Эффективность: новая формула

Эффективность – это показатель, который постоянно становится предметом разноплановых дискуссий и обсуждений. Рассуждая в пределах проблематики бизнеса, под эффективностью обычно понимается, прежде всего, то, что на английском звучит как cost-effectiveness, термин, который описывает соотношение результатов и ресурсов, потребовавшихся для его достижения.

Недавно мне довелось побывать на одном тренинге, где данный показатель приводился в качестве критерия оценки работы подразделения продаж. Это и привлекло мое внимание к данному вопросу, так как мне показалось, что в массе своей понимание данного термина применительно к деятельности организаций носит весьма поверхностный характер.

Классическая формула расчета эффективности в приложении к экономической задаче может выглядеть как:

Эффективность = Результат/Затраты

Если мы примем количественное выражение числителя и знаменателя, например, денежное, то эффективность может быть оценена в сравнении с единицей как нейтральной величиной или с неким эталоном, который считается таковым для решения конкретной экономической задачи.

Проблема заключается в том, что данная формула будет справедлива только для закрытой системы, работающей по установленным правилам. А организации к таковым не относятся. Данная статья не является научным трудом, скорее, она суммирует некоторые теоретические и практические выводы и оппонирует распространенному, хотя и несознательному подходу к проблеме. Она призвана помочь взглянуть на прикладные вопросы вроде «повышения эффективности подразделения продаж», «увеличения объема сбыта при сохранении объема затрат на продвижение» и так далее под более адекватным углом.

Прежде всего, приходится признать, что организация – это социальная система, а не механизм, как неосознанно считают многие. Тут есть ключевые различия, которые носят принципиальный характер. Во-первых, механизм заранее предопределен и имеет функциональные ограничения, социальная система, наоборот, это динамическое поле, которое постоянно изменяется, контактируя с внешней средой, оно может совершенствоваться, качественно преобразовываться в нечто новое. Во-вторых, механизм демонстрирует устойчивый и предсказуемый результат, которого так хочет руководство и который определяется заложенными в него внутренними параметрами (производительность, качество), а результат действия организации заведомо нестабилен и гораздо менее предсказуем и прозрачен.

Второй важнейший элемент, который практически всегда упускается во всех новомодных и не очень методиках и методах управления бизнесом, – это тот факт, что организации в своем поведении преимущественно иррациональны. Это сложно принять, но, являясь социальной системой, организация состоит из людей, а принимаемые людьми решения обычно продиктованы рядом внутренних посылов, которые крайне сложно усреднить или проконтролировать.

Третий элемент связан с тем, что действующая организация является в каком-то смысле биологическим организмом, то есть существует целый ряд вещей, которые выходят за рамки отдельной личности, но, тем не менее, описывают и влияют на то, как функционирует организация, не имея ничего общего ни со структурой, ни с организационно-правовой формой. Можно даже сказать, что у каждой организации свой индивидуальный пульс. Мы видим выражение этого в негласной репутации организации, корпоративной культуре, менталитете, если она имеет ярко выраженные национальные черты.

Посредством всего этого организация неизбежно создает некоторый инертный контекст, в рамках которого и осуществляются любые внутренние изменения.

Это имеет целый ряд последствий, которые видны невооруженным взглядом и которые значительно затрудняют работу в случае, если не принимаются во внимание. Это может быть и несоответствие реальных целей на различных уровнях корпоративной иерархии декларируемым финансовым или организационным ориентирам, которые компания ставит перед собой. Это неопределенность, которую управляющее звено постоянно ощущает и к которой постоянно адаптируется. Это неформальные образования, не имеющие много общего с корпоративной иерархией, которые порой имеют гораздо большее влияние на бизнес, чем формальная власть и должностные инструкции. И многое другое.

Это приводит меня к мысли, что изначальную формулу экономической эффективности применительно к внутрикорпоративным изменениям стоит привести к следующему виду:

Эффективность = Результат/Затраты*E

где «Е» – интегральный коэффициент, отражающий силу и характер влияния организационного контекста.

Я подчеркиваю, что данная адаптированная формула не предлагается как средство для прикладных расчетов, а служит методом экспертной оценки эффективности проводимых в компании изменений.

В целом предлагаемый мной новый элемент имеет два основных аспекта.

Первый касается силы влияния организационного контекста. Тут сложно делать точные заключения, так как мы стоим на весьма зыбкой почве, но вполне можем заключить, что степень данного влияния различна и должна зависеть от определенных факторов. Я бы предложил обратить внимание, прежде всего, на степень централизованности структуры, общий бюрократизм организации, развитость корпоративной культуры, время деятельности организации, четкость видения и стратегии. Я рискну предположить, что чем выше данные параметры, тем сильнее будет влияние организационного контекста на проводимые изменения, и наоборот. Хотя, безусловно, данный список можно будет дополнить при более детальном изучении вопроса.

Второй аспект касается характера данного влияния. Не вдаваясь в дебри и рассматривая вопрос на общем уровне, характер влияния, так или иначе, будет либо положительный, либо отрицательный. Все мы знаем, что здоровый климат молодых и успешных старт-апов является одним из факторов их успеха, также как и то, что самые благие начинания глохнут в бюрократизированных структурах с фрагментированными зонами ответственности.

