Что отличает российскую экономику в срезе цифровых компетенций

Быстрое развитие цифровых технологий увеличивает возможности компаний как в финансовом, так и в технологическом плане. Оценить способности организаций использовать технологии в рамках своих бизнес-процессов может Индекс цифровой компетентности (DigitalIQ), о котором рассказала партнер компании PwC Светлана Медведева в рамках Санкт-Петербургского конгресса IT-директоров «Белые ночи». Светлана представила основные блоки еще не вышедшего в публичный доступ исследования за 2018 год.

Разные стремления

По итогам опроса среди 2,2 тысяч респондентов из 60 стран, компании, использующие цифровые технологии, можно условно разделить на четыре категории в зависимости от стремлений:

  1. Охотники за эффективностью
  2. Новаторы
  3. Реформаторы
  4. Отраслевые первопроходцы

Охотников за эффективностью отличает применение цифровых технологий для более продуманного и быстрого ведения бизнеса. Таких компаний в мировых масштабах не много – всего 21%. В России же это самая многочисленная категория – 51% от всех респондентов.

Как правило, цифровизация здесь является синонимом IT и включена в общую корпоративную стратегию. Благодаря подкованности сотрудников и руководителей в цифровых технологиях, такие компании меньше остальных боятся коренных изменений, вызванных диджитализацией. Заботу о своих специалистах в таких предприятиях ставят едва ли не выше клиентского опыта.

Новаторы стремятся нарастить новые компетенции и ресурсы для модернизации бизнеса. Это самая обширная категория в мире (36%), но одна из самых небольших в России (16%).

Как и предыдущая группа, новаторы включают цифровизацию в общую стратегию, но расширяют ее понимание до всех инвестиций на технологические интеграции во все составляющие бизнеса. Несмотря на подкованность сотрудников новаторы опасаются цифровых технологий и изменений, которые те могут принести за собой.

Реформаторы идут по пути изменения базовой бизнес-модели компании для переосмысления ее деятельности. Это 30% отечественных предприятий (вторая по количеству группа) и 23% всего мирового бизнеса.

Знания и удовлетворенность сотрудников здесь ценят гораздо выше клиентского опыта. Лидеры бизнеса гораздо меньше разбираются в диджитал. По их мнению, цифровизация выходит за рамки технологий и отражает образ мышления, нацеленный на инновации и оптимизированный процесс принятия решений. Только в одном случае из трех цифровизация включена в общую корпоративную стратегию.

Отраслевые первопроходцы готовятся к выходу на новые рынки или к ведению бизнеса в новых отраслях. Примечательно, что несмотря на одинаково небольшой долю в общем срезе, в России таких первопроходцев в 4,5 раза меньше, чем в мире: 4% против 18%.

Они также как охотники за эффективностью считают цифровизацию синонимом IT, но во главу угла ставят важность клиентского опыта. Видят реальные угрозы, которые стоят за диджитализацией и не имеют обширных знаний в области цифровых технологий как среди сотрудников, так и в руководстве.

Исследование PwC "Digital IQ 2018"

Формула успеха

Чтобы достичь успеха, следует объединять усилия. Так, формула состоит из нескольких этапов: выбор пути, подбор квалифицированных кадров из области интернета вещей или роботизации, контроль и лидерство. Учитывая, что в мире и России главной проблемой является нехватка профессионалов в этой области, именно этот этап может стать проблемой в будущем. Также среди обозначенных барьеров – неэффективный подход к побору персонала и отсутствие поддержки в организации.

Подводя итоги, можно сказать, что российскую экономику отличает стремление к повышению эффективности внутренних процессов и переосмысление собственной деятельности. На мировой арене таких явных трендов нет, однако в сравнении с Россией здесь почти в 5 раз больше первопроходцев, готовых покорять новые отрасли и внедрять новые продукты.

Еще одним важным выводом исследования является то, что сейчас лишь очень небольшая группа респондентов понимает, что за цифровизацией стоят не только IT-инвестиции, а гораздо более масштабный процесс смены парадигмы мышления, о которой много пишут лидеры рынка. Это говорит о низкой конкуренции среди компаний нового формата и возможностях для тех, кто сумеет вовремя распознать тренд.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.