казалось бы, банальное перенимание лучшего опыта – непереводимым, а потому весьма загадочным словом бенчмаркинг, (претендующий, кстати, на то, чтобы отобрать пальму первенства у ССП по части количества поклоняющихся). Попробуем разобраться, к какому роду относятся составляющие деятельности фирмы, введенные в обиход основателями ССП.

Основатели ССП ввели четыре составляющих, описывающих, по их мнению, деятельность фирмы, а именно:

  • финансовая составляющая;
  • клиентская составляющая;
  • составляющая внутренних бизнес-процессов;
  • составляющая обучения и развития персонала.

Причины введения классификации приличного числа показателей, описывающих деятельность фирмы (напомним, что ССП появилась непосредственно в процессе выработки показателей) вполне объяснимы. Попробуйте сразу вывести 40-50 штук показателей или после их введения как-то их воспринять «кучей» – это неудобно, да и весьма сложно. Таким образом, группировка показателей деятельности фирмы по видам – составляющим – явилась естественным процессом при выполнении изначального исследования основателей ССП.

У знакомого с классической теорией управления, правда, возникает резонный вопрос – почему авторы вывели именно эти показатели. Однако если вспомнить процесс производства любого продукта, то он включает в себя следующие функциональные области – финансы, маркетинг, НИОКР (научные исследования и разработки), ИТ – информационные технологии, производство, управление персоналом. Отличается предложенный Нортоном и Капланом набор от классического незначительно (и скорее в худшую сторону, так как маркетинг шире клиентской составляющей, НИОКР и ИТ у классиков ССП в ведущий перечень оснований для классификации показателей не попали, а обучение и развитие – всего лишь малая часть управления персоналом). В любом случае, составляющие в ССП – это не что-то новое, а в какой-то мере плохо припомненное старое.

Однако мы обещали основное внимание уделить вопросу не критики разбираемого нового метода стратегического управления, а причинам его популярности. Тем более что у любой классификации показателей всегда найдутся свои плюсы и минусы.

Так вот, число четыре, выбранное для классификации показателей, оказалось весьма выгодным. Скорее всего потому, что четыре названия групп показателей запоминается много легче, чем, например шесть. Попросите не очень давно обратившегося в православную веру перечислить имена апостолов, и вы, скорее всего, услышите имена Иуды, Павла (с кем связаны особые исторические события), да пару тех апостолов, от чьего имени написаны широко распространенные Евангелия.

Итак, четвертая причина популярности технологии ССП чисто психологическая – в большей простоте запоминания меньшего количества вещей одновременно.

5. Авраам родил Исаака, или О причинно-следственных связях в ССП

Человек с первых лет сознательной жизни задается вопросом «почему?». Почему трава зеленая? Какова причина того или иного явления?

Человек любопытен по природе. И потому сбалансированная система показателей, объясняющая причинно-следственные связи между разнообразными мероприятиями по реализации стратегии, нашла в душе каждого топ-менеджера поистине сердечный отклик.

Однако надо иметь в виду, что могут ошибаться не только начинающие преподаватели управленческих дисциплин, но и прославленные гуру научного менеджмента. Яркий пример – описание функций управления в добротном американском учебнике «Основы менеджмента» Майкла Мескона и других авторов, который получил наибольшее распространение в России на факультетах подготовки будущих менеджеров. Авторы учебника перечисляют четыре функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль, а коммуникации и принятие решений относят к связующим процессам, пронизывающим перечисленные функции управления. Однако внимательный исследователь может легко увидеть, что каждая из перечисленных функций не в меньшей степени, чем связующие процессы, пронизывает другие функции управления. Например, коммуникации много лучше проходят при интересе сторон друг к другу (то есть когда есть внутренняя мотивация). Принятие стратегических решений немыслимо без предварительного анализа фирмы и рынка, то есть без пронизывающего действия функции контроля.

Используя природу человеческого любопытства, ССП продвигает себя именно как инструмент построения причинно-следственных связей в стратегическом управлении. Однако попробуйте практически построить хотя бы одну стратегическую карту ССП, и вы увидите (если, конечно, останутся силы), что установленные вами причинно-следственные связи между составляющими, стратегиями и показателями – сутью стратегической карты ССП – весьма поверхностны. И можно построить еще целый ряд вариантов взаимозависимостей, обусловленных сложным хитросплетением конкретных действий и их результатом при стратегическом управлении организацией.

Пятая причина популярности ССП: она обещает удовлетворить неугомонное человеческое любопытство.