С практической управленческой точки зрения вышесказанное приводит нас к более богатому инструментарию, позволяющему более взвешенно взглянуть, когда и что стоит делать с компанией или ее частями, и почему именно так, а не иначе. А также позволяет понять, почему реальная отдача от проведенного обучения вдруг оказалась значительно ниже или выше, чем рассчитывалось, или почему одни подразделения компании показывают совершенно другой результат на вложенный доллар, чем другие, при схожей внешней среде, что, в свою очередь, является основой для дальнейших улучшений на плановой, а не случайной основе.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Эфективность = Затраты / Результат

И никакой коэффициент Е, носящий по существу сугубо алеатуарное и неисчисляемое на практике значение, не потребуется.

Менеджер, Казахстан
Согласен с тем, что формула Эффективность = Результат/Затраты не в состоянии точно или адекватно оценить эту самую эффективность. По той простой причине, что эффективность может измеряться в разных единицах, в зависимости от поставленных задач. А задачи, также могут быть иррациональны. Например, такая задача как нарисовать портрет девушки, который бы передавал тоску и одиночество. Или такая задача как, ближе к насущным проблемам, создать бренд, который бы ассоциировался со здоровым образом жизни. Но тогда мне непонятен этот самый интегральный коэффициент «Е». Что это такое, и как его вычислять? Есть ли примеры поставленных задач и оценки результатов с этим показателем в реальной жизни?
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Антон (Королев), если Вы всерьез заинтересовались необъятной темой эффективности, Вам следует побольше почитать авторов, которых Вы огульно ''задвинули'' в ''новомодные'', ''неадекватные'' и прочие уничижительные рамки. Прежде всего рекомендую почитать труды Омарова. Пока Ваша дневниковая запись (назвать ее статьей клавиатура не поворачивается) оставляет ощущение поверхностной (семинар навеял) 8)
По поводу серьезности - непонятно, на что умножается коэффициент Е - на числитель или знаменатель дроби? По Вашему написанию - на знаменатель, но подозреваю, Вы имели в виду другой смысл.
Желаю удачи!

Директор по маркетингу, Астрахань

Интересно, а почему только такой прямолинейный подход к опеделению эффективности?

Ведь эффективность может быть не только экономическая. В общем, на мой взгляд, эффективность - это способность получать результат.

Например, если это работа отдела, то описав желаемый результат от его работы можно по степени достижения этого результата судить об эффективности. А затраты можно включить в одну из характеристик результата :)
А если описать несколько возможных результатов от деятельности и присвоить им заранее степень эффективности, то до начала работы можно стимулировать объект на заданное поведение (если у него есть достижительная мотивация) :D Мы так делаем, эффект есть

Директор по маркетингу, Астрахань

Есть ощущение, что коэффициент Е нужен для придания значимости и туманности выполняемой работы, т.е. непонятно как его вычислить, зато можно провести тренинг или на консалтинге кому-то заработать :D :D :D

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Дмитрий Столыпин пишет: Мы так делаем, эффект есть
А эффективность? :D
Директор по развитию, Красноярск
Романов Николай пишет: Эфективность = Затраты / Результат
Это результативность, а не эффективность, Николай. Между этими понятиями большая разница. p.s. И даже результативность - это всё-таки Результат / Затраты. У Вас числитель со знаменателем перепутаны.
Аналитик, Екатеринбург

У-у-у-у... как тут всё...
1- поправочные коэф-нты в формулу вводят от незнания степени точности: чем больше к-нтов, тем больше незнания,
2- экономичность - получать ресурсы того же качества по минимально возможной цене,
3- результативность - производить то, что нужно (востребовано),
4- эффективность - производить ''правильно'', т.е. с максимально полным использованием ресурсов в том процессе, для которого они предназначены.

Теперь каждый для себя формулы составлять сможет :)

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай, Вы способны мечтать, думать, наблюдать? А какое это имеет отношение к данному вопросу ? В бизнесе любые мечтания чреваты лишними затратами, а в крайнем случае, - упадком всего бизнеса. >>Эфективность = Затраты / Результат >Это результативность, а не эффективность, Николай. Между этими понятиями большая разница. Я не случайно поменял их местами применительно к материалу автора. При расчетной части ''Результат / Затраты'' вы получаете некую усредненную исчисляемую долю затрат в составе каждой единицы результата. В случае смены мест числителя и знаменателя на ''Затраты/Результат'' - исчисляемую долю результата, приходящегося на каждую единицу затрат. В первом случае за основу принимается доля результата, во втором - затрат. Применительно к которым производится исчисление. Как следствие этого, если в первом случае и можно говорить о некоторой результативности, в то время как в моем - сугубо об эффективности, т.е. об объеме готового продукта на единицу затрат, а не об объеме затрат на единицу готового продукта, как в случае автора, который действительно можно ''обозвать'' результативностью, - в частности, результативностью использования средств для получения этой самой единицы продукта. Хотя, конечно, что, как и кому ближе. Поскольку за основу исчисления результативности берется единица готового продукта, к которой привязывается совокупность затрат, пошедших на ее производство, а не единица затрат, пошедшая на производство непонятно какой части единицы готового продукта. Впрочем, к предложенной автором трактовке величины ''Е'' это всё всё равно никакого отношения не имеет, поскольку при более внимательном рассмотрении она оказывается лишь частью ''Затрат'', а это значит, что по большому счету должна уже учитываться компанией как ''Затраты'', а не в виде некоего поправочного коэффициента или величины, на которые ''Затраты'' нужно домножать.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.