Куда катится рынок авто? Обзор ситуации в России

В марте 2022 года большинство ведущих иностранных автопроизводителей заявили о приостановке поставок в Россию и о паузе в работе собственных российских заводов. В страну прекращен экспорт автомобилей Audi, Bentley, BMW, Cadillac, Chevrolet, Citroen, Honda, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Nissan, Mercedes, Porsche, Skoda, Toyota, Volkswagen и Volvo. Ford на неопределенный срок остановил производство завода в Елабуге, Hyundai и Kia приостановили работу заводов в Санкт-Петербурге, а Renault приостановил работу завода в Москве.

При этом российские автопроизводители столкнулись с нехваткой компонентов из-за логистических сбоев и тоже были вынуждены временно приостанавливать работу. Так, «АвтоВАЗ» объявлял о временном режиме простоя в марте, затем о переносе корпоративных отпусков с июля-августа на апрель, и в итоге о приостановке работы до 11 мая, пишет «Интерфакс». «УАЗ» также объявил о длинных корпоративных каникулах с 30 апреля по 14 мая, таким образом, выпуск автомобилей не будет осуществляться на заводе полмесяца, сообщает «Российская газета». 

По итогам первого квартала 2022 года цены на подержанные автомобили выросли на 20–50%, пишет «Коммерсантъ».

К чему приведет эта ситуация? Будут ли заводы простаивать и дальше? Можно ли наладить производство российских комплектующих или закупку у других стран, которые не ввели ограничения? Есть ли возможные выходы из этой ситуации?

Редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам рынка. Публикуем их комментарии.

Китайские производители наращивают продажи в России

Андрей Терлюкевич, генеральный директор компании «АвтоСпецЦентр»

В начале марта текущего года объемы выпуска легковых автомобилей в России сократились на 45%. О временной приостановке поставок заявили некоторые автоконцерны. Длительность простоев будет зависеть от того, насколько быстро отечественные производители смогут найти решения по импортозамещению.

Например, в России возможно в ближайшем будущем наладить выпуск базовых компонентов для автопрома – полимеры, стекло, металлы для кузова – однако основной проблемой остается дефицит микроэлектроники для оснащения автомобилей ABS, ESP, мультимедийной системой, функциями активной и пассивной безопасности.

При этом около 70% объема закупок чипов в России приходится на китайские полупроводники, поэтому острого дефицита возможно избежать. Теоретически, в РФ можно наладить собственное производство электронных комплектующих, но это будет долгий и трудоемкий процесс.

При этом китайские производители авто на территории РФ работают в обычном режиме, несмотря на закрытие нескольких заводов по производству автомобилей в КНР из-за вспышки омикрона. Бесперебойный выпуск автомобилей позволил таким брендам, как Haval, Chery и Geely в январе-феврале реализовать около 20 тыс. своих авто в России, что на 86% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Юрий Полозов, директор предприятия по производству элементов автотюнинга, эксперт Executive.ru

Остановка заводов по сборке автомобилей означает цепную реакцию остановок и сокращений портфеля продаж у связанных с автопромом компаний. Это приведет к сокращению внутреннего спроса ввиду резкого падения доходов значительной части граждан (оценка занятых в отрасли – до 5% всех работающих).

Заводы промсборки будут простаивать и далее, если санкции не будут сняты или их нынешние владельцы не продадут их иным владельцам. Вероятность этого сложно оценить.

О необходимости выпуска отечественных комплектующих взамен импортных говорится давно, много и красочно, однако практика вещь довольно упрямая и она показывает, что даже достигнутая локализация в автопроме зачастую стоит на лукавстве с отчетностью, а «рост зависимости от импортных закупок заметен и на примере конкретных производителей. Так, согласно отчетности компании КАМАЗ, доля импорта в закупках в январе-сентябре 2020 года достигала 35,5% по сравнению с 12,1% за аналогичный период 2012 год. В аналитическом материале Института  комплексных стратегических исследований сообщалось о постоянном сокращении числа производителей отечественных автокомпонентов: за 5 последних лет на четверть.

Закупка комплектующих из стран, не поддерживающих санкции, возможна, но явно не по всему перечню комплектующих и с не без роста цен и снижения качества. Самый яркий пример – микроконтроллеры, которые используется в современном авто довольно много и по которым давно уже наблюдается мировой дефицит. Отпадением большого потребителя воспользуются конкуренты. 

