«Главред» – это сервис, позволяющий очистить текст от словесного мусора. Таким видят его пользователи. Воспринимают только как сервис. Но на деле это бизнес, а сервис – его исток.
«Главред»: начало
Сервис по проверке текста «Главред» создали в 2014 году Максим Ильяхов и Анатолий Буров. У первого, на момент создания, уже был опыт в редактуре. В 2012-2014 годах Максим работал в «Мегаплане». Статьи об информационном стиле он писал уже тогда, но на своем сайте.
До «Главреда» таких сервисов не было. Были подобия, где можно проверить текст на водность, тошноту, но не более. Проводились лекции о слабых глаголах, канцеляризмах. Максим Ильяхов первым воплотил эти лекции и уроки в сервис. Но первое время о «Главреде» мало кто знал, ведь «Ильяхов и Ко» не рекламировали свою площадку так, как это делают другие.
Не было закупок рекламы. На Facebook Максим иногда публиковал новости о появлении, а затем и нововведениях «Главреда». И капля рекламы была от дизайнера и блогера Ильи Бирмана. Сейчас последний вместе с Ильяховым дает ответы на «Главреде».
Одной возможности проверять текст недостаточно, подумали основатели, и завели блог. Стандартный прием в SEO-оптимизации – создать блог, экий журнал, чтобы выдвинуть сайт в топ под эгидой читательской площадки. Но пока одни делали такие блоги ради блога, Максим Ильяхов сделал его по канонам «Яндекса». Иными словами, его статьи помогали пользователям. К тому же, на сайте есть виджет, через который можно сделать репост сервиса.
Информационный стиль, который исповедует Максим Ильяхов, позволяет излагать мысли проще, без витиеватых оборотов. Он используется в рекламе, маркетинге, в литературе – технической и профессиональной. Шаг в выборе аудитории сделан верно. Статьи, в которых говорилось об этом стиле, помогают редакторам в написании статей. К чему это мы?
Нельзя просто так взять и не рекомендовать полезную вещь другим. К капле рекламы в социальных сетях добавилось сарафанное радио. Да и перелинковка была. Причем уместная.
Впоследствии появилась небольшая аудитория читателей блога. У читателей были свои вопросы, мнения, разногласия. Люди активно интересовались, что и как. Обсуждения – активность. А последнее помогло в продвижении. Пользователи задавали вопросы, а они сыграли роль ключевых запросов. И, например, на запрос в интернет-поиске «что такое газетный штамп», в топе ссылок показывался «Главред».
Но это не все.
Почтовая рассылка
Статьи о пользе информационного стиля давали понять пользователям, как писать надо и как не стоит. Но статьи публиковали не так часто, да и не все термины объясняли: русский язык ведь велик и богат. И Максим Ильяхов ввел в оборот почтовую рассылку. У него уже был опыт в этом: раньше сам был редактором почтовой рассылки разработчика CRM-систем «Мегаплан».
Рассылка «Главреда» была сделана в двух вариантах. Первый бесплатный: в этих рассылках рассказывалось об общих проблемах в написании текстов. И раз не надо платить – почему бы не воспользоваться и не посоветовать коллегам полезную вещь?
Второй вариант рассылки – первый акт монетизации проекта. Здесь уже было больше статей, больше тем. И, помимо этого, были практические задания, которые проверял сам Ильяхов. Рассылка называлась «Продвинутый курс Главреда». То, что есть практика – плюс. То, что проверяет не копирайтер с фриланса, а Максим – тоже плюс. Это оценили пользователи, поэтому и подписывались. К 2016 году на продвинутый курс «Главреда» было подписано уже 2000 человек.
Так образовывалась «новая школа», о которой сейчас говорят продающие копирайтеры.
Школа редакторов
Следующий этап – этап монетизации начался летом 2015 года. Максим Ильяхов основал школу редакторов. Эта школа – аналогия «Курса Главреда». Обучение – дистанционное, заданий – больше. Максим заявлял, что обучение в этой школе поднимет уровень текстовиков. Но людей мотивировало и манило не это заявление. Лучшие редакторы получали место в «Дизайн-бюро Артема Горбунова», «Тинькофф Банке» и других компаниях – партнерах проекта. Понятно, почему на школу редакторов такой спрос.
К этому моменту популярность «Главреда» возросла. Статьи стали читать не только редакторы, но и работодатели. И тогда Ильяхов открыл биржу редакторов. На этой бирже начисляются очки за пройденный продвинутый курс, за обучение в школе редакторов и прочие задания. Тот, у кого больше баллов, поднимается на первую позицию и именно его видят работодатели.
Никуда без конкурсов
В последнее время Максим Ильяхов организует конкурсы редакторов. Например, конкурс на MTV. Победитель получает возможность работать на известном телеканале и денежное вознаграждение. Но самое примечательное здесь другое – прием работ. Отправлять задания нужно не по почте, а публиковать на странице в социальных сетях с хэштегом. Реклама в деле. Пусть «Главред» обрел немало читателей, без рекламы по-прежнему никуда.
Продолжение темы
И на этом все не заканчивается, Максим Ильяхов расширяет границы деятельности. Появился новый курс о дизайне текста. Книгу «Пиши, сокращай!», написанную вместе с Людмилой Сарычевой, сменяет книга об информационном стиле. Ведется блог о редактуре на английском языке. На канал «Главреда» в Telegram подписались уже 13 тыс. пользователей.
Да, есть копирайтеры, недовольные «Главредом», так как произведения Толстого оцениваются в нем на шесть баллов из десяти. О них он написал следующее:«Для меня отказ от проверки в «Главреде» – признак дилетанта. Все копирайтеры, которые жаловались мне на «Главреда», на деле оказались профнепригодными».
Те же критики не понимают, почему редактор должен не только уметь писать, но при этом верстать и делать плакаты. У Ильяхова на это убедительный аргумент: он советует то, что ему самому позволило стать профессионалом. Будучи редактором, именно он написал код «Главреда».
Фото: maximilyahov.ru
"Пиши, сокращай" - идея отличная, жаль что Толстой не жил в наши дни, может, одной проблемой у школьников было меньше )))