Галина Острикова, «Школа личных финансов»
Когда речь заходит о рыночной ценности конкретного человека, то всегда очень сложно перевести ее в денежный эквивалент. И часто лишь уровень зарплаты хоть как-то может пролить свет на то, сколько человек реально стоит.
Я долго искала ответ на этот вопрос, потому что на этот показатель влияет очень много факторов, и поэтому конкретной формулы расчета нет, а это тормозит процесс развития человека и формирует его нежелание работать с этой экономической категорией.
К примеру, кадровые агентства, работающие с высококвалифицированным персоналом, используют формулу, в которой образование умножается на стаж, а потом вводится в степень удачной конъюнктуры и делится на тенденции рынка. Но в этой формуле слишком много неизвестных. И как ее можно использовать обычному человеку, который хотел бы знать свои реальные показатели хотя бы один раз в месяц?
Недавно, прослушивая в очередной раз аудиопрограмму Наполеона Хилла «Думай и богатей»,я случайно услышала формулу расчета рыночной стоимости, которую нигде не встречала раньше. В книге этого автора, которую я не раз читала, этой формулы нет. Видимо, переводчик, не счел эту информацию очень важной и выбросил одну строчку из переводимого текста. Так вот, согласно Наполеону Хиллу, мозги – это капитал. И стоят они не дешевле денег, а часто значительно дороже, поэтому отдачу от «мозгового» капитала можно просчитать по принципу расчета любой инвестиции, когда в качестве альтернативы вложений рассматривается банковский депозит.
Исходя из этого, отдача от ваших «мозгов» – ваш годовой доход – равна доходу по банковскому депозиту. И если доходность по вкладам в банке сегодня где-то 10% (можете подставить точную цифру по вашему региону) , то очень просто вычислить стоимость ваших «мозгов».
Например, если ваш доход сегодня составляет 13 тыс. руб. в месяц, то ваша рыночная ценность равна 1560 тыс. руб. (13000 х 12 х 100 / 10).
Неплохая сумма, не правда ли? Может, вы себя недооцениваете?
Однако здесь есть «маленький» нюанс. Чтобы «обналичить» эту сумму и обеспечить себе средства к существованию, если нет реального денежного капитала и если вы не знаете альтернативных способов использования своего «мозгового капитала», приносящего доход без вашего участия, то есть не умеете «подключать рычаги» к использованию своих мозгов, то вам надо постоянно продавать свою способность что-то делать на рынке труда. Плюс ко всему, если вы не знаете, о каком именно капитале идет речь, когда мы говорим о «мозгах», то хочу заметить, что «мозги» – это не набор знаний.
Вам платят не за знания!
Дело в том, что знания в мире, в котором мы сегодня живем, обесцениваются с огромной скоростью, так что если вы закончили учебное заведение более пяти лет назад и за это время никак не повысили уровень своей профессиональной компетенции, то ваша рыночная ценность практически равна нулю. И скажите спасибо работодателю, который еще вам что-то платит! Вероятно, он плохо умеет считать свои реальные затраты. Но кризис, как ни печально сегодня об этом говорить, уже заставляет и его вносить коррективы в свою деятельность и приводить вашу реальную стоимость в соответствие с ее денежным эквивалентом. И если раньше вы не хотели об этом даже думать, то теперь от решения этого вопроса вам никуда не уйти.
Так что же может реально приносить вам доход?
Не амортизируется (не изнашивается со временем и не обесценивается) только ваша способность что-то делать с этими знаниями, если вы используете свои знания для создания полезных услуг или организации возможностей других людей для производства этих услуг, и только в том случае, если вы постоянно наращиваете свой потенциал, обновляя тот «пакет знаний», который у вас был изначально.
Теперь вы понимаете, почему с годами вам все труднее найти себе работу и почему с годами ваш доход не увеличивается?
Как рассчитать, сколько денег можно вложить в образование и стоит ли это делать вообще?
