Как выстроить маркетинговую стратегию в Telegram

Telegram для бизнеса – это и маркетинговая площадка, и автоматизация готовых процессов. С помощью простого интерфейса можно создать интернет-магазин, электронный кошелек (с помощью бота Wallet) и запустить воронку продаж прямо в мессенджере.

В марте 2023 года ежедневная русскоязычная аудитория Telegram составила более 50 млн человек, а количество каналов превысило 700 тысяч. Telegram-каналы – это сообщества, в которых администраторы публикуют посты, а подписчики читают, пишут комментарии и ставят реакции. Для бизнеса это и площадка для формирования сообщества вокруг бренда, и эффективный способ получить качественную обратную связь.

Как можно использовать Telegram для выстраивания коммуникации с целевой аудиторией:

  • Делиться полезной информацией, рассказывать о продуктах и услугах.
  • Обеспечивать техническую поддержку 24/7: Telegram-боты могут быстро обрабатывать большое количество обращений от пользователей и выдавать ответы на часто задаваемые вопросы.
  • Привлекать трафик на внешний сайт.
  • Использовать интерактивы: списки, опросы, стикеры или игры.

Несмотря на то, что в Telegram можно достичь высоких показателей вовлеченности (гораздо выше, чем в других социальных сетях), каналы, продвигающиеся случайным образом, рискуют потратить время и средства впустую. Только четкий план с целями, сроками, этапами и измеримыми показателями приведут к результату.

Говоря о построении маркетинговой стратегии в Telegram, сразу хочется отметить, что сложнее – не значит лучше. Мессенджер обогатился инструментарием, и если пытаться использовать все и сразу, то можно не получить результат и прийти к ошибочному мнению, что ничего не работает. Отличия Telegram от других социальных сетей в том, что на площадке не действуют алгоритмы, определяющие, что показывать, отсутствуют «умная» лента и органический прирост аудитории.

Что должна в себя включать стратегия продвижения в Telegram

  • Портрет целевой аудитории. Проанализировать ЦА поможет поиск по тематическим сообществам (например, через сервисы аналитики TGStаt или Telemetr) или опрос (можно публиковать в открытых чатах других пользователей).
  • Построение контент-стратегии. Нужно вести Telegram-канал так, чтобы его хотелось читать. Идеально сочетать полезный контент с развлекательным и выбрать подачу от первого лица.
  • Создание воронки продаж (для монетизации бизнеса и личного бренда). Специфика построения воронки продаж в Telegram – возможность ее автоматизации с помощью ботов и качественное взаимодействие с потенциальным клиентом на каждом этапе – это важнее, чем сам факт «затягивания» в воронку.
  • Анализ эффективности продвижения. В сервисах аналитики Telegram можно тестировать креативы, отслеживать влияние публикаций на вовлеченность пользователей и конверсию, а также оценивать прирост аудитории и удержание (количество подписчиков, которые читают канал в течение длительного времени).

Как правильно подобрать инструменты продвижения

Теперь разберемся, что значит ориентироваться на специфику бизнеса. Дело в том, что для разных целей подойдут разные инструменты.

1. Цель – раскрутка Telegram-канала для размещения рекламы или дальнейшей продажи

Размещение рекламных сообщений в Telegram-канале – один из основных способов монетизации своего сообщества. Платные посты приносят реальный доход для владельцев каналов.

Увеличить показатели канала помогают следующие инструменты:

  • Регулярный постинг. Оптимальное время для постинга в Telegram – с 10 до 12 в рабочее время и с 17 до 19 часов, а B2B-контент лучше всего размещать вечером и в выходные дни.
  • Качественный и релевантный контент. По уровню вовлеченности аудитории в Telegram лидируют каналы, где публикуется контент, завязанный на личности автора, лайфхаки, околотематика, картинки и фото. Важно учитывать, что в Telegram преобладает читающая аудитория, поэтому обилие мемов, чередующихся со скучными лонгридами в инфостиле могут привести к отпискам и отключению уведомлений. А вот свободный авторский стиль, попадание в ToV своей аудитории заходит на ура.
  • Привлечение трафика с других площадок. В плюс пойдет любая возможность саморекламы: размещайте ссылки на свой Telegram-канал на других площадках, как внутренних, так и внешних.
  • Взаимопиар – публикуете пост о другом канале у себя, а он размещает информацию о вас.
  • Подборки – это когда несколько каналов рекламируют друг друга и организатор добавляет туда спонсора. Инструмент подходит только для продвижения каналов.

Гивы, розыгрыши и любой другой мотивированный трафик считается в Телеграмме «мусорным» и к каналам, которые продвигаются данным путем, рекламодатели относятся с большим скептицизмом. Лишь мизерный процент целевой аудитории может прийти с таких активностей.

2. Цель – продвижение личного бренда/продажа инфопродуктов

Чтобы монетизировать свою экспертность посредством Telegram, необходимо привлечь на канал целевую аудиторию. Существуют несколько способов эффективного увеличения трафика, которые хорошо работают в синергии: покупка рекламы в тематических Telegram-каналах (посевы) или запуск через платформу Telegram ADS. Остановимся подробнее на каждом из этих инструментов.