6. Опасность ошибочного толкования ССП

Сейчас уже трудно найти российскую фирму, которая бы не вывесила на сайте миссию своей фирмы – заветную цель своего существования на благо покупателей, работников, партнеров и акционеров. Однако если из миссии вид бизнеса и название компании «Х» перебросить в миссию компании «У», в большинстве случаев в результате вы получите старую миссию компании «Х» – настолько миссии разных фирм похожи друг на друга. Притом что в большинстве случаев текст этой миссии, стоивший топ-менеджменту многих часов раздумий, через короткое время становится невостребованным.

В чем-то похожее происходит с «правильно написанной технологией» использования ССП. Хотя Нортон и Каплан уверяют читателей своих книг, что ССП всего лишь инструмент для реализации стратегии фирмы, которую сначала нужно разработать по всем канонам стратегического анализа, на практике можно встретить «урезанный вариант» ССП. Топ-менеджмент сразу формулирует цели и стратегии, не очень вдаваясь в анализ потенциала фирмы и рынка, и быстренько приступает к «главному» – разработке сбалансированной системы показателей. Отметим, что самой ССП это на пользу: если бы менеджмент фирмы сначала потратил свои творческие силы на серьезную разработку стратегии развития, у него бы просто не хватило сил добраться до этапа выведения показателей и причинно-следственной увязки этих показателей друг с другом.

С одной стороны, это крайне опасно для деятельности фирмы: если разработка стратегии не удовлетворяет критерию полноты (полноты внутреннего анализа деятельности фирмы и полноты анализа рынка), то можно пропустить серьезные шансы и угрозы для компании, в результате потеряв материальные активы фирмы, оставшись лишь с такими «наиважнейшими» нематериальными активами, как стратегические карты ССП.

С другой стороны, вполне приемлемая скорость составления сбалансированной системы показателей становится настолько привлекательной, а результаты в виде многочисленных карт ССП подразделений фирмы настолько материально ощутимыми (по весу написанных отчетов, что тоже немаловажно в сфере оказания консультационных услуг), что вполне объясняют шестую причину популярности системы Нортона и Каплана, выражающиеся в классической формуле: затраты и «результаты».

7. Поздние переписчики, или Суп из топора

Суп из топора – вещь весьма привлекательная. Дешево и вкусно, если, конечно, добавить немного мяса и капусты.

Вернемся к главной цели нашей статьи – не делать упор на критику ставшего популярным метода управления ССП, а объяснить первоистоки этой популярности.

Весь окружающий искусственный мир человека – лишь реализация технологии научного метода – наблюдения, анализа и синтеза. Взяв известное (наблюдение), разложив его на составные элементы (анализ), вы можете творить любые новые технические, информационные или социальные системы. Даже сказки (завершая их рассмотрение приключениями Гарри Поттера) рождаются в результате синтеза, следующего за анализом (разложение известного на части). Догадайтесь, как образовалась «Избушка на курьих ножках», и научный метод станет для вас полезным инструментом не только научного управления, но и создания новых литературных шедевров.

И в этом плане ССП как результат творчества конкретных людей не исключение. Вобрав в себя части известных до ее появления систем управления, ССП имеет полное право называться новым методом стратегического управления.

Более того, авторы и последователи пишут: «ССП – система открытая, творите сами, смело изменяйте, добавляйте в нее все, что считаете нужным». Таким решением авторы продлили своему детищу жизнь на многие годы, предложив пользователям самостоятельно ее видоизменять под нужды каждого специфического предприятия.

Вам не нравится, что групп показателей всего четыре (финансы, клиенты, бизнес-процессы и обучение с развитием)? Тогда добавляйте, быть может, подзабытые в ходе многолетнего преподавания управленческих дисциплин, другие составляющие – маркетинг, научно-исследовательские разработки и так далее. А если даже основатели нового метода управления пропустили самое важное в технологии реализации стратегии – сопротивление персонала управленческим и прочим нововведениям, тогда уверенно включите методы управления изменениями в одну из легко запоминающихся четырех групп показателей деятельности предприятия, и видимые ошибки исчезнут прямо на ваших глазах.

Но разве справедливо критиковать ССП за то, что ее предлагают пользователям как открытую систему. Вспомним, что именно благодаря открытой архитектуре, впервые введенной корпорацией IBM, мы стали свидетелями лавинообразной компьютеризации человеческого мира?

