Планируете оптимизировать процессы? Разница BPM- и ECM-систем

Пришло время для компаний заняться ускорением, особенно, если вы чувствуете, что машина вашего бизнеса постепенно увязает в болоте, давно проложенные маршруты бизнес-процессов больше не помогают, а привычная дорога заросла дебрями законодательства. Перемен требуют уже не только сердца, но и отрицательная динамика показателей финансовой отчетности.

Когда управление традиционными материальными ресурсами исчерпало свой потенциал оптимизации, в качестве «источника жизни» для компании все чаще используется концепция процессного управления (BPM – business process management). Бизнес-процессы рассматриваются как особые нематериальные ресурсы предприятия, которые могут непрерывно адаптироваться к изменениям и обеспечивают перспективы роста при грамотном использовании. Применяя BPM, компания получает ответы на вопросы: какая работа, когда и где выполняется, для чего это нужно и кто несет ответственность.

Для анализа, оптимизации и повышения прозрачности бизнес-процесса рынок информационных технологий предлагает широкий спектр BPM- и ECM-систем. Если применимость BPM-систем для управления бизнес-процессами не вызывает вопросов, то как здесь могут помочь ECM-системы, предназначенные для управления корпоративным контентом?

При чем здесь ECM-системы?

Любой бизнес-процесс неразрывно связан с информацией. Ее необходимо хранить, анализировать и использовать. Ни одно производство невозможно без своевременных поставок, обеспечиваемых складским учетом. Ни одно управленческое решение не может гарантировать успех организации в будущем, если оно не опирается на данные о текущем состоянии дел и предыдущий опыт.

Бизнесу требуются комплексные решения – системы, сочетающие в себе функциональность для управления контентом и процессами. У BPM-систем есть модули для управления корпоративным контентом, а ECM-системы предоставляют возможности для передачи контента по настроенным маршрутам, управления потоками работ, назначения рабочих задач.

Цель управления бизнес-процессами – это развитие компании в долгосрочной перспективе. Цель одна, но системы разных классов предлагают для ее достижения разные пути.

Для чего моделируются процессы?

Цель проектирования бизнес-процессов в BPMS (Business Process Management System) – анализ и улучшение процессов, которое подразумевает проработку разных вариантов реализации работ, организационной структуры и ключевых задач. При этом для формирования полной картины требуется глубокая проработка взаимосвязей всех процессов, возможно включение элементов, которые не затронет автоматизация (действия, которые выполняются за рамками системы, неавтоматизированные пользователи).

Если провести параллель с транспортной компанией, BPMS позволяет смоделировать несколько маршрутов и выбрать из них самый оптимальный.

Цель проектирования в ECM – управление взаимодействием и повышение прозрачности только тех процессов, которые планируется запускать в работу. Оптимизация и анализ разных вариантов реализации верхнеуровневых процессов осуществляются только на этапе проектирования системы. Когда система введена в промышленную эксплуатацию, возможна оптимизация каждого отдельного процесса за счет сокращения времени на исполнение этапов, объединения или исключения действий.

Возвращаясь к примеру с автомобилем, ECM-система обеспечивает безукоризненное следование выбранному маршруту и незначительные его корректировки при следующей поездке.

Визуальное представление

ECM-системы, как правило, не поддерживают возможности использования разных нотаций, их инструменты моделирования спроектированы для быстрой настройки бизнес-процесса и его наглядного отображения, понятного исполнителям и руководителям.

Схема бизнес-процесса в ECM-системе напоминает рисунок маршрута от одного города до другого с подробным описанием поворотов, чтобы водитель не запутался в пути.

Пример моделирования процесса в ECM-системе (СЭД)

Для кого?

На предприятии полноценное использование BPM-систем необходимо узкому кругу специалистов: тем, кто управляет процессом в комплексе, владельцам процессов и руководителям проектов.

ECM-системы позволяют ставить задачи, оперативно отслеживать их исполнение. Это удобно для рядовых сотрудников, которым необходимо выполнять свои функции и не требуется видение картины в целом. Это сравнимо с тем, что водителю грузовика, перевозящему груз, не нужно понимать сложные логистические цепочки, обеспечивающие своевременную поставку, ему нужно довезти груз до указанного места.

Какие процессы?

BPMS позволяет моделировать сложные верхнеуровневые процессы, например, производство продукции, организация закупок.

ЕСМ-инструменты используются, в первую очередь, для процессов, привязанных к документам. Например, заключение и исполнение договора, проведение совещаний и исполнение работ по протоколу, обработка корреспонденции и внутренних документов.

***

Выбор класса системы определяется задачами оптимизации, но какую систему вы бы не выбрали, при правильном использовании она принесет вам конкурентное преимущество в виде ускорения процесса, повышения его управляемости и более качественного обслуживания клиентов. Выбирайте комплексные меры: используйте функциональность BPMS для построения оптимального маршрута, а ЕСМ – для наполнения бизнес-процессов топливом информации.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Олег Севодин, Борис Кириллов
Партнер, Красноярск

После прочтения статьи почему-то вспомнился Петр I, с его "лихой и придурковатый"... ))) ну ничего, и это пройдёт

Консультант, Москва

Не совсем понятна связь моделирования (любым инструментом) и оптимизации. КМК это очень разные и не всегда связанные процессы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.