Согласится ли Китай на поставку автокомпонентов – вопрос не очевидный. Явно им выгоднее поставлять свои автомобили в РФ. Так что я прогнозирую резкий рост доли китайских авто в общем объеме продаж в РФ. Те, кто уже ими торгует, угадали. В целом, если действие санкций будет продолжено значительное время (более года), то отрасль ждут совсем непростые времена.

Заводы будут закрываться

Петр Кирьян, директор по медиа проектам, КРОС

Первым последствием уже стали простой и неполная занятость сотрудников конвейера автосборочных заводов. В период двух-трех месяцев станет понятно, какие заводы продолжат работать, а какие встанут. А значит, будут сокращения или нет. Это связано не только с позицией компаний (будут или не будут продавать машины в России), но и с логистикой: не все могут быстро поменять маршруты поставок комплектующих без ущерба для себестоимости.

В среднесрочной перспективе российский авторынок может снова превратится в рынок импорта, как это было в середине 2000-х годов. Это будет означать конец политики стимулирования автосборки внутри страны. Даже если мы останемся с заводами Hyundai-Kia, Toyota и АвтоВАЗом, говорить о собственной автосборке можно будет с большой натяжкой.

Невозможно полностью локализовать выпуск всей номенклатуры деталей для разных моделей разных автопроизводителей в России (часть производства завязана на объемы выпуска, которые не актуальны для внутреннего рынка, а на экспорт не востребованы). Все равно придется завозить широкий набор комплектующих. Так что часть заводов или сведут сборку до одной модели или просто остановятся. В России уже сворачивалась сборка легковых моделей Ford и GM, к сожалению, могут быть новые закрытия. Что касается импорта комплектующих из стран Азии, не стоит забывать, что заводы там контролируются холдингами из ЕС и США и они также могут негласно присоединиться к санкциям.

Ясность со сборкой наступит к июню-июлю. Или будет некоторое восстановление (заработает новая логистика) или будут закрытия. Возможно, часть заводов переориентируется на выпуск китайских брендов, но наладка производства займет не один месяц.

Уже сегодня проблемы со сборкой и ввозом новых машин снижают рентабельность автомобильных дилеров. Они первыми понесут потери. Также в зоне риска финансовые услуги – кредитование покупок новых автомобилей носит исторически минимальный уровень (мало кто готов не только переплатить за новый автомобиль, но и взять кредит по ставке 15+% годовых. Очевидно, что в зоне риска коммерческий транспорт – у перевозчиков растет риск простоев из-за ожидания запасных частей и роста себестоимости услуги (рост цен на машины, запасные части и т.д.).

Заменить иностранные комплектующие можно будет только через 2-3 года

Александр Багрецов, руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг», группа компаний SRG

Проблема с комплектующими вызвана прекращением их поставок из Европы и Украины. В качестве поставщиков на данный момент остаются Турция и Китай. Чтобы получить недостающее, необходимо выполнить инженерные работы по заказу производства аналогов дефицитных деталей или адаптации имеющегося ассортимента в этих странах, что займет около года при мобилизации сил закупщиков и конструкторов.

Производить полноценную замену комплектующих на территории РФ станет возможно через 2-3 года минимум в силу отсутствия ряда необходимых технологий. На текущий момент в России наблюдается нехватка станков для выполнения некоторых операций по производству автокомпонентов, а приобрести их за рубежом невозможно или дорого из-за курсовой разницы.

Отечественная автопромышленность осталась с очень небольшим набором двигателей и коробок передач. Особая проблема наблюдается в сегменте автоматических коробок: в СССР они производились во Львове – для автобусов, в Беларуси – для грузовиков и тяжелой техники, на заводах ГАЗ и ЗИЛ – для ряда легковых автомобилей. Сейчас некоторые предприятия уже не функционируют, а продукцию оставшихся непросто приспособиться из-за специфики (белорусские АКПП).

Чтобы разработать собственные технологии, необходимо развитие инженерных кадров при конструкторских школах, а также увеличение числа самих школ. Ведь, начиная с двухтысячных годов, фокус в автомобильной промышленности сместился на последовательную модернизацию советских или адаптацию иностранных моделей. А создание моделей Renault Arkana, Haval, освоенных в полном производственном цикле, практически не задействовало инженерные кадры в РФ. Поскольку сейчас сложно прогнозировать, как долго будут действовать санкции, одним из решений может стать создание консолидирующего органа от власти по всей автопромышленности, который поможет объединить всех автопроизводителей РФ, а также осуществит работу по развитию школ конструкторов.