Посевы – это платные рекламные размещения на других каналах по договоренности с владельцем / менеджером канала. Посевы рассчитаны на широкую аудиторию без ранжирования по интересам и могут включать в себя выгодные предложения, лид-магниты или промокоды. Часто такой контент выглядит как рекомендация автора канала, потому носит название нативной интеграции.

Совет: не размещайтесь в Telegram-ботах. Это сомнительный способ продвижения, поскольку статистика непрозрачная и можно легко накрутить синтетический трафик, что и делают недобросовестные специалисты. Придерживайтесь правила: «Чтобы у вас на канале не оказалось ботов, обходите стороной ботов».

Telegram ADS – автоматизированная реклама от самого мессенджера в виде небольших сообщений до 160 знаков, которая отлично подходит для крупных компаний. В целом, сервис неплохо работает в продвижении как каналов, так и продуктов/услуг, однако этот вариант ощутимо уступает посевам. При посевах можно рекламироваться с помощью полноценного рекламного текста и превью (картинка + видео), а в случае с ADS есть лишь небольшой кусочек текста. Само собой, таким образом практически невозможно качественно выделить целевую аудиторию и подписчики будут приходить холодными, что повлечет дополнительные траты на отдел продаж/контент.

На практике, ввиду отсутствия органического прироста трафика, увеличить аудиторию в Telegram в сравнительно небольшой срок можно только через рекламу.

Как выглядит стратегия:

  1. Разработка нескольких не слишком объемных креативов (рекламные лонгриды не очень работают в Telegram).
  2. Подборка пула площадок с целевой аудиторией под бюджет.
  3. Тестирование.

Совет: начинать лучше с маленьких каналов, чтобы выявить самый эффективный креатив. Для этого достаточно 2-3 размещений каждого поста, когда лучший вариант будет выявлен, можно начинать полноценную рекламную кампанию.

Еще один совет: бюджет лучше реализовать в максимально сжатые сроки, потому что хорошие рекламные посты быстро расходятся. Если же бюджет не выходит за сумму 3-5 млн рублей, то посевов будет более чем достаточно, чтобы реализовать бюджет максимально эффективно без повторных размещений на одних и тех же каналах. В случае увеличения рекламного бюджета можно и нужно использовать возможности Telegram ADS. Не обязательно пополнять счет на несколько миллионов долларов, лучше обратиться в агентство и провести тесты с меньшими суммами за умеренную комиссию.

3. Цель – продажа товаров и услуг в Telegram

Согласно ежегодному опросу Яндекс Маркет и GfK Rus, число онлайн-покупателей в России за последние пять лет выросло почти вдвое, а доля покупок со смартфонов и планшетов превысила 67%. Покупая с мобильных устройств, люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами. Запуск интернет-магазина в Telegram отлично подойдет для малого бизнеса и нишевых продуктов и услуг.

Telegram-магазин – платформа, созданная с помощью чат-бота, где можно продавать и покупать одежду, электронику или продукты питания. Четкий алгоритм и функционал конструктора, а также привычный для пользователей интерфейс мессенджера помогут компаниям охватить более широкую аудиторию и увеличить продажи.

Разработка сайта с нуля или мобильного приложения – это зачастую долго и дорого. А в Telegram создание интернет-магазина может занять несколько часов. Все зависит от ассортимента товаров и четко продуманных алгоритмов.

Как выглядит стратегия?

  • Привлечение трафика на основной канал компании. Для начала стоит познакомить потенциальных покупателей с продуктами бренда. Здесь работают стандартные схемы продвижения: нужно отладить качественный пост для посевов и организовать системные закупки трафика. Далее уже можно думать о настройке работающего канала продаж.
  • Уделить внимание качеству контента. Например, если вы продаете экопродукты, начните с ликбеза: рассказывайте подписчикам, что такое ответственное потребление, как правильно сочетать продукты питания, какие мифы окружают товары с приставкой «eco» и «bio»... Так вы будете повышать ценность продукта и формировать на него спрос. Под основным контентом, фото и видео обязательно оставляйте ссылку на продукт в боте.

Далее идет этап создания онлайн-магазина, здесь необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Подключить BotFather, создать и запустить нового бота.
  2. Добавить логотип в качестве аватара, дать ссылку на аккаунт менеджера для обратной связи и на основной канал бренда.
  3. Чтобы добавить товары, настроить параметры доставки и прием платежей, необходимо воспользоваться сервисами, например, Botobot, PuzzleBot, LavkagramBot и др. Есть как бесплатные, так и платные тарифы с расширенным функционалом.
  4. Когда все этапы пройдены, кнопкой «Запустить» нужно активировать бота.

С помощью бота продавец может составлять каталоги продукции, быстро обрабатывать заказы, настраивать уведомления об акциях, новинках и распродажах. Пользователь имеет возможность добавлять товар в «Избранное», получать обратную связь от менеджера и оплачивать покупки непосредственно в мессенджере. Можно настроить покупки только в боте и не переводить трафик на канал – это удобно и быстро, однако практика показывает, что людям намного важнее купить эмоцию или пользу.

*****

Стратегия продвижения в Telegram позволяет быстрее развиваться на площадке и увеличивать продажи с учетом понимания специфики мессенджера и целей бизнеса.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Елена Рыжкова
Генеральный директор, Нижний Новгород

Статья хорошая, но дьявол как и обычно в деталях, которые здесь аккуратно скрыты)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.