Как выстроить эффективную стратегию устойчивого развития и избежать популизма

Тема ESG и устойчивого развития за последний год стала «новым зеленым» — все об этом говорят, а компании стремятся достичь того, чтобы называть себя последователями ESG и принципов устойчивого развития. Но в погоне за таким «хайпом» многие забывают о качестве и уходят в популизм. Как избежать таких ошибок?

Когда компании нужна стратегия устойчивого развития

Бизнес не может существовать только в погоне за ростом прибыли, и по мере его роста управленцы начинают задумываться о вещах более важных вещах. И на этом этапе часто компании начинают задумываться о том, какую действительно пользу они приносят миру. Тогда они часто прибегают к тому, чтобы следовать стратегии устойчивого развития.

Абсолютно точно не стоит уходить в ESG, когда единственный мотив компании — быть в повестке и делать то, что делают все, потому что так надо. Следование принципам стратегии устойчивого развития требует времени, больших усилий и вложений, поэтому как минимум компания должна быть иметь как финансовый, так и кадровый ресурс.

Какие ошибки чаще всего допускают компании

Выбраны неправильные цели. Для того, чтобы определить цели устойчивого развития, необходим глубокий и экспертный анализ. Часто компании этим пренебрегают и формируют цели, которые удовлетворяют нужде государства, рынка или общества, позволяя быть на волне хайпа, но не самой компании, и из-за этого скатывается в популизм. Например, по этой причине в скандал угодил бренд одежды H&M. Они запустили акцию, в рамках которой покупатели могли сдать на переработку старые вещи, взамен получив скидку на покупку новой. Программа успешно существовала, пока в марте 2020 года не выяснилось, что вместо переработки вещи перепродаются, а неликвид отправляется на свалку. Как итог — бренд столкнулся с волной негатива. Поэтому придерживаться принципам устойчивого развития стоит не когда на них есть внешний запрос, а только тогда, когда вы действительно готовы добросовестно выполнять свои обещания.

Выстраивание исключительно краткосрочной стратегии. Краткосрочные планы, конечно, важны, но не стоит забывать также и про средне- и долгосрочные цели устойчивого развития компании. ESG и устойчивое развитие — не просто хайп. Это тренд, который с нами на очень долго. Долгосрочные цели, планы и четкая стратегия помогут вашей компании соответствовать требованиям изменяющегося мира.

Отсутствие KPI для достижения целей устойчивого развития. Невозможно измерить результат, если у вас нет четко определенных критериев оценки.

Отсутствие приоритетных направлений в цели устойчивого развития. Когда компания пытается охватить максимальное количество направлений устойчивого развития — это прекрасно, но не иметь фокус на нескольких основных направлениях чревато слишком медленным темпом достижения целей устойчивого развития. 

Программа минимум: условия успешной реализации стратегии устойчивого развития

1. Определение и следование KPI

Чаще всего используются следующие параметры оценки эффективности реализации стратегии устойчивого развития: сокращение потребления энергии и воды, сокращение отходов и увеличение объема их переработки, переход на более экологичные варианты материалов, вклад в развитие общества. Также необходимо ставить сроки выполнения KPI.

Например, в 2019 году мы поставили цель увеличить переработку собственных отходов до 50% до конца года, и нам удалось достичь этого показателя. Конечно, не последнюю роль в этом сыграла правильная постановка цели: мы четко понимали, чего и в какие сроки планируем достичь. Стоит учесть, что в настоящий момент для грамотной разработки показателей эффективности многие компании привлекают консалтинг в сфере ESG — взгляд со стороны очень полезен для бизнеса, и может помочь соединить бизнес-показатели с показателями устойчивого развития.

2. Всеобщее вовлечение

Нельзя придерживаться принципов устойчивого развития лишь на половину. Если компания заявляет об этом, то все, от топ-менеджмента до рядовых сотрудников, должны понимать, что это такое, для чего это нужно, и как это реализовывается в компании. Со стратегией устойчивого развития компании должны быть ознакомлены все сотрудники. А еще это должно стать частью ежедневной работы: иначе компания рискует упустить огромные возможности и даже навлечь на себя репутационные риски.

Лучше всего работает создание отдельного коммуникационного плана по устойчивому развитию и единого информационного поля внутри компании, будь то страница на корпоративном сайте или отдельный внутренний блог. Так сотрудники смогут не только быть в курсе последних проектов и стратегических шагов компании, но и активно вовлекаться в их обсуждение.

3. Создание в компании структуры, которая будет обеспечивать исполнение стратегии устойчивого развития

ESG — огромный пласт работы, который требует постоянного вовлечения и активной работы. И для успешной реализации намеченных планов необходима команда сильных профессионалов. Как правило, эффективным бывает вовлечение высшего менеджмента в повестку по устойчивому развитию. Для этого внутри компании может быть создан комитет по устойчивому развитию — регулярный сбор всех вовлеченных в повестку. Но на вовлечении высшего менеджмента останавливаться нельзя, обязательно посмотрите на внутреннюю экосистему амбассадоров — наверняка, найдутся люди, которые готовы драйвить внутреннюю повестку по устойчивому развитию, поддерживать и координировать активности, вовлекать других коллег. 

ESG — это не просто дань моде, это большой и важный шаг в будущее, а также отличный инструмент для достижения компаниями вполне себе приземленных целей. И вместе с тем — большая ответственность. Нет ничего плохого в том, чтобы начать следовать принципам устойчивого развития с маленьких шагов, главное, чтобы они были искренними и качественными.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Эм... А причем тут ESG-повестка и текущая бизнес-реальность?
И как принципы устойчивого развития помогают сейчас решать актуальные бизнес-проблемы? 

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:
И как принципы устойчивого развития помогают сейчас решать актуальные бизнес-проблемы? 

Социальная ответственность нынче модный тренд...

Руководитель, Москва
Алексей Аникин пишет:
Социальная ответственность нынче модный тренд...

Тото я смотрю как предлагают сейчас писать многим "заявление по собственному"... 

Исполнительный директор, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:

Эм... А причем тут ESG-повестка и текущая бизнес-реальность?
И как принципы устойчивого развития помогают сейчас решать актуальные бизнес-проблемы? 

Точное замечание. Дайте пять.

Начальник участка, Москва
Максим Часовиков пишет:

Эм... А причем тут ESG-повестка и текущая бизнес-реальность?
И как принципы устойчивого развития помогают сейчас решать актуальные бизнес-проблемы? 

Не ищите рацио, тут Вера играет. Веришь в ЕСГ и само собой вокруг Тебя все становиться лучше. Никаких внешних факторов, наличных условий и отраслевой специфики не надо учитывать, надо прото верить в экологичность, социальную справедливость и копроративный подход ко всем участникам бизнеса.

Руководитель, Москва
Алексей Уланов пишет:
Не ищите рацио, тут Вера играет. Веришь в ЕСГ и само собой вокруг Тебя все становиться лучше.

Благодарая Вашем у посту я теперь знаю на какие три уквы посылать, что бы становилось лучше :)

Независимый директор, Москва

Хорошо написано. Модная тенденция ESG-повестки ! Для высокотехнологичных  стран G - 20 самое то. А для нашей экономики, в свете текущей ОПЕРАЦИИ, правильнее использовать простой ГОСТ Р ИСО 9004 - 2019. Там всё описано для российских реалий. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.