Коллапса рынка не будет

Роман Тарамакин, главный редактор сообщества «Автомаркетолог»

Действительно, многие автопроизводители объявили о приостановке работы в России, но в реальности о реальном уходе идет речь в единичных случаях. Сложности возникают с расчетами и логистикой, которые надо решить, плюс рядом юридических ограничений, накладываемых за счет санкций. Но тут все зависит от того, как ситуация будет развиваться дальше.

Тем не менее мы видим, что не все плохо, но не безвыходно. Поставка комплектующих во многих случаях идет — просто плохо или медленно. Ситуация разрешается перестройкой цепочек поставок, так что далеко не все заводы будут простаивать, особенно когда речь идет про азиатские бренды. Например, Toyota, Nissan и Hyundai заявили, что заводы в Санкт-Петербурге вернутся к работе.

Что касается замены комплектующих отечественными — тут все не так просто. «АВТОВАЗ» объявил, что в ближайшие месяцы выпустить специальные модели LADA, менее зависящие от импортных компонентов. Ключевое слово — менее. Но не полностью независящие. Потому что некоторые вещи заменить нельзя без потерь.

Например, некоторые отечественные автозаводы думают об импортозамещении автодвигателей, но это приведет к отказу от стандарта ЕВРО-5, сделает автомобили менее экологичными и эффективными. То же с электроникой и многими другими элементами. Но другого выхода порой и нет. Сложившиеся ограничения негативно влияют на все типы бизнесов — потому придется адаптироваться, чтобы выжить. Упрощать автомобили, брать более дешевые запчасти, заключать партнерства с азиатскими производителями. Возможно, все уже не будет как прежде, но, надеемся, что коллапс рынка также не произойдет.

Денис Фураев, исполнительный директор IT-компании «КСОР», разработчик и интегратора системы «Антисон»

Автомобильная отрасль ощущает себя в зоне турбулентности. Причем трясет не только частный автосектор, но и транспортные парки бизнес-сегментов, где так или иначе задействованы транспортные средства брендов, заявивших об уходе из России. Речь идет, прежде всего, о логистике и перевозках, ритейле, строительной отрасли, каршеринге. На адаптацию транспортной отрасли и автомобильного производства нужно время. Потребуется не только наладить новые цепочки поставок запчастей, но и глобально изменить отношение к эксплуатируемой технике.

Возможна проработка различных сценариев поставок из смежных с нами государств, с которыми у нас нет каких-либо ограничений, например, из Казахстана. Но для налаживания регулярных товаропотоков нужен стабильный курс рубля. Пока он скачет, говорить о массовых поставках комплектующих преждевременно.

Мы видим увеличение интереса к технологичным решениям на основе искусственного интеллекта, которые минимизируют риски порчи транспортных средств в результате ДТП, аварий и других инцидентов, связанных с человеческим фактором и состоянием человека за рулем. Компаниям-владельцам транспортного парка, сейчас особенно важно сохранить свои активы, избежать потерь и простоя транспорта по причине дефицита запчастей и удорожания ремонта.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Сейчас съезжу по делам, и начну пить за "рынок авто" не чокаясь...

Под песню "твоя вишнёвая девятка"...

Аналитик, Москва

Если исходить из мнений указанных экспертов, то единодушия в оценке автопроизводства нет. От "санкции будут сняты" (Юрий Полозов) до "не все плохо, но не безвыходно". 

Я так понимаю, что наша "автопромышленность" глубоко завязла вво всех грехах мирового автопрома и не желает выкарабкиваться. Как же привычно всё.
Нет ни идей, ни конструкторской мысли, ни предложений по рынку.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Что там с Ё-мобилем? Или хотя бы с выпуском Багги? 

Генеральный директор, Тольятти
Анатолий Курочкин пишет:
От "санкции будут сняты" (Юрий Полозов

Уважаемый Анатолий,

я не очень понимаю, где Вы усмотрели в моих словах тезис "санкции будут сняты". Я как-то пока не представляю такого исхода в ближайшей перспективе. Что будет через два месяца - непонятно, а уж на год вперед загадывать не стоит от слова "совсем".