Причина популярности ССП весьма прозрачна – добавляйте в нее все, что хотите: если к топору, мясу и капусте прибавить еще немного соли и перцу, щи будут просто на объеденье. И, быть может, не так уж и важно, что топор, извините, стратегические карты ССП, не дали ожидаемого эффекта – главное, что этот немного отдающий металлическим вкусом инструмент пользуется благодаря своим многочисленным достоинствам огромной популярностью.

Итак, седьмая причина популярности ССП – в потребности каждого человека творить.

Вместо выводов

Проживая в Нижнем Новгороде, автор познакомился с чисто нижегородской бизнес-находкой – ежегодным проведением для владельцев и топ-менеджеров весьма популярного бизнес-шоу, где обещают показывать «камасутру бизнеса» и другие диковинные вещи..

Меня достаточно часто спрашивают мои нижегородские клиенты, изредка посещающие это бизнес-шоу: «Как Вы, консультант, относитесь к такому продукту?» Я никогда не критикую своих коллег – организаторов театрализованного бизнес-шоу – и отвечаю всегда одинаково: «Если это кому-то нужно, и достаточно желающих платить за такое бизнес-консультирование немалые деньги, значит в этом есть потребность, которую пока зрители не могут удовлетворить другим способом».

Итак, как мы выяснили (критиков, выуживающих недостатки ССП, хватает, а мы, как уже говорили – не из их числа) ССП будет жить долго, поскольку удовлетворяет насущные потребности менеджмент-паствы.

Вы также сможете продлить жизнь своим новым товарам, услугам или моделям управления, и извлечь из них немалую материальную выгоду, если:

• Дадите вашему творению полную свободу действий: создавая что-то для одних целей, не переживайте, что оно начинает применяться для решения совсем других задач.

• Пообещаете, что ваш товар, услуга, модель не просто чуть лучше конкурирующих продуктов решают насущные задачи, а предназначены для разрешения тех животрепещущих проблем, которые считались до вас неразрешимыми.

• Сделаете упор на подчеркивании снижения трудоемкости контроля (как в ССП) или самотестирования, если это интеллектуальный продукт. Ваш покупатель хорошо потрудился – обещайте ему с вашим продуктом легкую беззаботную жизнь.

• Не будете обращать внимание на глубокие научные разработки, доказывающие, что ваша теория неверна или что новый продукт нефункционален: научную литературу читают очень немногие. Обратите свой взор на обычных людей, упростите им понимание и запоминание: канал «Культура» без спору полезен, но его смотрят не так часто и притом не самая большая зрительская аудитория.

• Обратите внимание на те сферы непознанного, которые будоражат воображение вашего потребителя – обещайте ему удовлетворить его неугомонное любопытство (и притом лучше, если проверить фактами вашу гипотезу – в случае создания новой научной модели – было бы очень трудно или практически невозможно).

• Вспомните классическую формулу маркетинга: если ваш товар физически легок, потребитель может засомневаться, отдавать ли вам за него свои деньги. Для преодоления этого досадного недоверия разместите свой продукт в массивную упаковку, а если это услуга или модель управления – снабдите их солидными по толщине фолиантами инструкций применения.

• Примените для устранения недостатков вашего недоработанного продукта рекламные слоганы вроде «Это не просто новинка – это открытая система, где каждый, добавив недостающее или убрав лишнее, может раскрыть свои творческие способности!»

Наверняка раздосадованный менеджер-читатель, не желающий отказываться от приобретения дорогостоящей ССП, дойдя до этого места, задаст каверзный вопрос: «Так какие, собственно, опасности таит в себе применение ССП и подобных управленческих новшеств, удовлетворяющих насущные потребности практикующего управленца?»

Да, собственно, почти никаких – в том случае, если ваши конкуренты также применяют популярную ССП или подобные управленческие инструменты. Вам опасен лишь тот, кто, удовлетворяя свои потребности другим способом, не теряет драгоценное время.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Владимир, выступая в роли то ''я'', то ''мы'', Вы рискуете оказаться в роли ''ямы'' :D

. . . . Директор по развитию, Москва

Мы внедряли у себя Нортона с Капланом,
А Ильич нам завещал - пятилетку с планом!

Каплан стреляет, Нортон врет,
Караван вперед идет!