Вы можете использовать для этого все тот же подход, что и для расчета своей рыночной ценности. Однако ваш выбор вида обучения должен быть точно «завязан» на конечный результат. Вы должны четко знать, зачем вы собираетесь чему-то учиться и на какую финансовую отдачу вы можете после этого рассчитывать. А иначе зачем нести дополнительные расходы?
Пусть даже вы не знаете конкретных цифр, но приблизительный уровень дохода специалистов того или иного уровня всегда можно найти в интернете. Вот и представьте, что вы решили получить образование сами или дать его своему ребенку (в отношении детей это особенно актуально).
За шесть лет обучения (бакалавриат и магистратура) при стоимости обучения, например, 45 тыс. руб. в год ваши затраты составят 270 тыс. руб. Не забывайте еще о том, что все эти шесть лет ребенок будет находиться на вашем содержании и хотя бы в 3–5 тыс. рублей в месяц он будет вам обходиться. Если, конечно, он не уехал учиться в другой город – тогда затраты будут выше. Так что смело увеличивайте расходы еще на 360 тыс. руб., которые рассчитываются так: (5 тыс. руб. в месяц) х 12 (количество месяцев году) х 6 (количество лет).
Таким образом, ваши вложения в своего ребенка, или в себя, составят 630 тыс. руб.
А теперь давайте посчитаем , будет ли такой подход «лучшей инвестицией», как думают те, кто считает, что вложения в себя – это лучшая форма вложения денег? И в каком случае эти инвестиции будут оправданы?
Так вот, отдача, которую вы должны ожидать от этих вложений в виде ежемесячной заработной платы, должна быть не меньше, чем 5250 руб. ((630 тыс.*10%) / 12 месяцев). Эта минимальная сумма для человека без опыта (из расчета региональных расценок на образование).
Так что если молодой человек, который только что закончил высшее учебное заведение, ожидает зарплату больше (а претензии молодежи на размер заработной платы ох, как высоки), то у него должны быть веские основания для таких ожиданий. Есть ли у него список навыков, которые помогут предприятию получить больше прибыли? Если нет – тогда, может, засучить рукава и начать эти навыки нарабатывать? А если ему все-таки удалось найти работу с большим доходом, то это просто аванс, который еще предстоит отработать. Это размер ожиданий работодателя, которые еще надо оправдать.
Если же брать человека с опытом, то плюсуйте то, что имели (1560 тыс. + 270 тыс.), и высчитывайте ожидаемый доход(1830 тыс. *10% / 12 = 15250 руб.).
Это то, что вы хотели получить от своего образования?
И если бы вы знали заранее, что именно вы хотите получить от вложенных денег, то какое бы отношение у вас или у вашего ребенка было к процессу обучения? Что именно вы ожидали бы получить от преподавательского состава? И как относились бы к работе, если бы у вас было точное понимание, что такое рыночная ценность и как научиться извлекать из нее деньги в вашей сфере деятельности? И сколько вообще надо тратить на образование, и какие именно вам нужны знания на данный момент времени? Вот почему вам нужно взвешенно подходить к своей способности что-то делать и рассчитывать оптимальное количество ресурсов на каждый момент времени.
В свете этих размышлений меняется и отношение к финансовому резерву и созданию капитала, о котором постоянно «трубят» финансисты, и я в том числе. Если ваш «мозговой капитал» постоянно обесценивается, то вам просто необходимо иметь реальный денежный резерв, равный по стоимости 10% от вашей рыночной ценности (в нашем примере – не менее 156 тыс. руб. (10% от 1560 тыс. руб.). Почему именно столько? Это необходимо для того, чтобы, по крайней мере, за счет него обеспечить себе средства на восстановление физических сил и иметь возможность съездить в отпуск. Этакая «тринадцатая зарплата», которую смело можно потратить лично на себя.