Анатолий Курочкин пишет:
Я так понимаю, что наша "автопромышленность" глубоко завязла вво всех грехах мирового автопрома и не желает выкарабкиваться. Как же привычно всё.Нет ни идей, ни конструкторской мысли, ни предложений по рынку.

"Наша автопромышленность" как-то существовала последние 15 лет благодаря промсборке и серьезным кооперациям с инопроизводителями. Частично ситуацию улучшили пришедшие в РФ производители автокомпонентов, построившие здесь заводы. Если их остановят - встанет и наш автопром. Вона под окном нашего офисного центра стоит одноэтажный корпус Federal Mogul - поставщика современных поршней для моторов АВТОВАЗа. Американской компании...

"Своих" разработок крайне мало или они направлены на освоение бюджетных или спонсорских средств (только на моей памяти это АКПП от КАТЭ - бюджет, Ё-мобиль  - деньги Прохорова, Aurus - бюджет, нынешняя электро Zetta - снова бюджет). Проку для массового рынка от этих потуг немного, если не сказать более крепко.

Как родной для меня автопром будет "выкарабкиваться" в ситуации санкций на микроконтроллеры - я не представляю. Ну да, можно отказаться от климат-контроля, ABS, ESP, HSA, заменить электростеклоподъемники мясорубками. Но ЭСУД карбюратором не заменить, хотя первый шаг уже сделан - разрешен выпуск автомобилей для норм Евро 0. 

Это начало большого пути, в конце которого маячит газгольдерная автотехника (сиречь "на дровах"). В Северной Корее (где до сих пор выпускают аналог ГАЗ-69, Сынни-4) она ещё на ходу, кстати.

Аналитик, Москва
Юрий Полозов пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
От "санкции будут сняты" (Юрий Полозов

Уважаемый Анатолий,

я не очень понимаю, где Вы усмотрели в моих словах тезис "санкции будут сняты". Я как-то пока не представляю такого исхода в ближайшей перспективе. Что будет через два месяца - непонятно, а уж на год вперед загадывать не стоит от слова "совсем".

Может я не так понял вот эти Ваши слова? Меня смутило "если":

В целом, если действие санкций будет продолжено значительное время (более года), то отрасль ждут совсем непростые времена.

Тогда извините. Но я ни гроша не ставлю на то, что санкции снимут. Даже через 5-10 лет.

А в остальном - благодарю Вас, Вы дали очень развёрнутый ответ, причём, я пишу примерно о том же. Но Ваш авторитет здесь вне сомнений.

Юрий Полозов пишет:

"Своих" разработок крайне мало или они направлены на освоение бюджетных или спонсорских средств (только на моей памяти это АКПП от КАТЭ - бюджет, Ё-мобиль  - деньги Прохорова, Aurus - бюджет, нынешняя электро Zetta - снова бюджет).

Добавлю, что гендир КАМАЗа весь извалялся в разных хитрых схемамх, детишек попристраивал.  Он не сбежал ещё?

Мы лет 15 назад плотно дискутировали с А.Рахмановым по поводу нащего будущего автопрома. Он был тогда чиновником от автопрома, теперь бросили на судпром. Было много дельных предложений. Вели речь и про параллельный импорт, и про локализацию. Про излишние запреты. Но нас и слышать не хотели. Вкачали огромные бюджетные деньги, разорили часть автозаводов, сгубили востребованные модели. Променяли всё на Логан. И про Нижний Новгород говорили, что Тойота не пошла туда из-за очень стиснутой логистики. А ведь возможности НН просто огромны были. А там как была 50 лет назад одна дорога от Нижнего до Заволжья, так и есть. Однополосная. С ограничением в 40 км час.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Анатолий Курочкин пишет:
Я так понимаю, что наша "автопромышленность" глубоко завязла вво всех грехах мирового автопрома и не желает выкарабкиваться. Как же привычно всё.Нет ни идей, ни конструкторской мысли, ни предложений по рынку.

Анатолий, на самом деле - я бы не стал обвинять наш автопром в грехах. Наш единственный "грех" в том, что мы свято верили в международную кооперацию и в разделение труда по странам. Идея хороша: нельзя ни одной стране быть сильной во всем, есть другие страны, которые делают что-то лучше, так зачем тратить время, силы и деньги, чтобы повторить - можно же купить! Это как жизнь с соседями в одном подъезде, или на одной улице - свято веришь, что всегда поддержат, помогут, что соли дадут, если кончится. Правильная же позиция! 