Руководитель проекта, Москва

Владимир, спасибо за статью, в целом - дельно. Во многом согласен, в чем-то готов дискутировать, но это - отдельная тема.
Что касается критики. Как показала практика, критикуют в большей части те, кто, отбросив наблюдение, анализ, синтез, а заодно логику и здравый смысл, радостно поглядывая в букварь отцов-евангелистов, попытался туповато поразвесить свою ''стратегию'' по предложенным к нарезке слоям своего бизнеса. А потом возмущенно заорал - не работает! А с чего ''оно'' заработает, когда мозг не участвовал? Если все, где про деньги и экономику - в финансы, а где есть слова клиенты, рынок, маркетинг, продажи - во вторую перспективу, да еще в ''процессных'' терминах с измерением своих собственых телодвижений? Если внизу только про обучение и развитие, и больше ничего ни про Внутренний ресурс как таковой и его инфраструктуру, ни про поле изменений - оргкультуру?
Сейчас интересный проект идет. Применение концепции и инструмента ССП в предвыборной практике политической организации. Пилотная обкатка заказчиком методологии для понимания адекватности ее применения в дальнейшем, в целом для стратегии партии. Если по апостольским страданиям делать, то что же, с финансовых целей начинать? Понятно, что получится бред сивой кобылы с истерикой через полгода - не работает! Поэтому поклон библейским старцам за идею и милостивое разрешение на творческий подход. А там уж вопрос анализа-синтеза. Если есть чем. У критиков, видимо, чем - не оказалось.

Директор по маркетингу, Пермь

Владимир, мы в своей компании проанализировали разные подходы к стратегическому планированию. Попробовали придумать что-то свое на базе ССП. Но все равно пришли обратно к базовой модели. Блок, который у классиков называется ''обучение и развитие персонала'' у нас - ''потенциал и развитие''. В нем - все, что закладывает фундамент для долгосрочного развития (такая интерпретация, кстати, есть в литературе у других авторов). По поводу причинно-следственных связей - думаю, лучше иметь какие-то логически аргументированные причинно-следственные связи, чем продолжать управлять интуитивно.

Дмитрий, переживания по поводу того, что первое, а второе (относительно места перспектив), беспочвенны. Потому что это не порядок убывания / возрастания значимости. Все 4 перспективы - целое, объединенное причинно-следственными связями. Это все равно что переживать по поводу того, что сердце находится ниже головы:).

Система ССП вполне работоспособный инструмент при условии, я согласен с вами, Дмитрий, применения его с головой. Но здесь мы с вами не откроем Америку - это правило применимо абсолютно ко всему в жизни и в бизнесе:).

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Я конечно прошу прощения,но более бестолковой статьи я на сайте еще не видел.
к чему этот Евангелие, суп из топора ? Все тезисы,все размышления притянуты за уши.
пространные размышления,итог один.... все познается в сравнении,любая идея и схема требует доводки по месту применения.
И это все знания,которые реально почерпнуть ! Только заголовок заставляет начать читать,потом, просто отсутствие какой-либо системы изложения,с подрезаными со стороны мыслями.