Откладывание части своего дохода – это необходимый процесс создания реального капитала, альтернативного вашей стоимости, который физически не изнашивается. Ну, если, конечно, вы не будете держать его под матрацем или в стеклянной банке. И даже если ваша рыночная ценность будет постоянно увеличиваться, то альтернативный капитал вам все равно нужен! Вы же не собираетесь работать до самой смерти?
Хотите вы этого или нет, вы живете в рыночных условиях, и поворота вспять не предвидится, даже не надейтесь. И потому вам придется высчитывать свою рыночную стоимость с точностью до копейки и учиться извлекать из нее больше, чем 10% в год, потому что 10% – это мало! Уже сегодня вы можете получать больше, если научитесь приносить больше пользы, используя те знания, умения и навыки, которые у вас есть. Как сказал Наполеон Хилл, «хорошие мозги, если их правильно преподнести, являются более перспективным товаром, чем какой-либо другой» и могут принести гораздо больше, как это бывает в случае с настоящими инвестициями, чем доход от банковского депозита.
Так что есть, о чем призадуматься. Конечно, в том случае, если вы хотите жить лучше, чем живете сейчас.
Также смотрите:
Фото: pixabay.com
Правильная статья. Ещё интереснее было бы рассказать про Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению В 1992 г. он получил Нобелевскую премию по экономике за то, что на основе такой простой формулы объяснил как люди принимают решения об инвестиции в образование детей, себя и персоналаКратко о его работах можно прочитать здесь http://www.libertarium.ru/libertarium/68397 (в статье Р.И. Капелюшникова)Спасибо!
Совсем бестолково. Как говорили в одном хорошем фильме - 'идите с этим в банк'. При з/п 15К руб. рыночная стоимость 1,5М? И? Кому пудрить мозги? Или это инструкция для похититеей - при з/п в 15К просите 1,5М. Ага. А уж чтобы скопить 150К при такой з/п... Вы о чем? При идеальном раскладе и полнейшей экономии это 2 года по минимуму. Если это коненчно не реклама очередной финансовой пирамиды - у вас всего 15К, да вы же стоите 1,5М, а вам для счастья надо 150К. придите ко мне и я вас на... (учу или что то еще).
[b]Александр Скакунов,[/b] , нет, ошибки нет. Насколько я понимаю, автор имел ввиду стоимость 'мозгов' в размере 1 560 000 руб., если з/п составляет 13 000 руб. в месяц.1 560 000 * 10%(годовой процент) = 156 000 руб. (годового дохода) / 12 месяцев = 13 000 руб. з/п в месяц.На мой взгляд, автор однобоко подходит к теме подсчета стоимости.Как минимум, не учтены рыночные механизмы спроса и предложения, которые порождают ту самую стоимость 'мозгов' в виде заработной платы. Расчет цены исходя из затрат на создание товара, так же на мой взгляд, не приемлем. А где же 'добавочная' стоимость? Вообщем, вопросов много. Пойду, прочту еще раз.
'.....Слушая пап, не пугайся, ..... если я действительно стою сто тысяч мильонов, то нельзя-ли мне получить немного наличными чтобы купить собаку....'Малыш.
Что-то я не поняла, автор рассчитывает стоимость 'мозгов' (вроде как под этим понимается способность что-то делать со своими знаниями), исходя из текущей з/п владельца этих мозгов? Может, я чего-то не понимаю, но это похоже на попытку рассчитать стоимость банки варенья исходя из цены за эту банку в какой-нибудь 'Азбуке вкуса'. А если чья-то банка варенья продается у старушки в метро?Странная логика. Если мы берем за основу з/п - то к чему вообще сыр-бор? Обычно люди интересуются стоимостью себя, когда они недовольны своим доходом. То же и про образование - оценивать, сколько прибавит очередной диплом, следует из того, на сколько прибавят з/п после его получения.Или я упускаю что-то важное в этой статье?