Экспертное сообщество в России организовано хуже, чем в странах Запада: нет инфраструктуры, которая позволяла бы понять, кто есть кто. К тому же в области развития интернета российская экспертиза вторична: «Мы хронически считаем себя умными, хотя весь Рунет на 99% состоит из клонов западных проектов, ― говорит Тарханов. ― Мы, безусловно, можем выступать экспертами по клонированию бизнесов, но мы не можем быть экспертами по будущему. Если вам нужны эксперты по клонированию, ищите в России, если по будущему ― обращайтесь за рубеж».
Для того, чтобы понять, каким может быть завтрашний день того сектора, который его интересует более всего – интернет-торговля – Владимир Тарханов коллегами организовал форсайт «Интернет-торговля 2030».
У форсайта два смысла. Первый ― активный подход к будущему. Это тот случай, когда группа единомышленников объединяет силы ради воплощения в жизнь определенного сценария будущего. Второй – быть готовым к различным сценариям будущего. Одновариантного нынешнего состояния или будущего не существует. Всегда есть набор сценариев, и вы можете быть частью сразу нескольких, говорит Тарханов. Зафиксировано только прошлое.
После форсайта у вас на руках оказывается несколько сценариев будущего, они могут быть более или менее вероятными. Но когда вы знакомы со всеми сценариями, вы знаете, как действовать в час икс.
Одним из результатов форсайта для Владимира Тарханова стало понимание того, как будет происходить интернетизация – иными словами, как разные стороны деятельности человека будут все более и более втягиваться в интернет.
Другим результатом, возможно, неожиданным для тех, кто никогда об этом не задумывался, – конкуренция виртуальных товаров с реальными, когда человек будет покупать не реальные, вещественные продукты, а их виртуальные «симулякры». «Это станет возможным, когда сойдутся три тренда: технологический, экономический и социальный – я имею в виду, что продукт будет сделан, он будет доступен по цене и что его покупка будет воспринята обществом положительно».
Технология проведения форсайта в упрощенном виде разбита на пять этапов. Для начала надо правильно и глубоко осмыслить интересующие вас проблемные зоны, а затем столь же правильно вовлечь людей в решение этих проблем, говорит Тарханов. Что дальше?
1. С помощью экспертов первого уровня («знатоков») выясняете текущее положение дел и перечень «живых» экспертов.
«Знатоки» черпают знания из статей, конференций, форумов, выставок. Это не их знания, говорит Тарханов, напрямую форсайту они не помогут, зато лучше вас разбираются в текущих делах, поэтому подскажут структуру дискурса, тренды, интересы стейкхолдеров. Правда, расскажут они ровно то, что все и без того знают. Просто вы об этом еще не слышали.И главное ― «знатоки» укажут на «живых» экспертов (генераторов знаний).
2. С помощью заложенных в форсайте технологий самостоятельно прогнозируете, где могут возникнуть развилки сценариев, в каких точках тренды могут пропасть либо качественно измениться.
3. Интервьюируете «живых» экспертов, получаете более-менее структурированное представление о будущем. Во время этих же интервью составляете перечень стейкхолдеров (групп влияния).
«Живой эксперт» отличается от «знатока» тем, что обладает собственным практическим живым текущим опытом в интересующей вас сфере, говорит Тарханов. Например, «знаток» рассказывает, в каком направлении будет развиваться электронная коммерция, а «живой» эксперт ― какие тренды в будущем пропадут, в каком месте тренда произойдет слом, что разрушит тренд, и куда в таком случае пойдет капитал. Таких людей мало, но именно на них и надо выходить.
4. Обсуждаете сценарии будущего со стейкхолдерами.
В отличие от экспертов стейкхолдеры обладают способностью что-либо менять или не позволять что-либо менять. Некоторые люди могут быть и экспертами, и стейкхолдерами. Билл Гейтс, например. Имея на руках сценарии будущего, вы можете обсудить со стейкхолдерами, как они действуют, когда случаются те или иные события.
5. Превращаете интервью с экспертами второго уровня и стейкхолдерами в «дорожную карту». Начинаете «ходить» по карте.
Для кого организаторы форсайта готовят «дорожную карту»? В первую очередь для самих себя. Тарханов признается, что ему смешно видеть, как люди создают «дорожную карту» и на этом останавливаются, ожидая, что все вокруг спохватятся и побегут в указанном направлении. «В России думают: если ты заказал форсайт, то положишь итог исследования себе в карман и будешь круче всех, – замечает Тарханов. – Это не так. Форсайт не является секретным маркетинговым исследованием. «Дорожную карту» надо публиковать, необходимо подключать к обсуждению других людей. Если организатор и получает преимущество, то в том плане, что будет двигаться по карте, а все остальные ― лишь реагировать на его действия. А если не собираетесь двигаться, то лучше вообще за форсайт не браться».
Особенность интернета как среды состоит в том, что у него нет стейкхолдеров в традиционном понимании этого слова. Сеть с самого начала строилась как открытая система, в развитие которой может внести вклад каждый желающий.
Одним из результатов форсайта для Владимира Тарханова стало понимание того, как будет происходить интернетизация – иными словами, как разные стороны деятельности человека будут все более и более втягиваться в интернет.
Другим результатом, возможно, неожиданным для тех, кто никогда об этом не задумывался, – конкуренция виртуальных товаров с реальными, когда человек будет покупать не реальные, вещественные продукты, а их виртуальные «симулякры». «Это станет возможным, когда сойдутся три тренда: технологический, экономический и социальный – я имею в виду, что продукт будет сделан, он будет доступен по цене и что его покупка будет воспринята обществом положительно».