Дмитрий Приходько Дмитрий Приходько Руководитель проекта, Украина
Уважаемый Владимир Токарев, не смог пройти мимо, прочитал статью. Правда, читал слегка ''по диагонали'', но пара моментов бросились в глаза. Так что если Вы время от времени выглядываете из игнора ... ............................................
Притом, надо отдать должное отцам-основателям, придумавших любимому чаду столь благозвучное название – сбалансированная (то есть гармоничная) система (значит нечто цельное) показателей (то есть еще и конкретная штука).
Позвольте заметить, что если под ''отцами-основателями'' Вы подразумеваете Каплана и Нортона, то они назвали свое ''чадо'' balanced scorecard. Слова ''система'' в названии нет и близко, да и ''показатели'' - это как вариант перевода, не более того. Вам, как преподавателю Инглиша, это наверняка известно (если что, см. scorecard в словаре). Если же отцы другие, то было бы интересно о них послушать. .............................................
Основатели ССП ввели четыре составляющих, описывающих, по их мнению, деятельность фирмы, а именно: финансовая составляющая; клиентская составляющая; составляющая внутренних бизнес-процессов; составляющая обучения и развития персонала. <...> если вспомнить процесс производства любого продукта, то он включает в себя следующие функциональные области – финансы, маркетинг, НИОКР (научные исследования и разработки), ИТ – информационные технологии, производство, управление персоналом. Отличается предложенный Нортоном и Капланом набор от классического незначительно (и скорее в худшую сторону, так как маркетинг шире клиентской составляющей, НИОКР и ИТ у классиков ССП в ведущий перечень оснований для классификации показателей не попали, а обучение и развитие – всего лишь малая часть управления персоналом). В любом случае, составляющие в ССП – это не что-то новое, а в какой-то мере плохо припомненное старое.
Это ключевой момент всей статьи. Наверное, мы с Вами по разному поняли логику ''отцов-основателей''. Как по мне, в перспективе ''финансы'' речь идет не о процедурах финансового управления, а о финансовых результатах (в широком смысле этого слова). И клиентская перспектива - это не маркетинговый процесс. Это тоже, своего рода, маркетинговые результаты работы компании. А все процессы (их стратегические характеристики) - производственные, маркетинговые, финансовые, айтишные, юридического обеспечения и прочие - заложены в перспективе ''внутренних бизнес-процессов''. То бишь ''внутренние бизнес-процессы'' - не обязательно только производство. Прочую лирику, думаю, комментировать не стоит. Однако с удовольствием отмечаю, что Вы в тексте статьи достаточно умело и неоднократно ''переходили на личности'' господ Каплана и Нортона. Это прогресс! Жду Ваших новых статей.
Руководитель проекта, Москва
Денис Голубцов пишет: Дмитрий, переживания по поводу того, что первое, а второе (относительно места перспектив), беспочвенны. Потому что это не порядок убывания / возрастания значимости. Все 4 перспективы - целое, объединенное причинно-следственными связями. Это все равно что переживать по поводу того, что сердце находится ниже головы:).
Спасибо, Денис, что разъяснили! Особенно про расположение частей организма. А вот переживать я и не собирался. Моя проектная практика разработки реальных ССП давно отучила переживать. А уж концепцию отцов-основателей я и мои коллеги давно без переживаний и благословения автора статьи воплотили в собственной методологии и технологии постановки и внедрения систем управления. И давно разобрались со структурой карт. А вот Вам осмелюсь заметить, что порядок-то, а заодно - и смысл перспектив как раз определить следует, и занятие это отнюдь не беспочвенное. Ибо, наверху всегда - Результат, иногда даже - финансовый... А после него - перспектива Внешнего ресурса, в частном случае, от праотцов, - да, клиентско-рыночная. А потом уж Деятельность как таковая и Внутренний ресурс, который эту деятельность исполнит наилучшим образом. И именно в этом я и солидарен с автором статьи. Или читай завет буквально, или расширяй применение концепта за пределы, батьками и не предполагавшиеся.
Независимый директор, Москва

Спасибо автору !
Жаль , что не все заметили. Статья была не о Нортоне и Каплане, а о том, ПОЧЕМУ ССП НРАВИТСЯ ''БИЗНЕС-ПАСТВЕ'' !!!
Сладкие конфеты не виноваты, что у детей после них кариез. Лучше действительно разобраться почему ребенок лопает конфеты без разбора и ограничений, вместо действително полезной еды.

Часть комментариев как раз и подтверждают тезисы автора.
Возможно добавить еще один фактор.
Правда жизни такова, что людей СПОСОБНЫХ МЫСЛИТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ - всего единицы %% от 100.
Но как же быть остальным. Все мнят себя гонщиками - победителями Ф1 и мало кто представляет себя парнем заливающим бензин или меняющим колеса... И тут, такое спасение или искушение ...
Есть инструмент+инструкция как побеждать в соревновании Ф1 !!
А еще МЫ МОЖЕМ ДОРАБОТАТЬ ''ОТКРЫТУЮ СИСТЕМУ'' ! Вот это реально круто.
Т.е . рисовать мы не умеем, чувства прекрасного нет, композицию не понимаем, краски плохие...
Зато у нас есть инструкция как рисовать картины (как Рубенс, например) и еще можем ''усовершенствовать'' эту инструкцию.
От таких ''сверх-человеческих'' возможностей голова действительно может пойти кругом.

Системный аналитик, Москва

Balanced Scorecard - это, конечно, правильное направление !
НО есть более совершенные средства, основанные на VSM
Стэффорда Бира , например, Viablescorecard -
http://www.ototsky.mgn.ru/it/papers/vsm-scorecard.pdf
http://www.ototsky.mgn.ru/it/papers/viablescorecard1.pdf ,
http://www.ototsky.mgn.ru/it/papers/viablescorecard2.pdf
Так, что идею Нортона и Каплана необходимо РАЗВИВАТЬ дальше !!!

Менеджер, Екатеринбург
Леонид Отоцкий пишет: Так, что идею Нортона и Каплана необходимо РАЗВИВАТЬ дальше !!!
Развивать можно в любом направлении. Но все равно СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ любых показателей весьма субъективная вещь. И в любом случаем все остается на том-же уровне - ''перекладывание'' разноцветных карточек на схеме. Нет у нас сегодня возможности (и желания) находить оптимальные решения на уровне предприятия.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.