Но сейчас все доски перевёрнуты. Почему наши чиновники не предусмотрели этого? - да потому, что они исходили из рациональных посылов: Никто не будет рвать связи с Россией и рушить многомиллиардные рынки ради... да непонятно даже, ради чего. Никто не будет стрелять себе в ноги и "выковыривать глаз, чтобы у тёщи зять был кривой". Но абсурдность поведения наших "заклятых партнеров" перешла все мыслимые пределы - они действительно готовы угробить свои экономики в попытках навредить России, опять же - непонятно, ради чего.

Теперь будем делать ВСЁ своё. Глупо, затратно, долго, но зато с точки зрения безопасности вполне оправданно. 

Кстати, я слышал, что АвтоВАЗ собирается реанимировать производство "девяток". Смешно, конечно, но это позволит насытить рынок очень недорогими и массовыми автомобилями. Эдакие "хрущевки" от автопрома - те в своё время позволили миллионам семей переехать из послевоенных бараков без удобств в путь маленькие, но свои квартиры со всеми удобствами. Нормальное было решение. 

Руководитель, Москва
Юрий Полозов пишет:
Как родной для меня автопром будет "выкарабкиваться" в ситуации санкций на микроконтроллеры - я не представляю.

А до этого как было? все микроконтроллеры и разработка и производство не наши? Там техпроцесс какой? 180нм? По идее на самые сложные микросхемы.. 

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

1. Наконец решиться проблема пробок на дорогах. Автовладельцы десять раз подумают, прежде чем выезжать в город.

2. Бесконечная автомобилизация рано или поздно должна была закончиться. особенно самая уродливая ее сторона - моральное устаревание моделей через год владения.

3. Прекратится эта гонка за моторолитрами. Особенно это смешно в городском трафике наблюдать. Соответственно начнут говорить об экологии и сокращении загрязнения от выхлопа. Это вам не евро5 ))

5. Постепенно освободятся немерянные площади под парковки - от забитых автохламом дворов, до простанств автопарковок вытесняющих на задворки человеков.

6. Дистанционная работа набирает баллы.

Помоему есть много точек зрения, обязательно должна победить автомиобильная? Надо угомониться менеджерам ))

 

Начальник участка, Москва
Максим Часовиков пишет:
Юрий Полозов пишет:
Как родной для меня автопром будет "выкарабкиваться" в ситуации санкций на микроконтроллеры - я не представляю.

А до этого как было? все микроконтроллеры и разработка и производство не наши? Там техпроцесс какой? 180нм? По идее на самые сложные микросхемы.. 

Ну, у нас есть микроконтроллеры до 30нм. Этого по идее с лихвой должно хватить. Нужны разработчики способные разработать схемотехнику и програмное обеспечение, печатные платы и регламент производства. То есть надо таких специалистов собрать и заинтересовать. А это сложно в существующих реалиях. То есть собрать отечественное ЭБУ легко, сложно собрать тот коллектив который способен это сделать. 

Генеральный директор, Тольятти
Дмитрий Чуркин пишет:
Смешно, конечно, но это позволит насытить рынок очень недорогими и массовыми автомобилями.

Уважаемый Дмитрий,

Некоторое время назад новый коммерческий директор АВТОВАЗа (индус из Рено) вознамерился восстановить производство удлиненной Лады Нивы с правым рулём. Для Индии. Там такая машина стала бы (по его мнению) фурором - полноприводный ремонтопригодный автомобиль в почти полном фарше по цене самобеглой повозки индийского производства.

Увы, проект не случился. Вся документация на праворульную ниву была к этому времени у-нич-то-же-на. Делать новую разработку было невыгодно, хотя объем изменяемых деталей был не более 10% от общего числа таковых в авто.

Я это к тому, что девятку сняли с производства раньше, чем ниву. Так что вряд ли остались документация, штампы и оснастка, а восстанавливать все это - нереально по затратам... 

Ну и рассчитывать, что автовладельцы охотно купят автомобиль разработки начала 80-х годов прошлого века с кучей родовых травм немного наивно. 

В хрущевки-то переезжали из бараков, а не из трёхкомнатных с евроремонтом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.