Как городские сервисы собирают ваши персональные данные

– Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая...
– Аппаратура! – подсказал клетчатый.
– Совершенно верно, благодарю, – медленно говорил маг тяжелым басом, –
сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Города «уходят в цифру». Проекты «умный город» уже реализованы в Амстердаме, Барселоне, Стокгольме, Тель-Авиве и других мегаполисах. Что такое «умный город»? Под этим термином понимается интеграция сервисов на цифровой платформе.

Москва: ~50 млрд рублей в год на IT

В каждом городе свой набор сервисов: платформы могут объединять школы, больницы, транспорт, предприятия ЖКХ, органы местного самоуправления, службы социальной защиты… Одни сервисы могут работать в формате «человек-машина», другие – в формате Internet of Things, IoT, когда предметы взаимодействуют друг с другом без участия человека.

В 2018 году Москва заняла первое место в рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг. В столице реализована программа «Электронная Москва», в рамках которой в «цифру» уже перенесены важные процессы городской жизни – учет имущества, документооборот, организация тендеров, бюджетный процесс…Бюрократические процессы стремительно оцифровываются. Для взаимодействия с населением реализованы такие цифровые проекты как «Информационный город», «Социальная карта москвича», «Активный гражданин»…

В соответствии с опубликованными данными, бюджет департамента информационных технологий Москвы в 2018 году определен на уровне 49,2 млрд руб., обращает внимание портал cnews.ru.

На сайте мэра Москвы сформулированы цели проекта «Москва-2030: умный город»:

  • Обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий.
  • Централизованное, сквозное и прозрачное управление городом на основе больших данных и с использованием искусственного интеллекта.
  • Повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства в сфере информационных и цифровых технологий и связи.

Какие функции переедут в цифровую среду?

В цитируемом документе подробно рассказано о том, как в «цифру» переедет московское здравоохранение и образование, как технологии улучшат управление транспортом и коммунальным хозяйством, как москвичи будут высказывать свое мнение, а искусственный интеллект на основании этих высказываний будет принимать решения об организации городской жизни. Таково мнение московских властей. А что думают по этому поводу эксперты? На вопросы редакции Executive.ru отвечают специалисты.

Современный город – это безбарьерная среда

Эрик Рош, глава кластера Россия и Евразия, генеральный директор компании Teva в России



Развитие современного города немыслимо без соблюдения принципов универсального дизайна: безбарьерности и доступности для всех жителей. В Москве можно отметить много позитивных изменений, связанных с трансформацией городской среды с учетом потребностей инвалидов. Например, количество низкопольных автобусов в столице достигло 90%, а на 85% социально-значимых объектов установлены пандусы и подъемники.

Конечно, создание доступной среды в масштабах страны – это трудоемкий процесс: невозможно адаптировать все объекты в короткий срок. Именно поэтому огромную роль в улучшении качества жизни горожан играют онлайн-сервисы.

Виртуальные сервисы входят в число главных инструментов формирования комфортной городской среды. По данным исследования PwC, в 2017 году Москва заняла первое место в мире по распространенности онлайн-сервисов по взаимодействию с горожанами: за пять лет их количество увеличилось в 15 раз. В следующие пять лет онлайн-платформы выйдут на новый уровень, откроют дополнительные формы взаимодействия горожан и власти. С их помощью любой человек сможет внести свой вклад в определение и решение городских проблем, в этом и будет проявляться принцип безбарьерности.

Алексей ИльинУдаленным станет мониторинг здоровья

Алексей Ильин, управляющий партнер ГК «Нетрика»


В России есть два основных фактора, определяющие развитие сервисов для горожан. С одной стороны, новых услуг для граждан требует реализация программы «Цифровая экономика». С другой – в российских мегаполисах развивается концепция «умных городов», которая подразумевает не только изменение городской среды, но и создание социальных сервисов.

В первую очередь, это касается системы образования. Она переживает глобальную трансформацию: университетский диплом – больше не допуск к блестящей карьере. Рынок труда меняется вместе с экономикой: требования к навыкам соискателей постоянно меняются вместе с технологиями, которые предоставляют компаниям преимущества в цифровом мире. В связи с этим растет спрос на построение индивидуальных образовательных траекторий, которые помогут каждому человеку развивать свои компетенции на протяжении всей жизни. Начинаться этот процесс будет уже в школе, где ученики смогут выявлять наиболее интересные им области знаний, чтобы осознанно выстраивать свою траекторию профессионального развития. Этому помогут сервисы профнавигации, которые уже создаются в крупных городах, а также развитие дистанционных форм обучения.

Во-вторых, значительные перемены происходят в медицине. Она становится ближе к пациенту с помощью технологий. На рынке появляются сервисы, которые позволяют создать персональную медицинскую карту пациента и интегрировать ее с информационными системами медицинских организаций. Пациенты смогут владеть всей информацией о своем здоровье, анализах, назначенном лечении с помощью приложения в телефоне.

Развивается телемедицина. Уже можно получить консультацию или второе мнение специалиста, находящегося в другом городе. Удаленным также станет мониторинг здоровья пациентов. Это особенно важно для пожилых людей – появляются сервисы, которые сообщают медицинским работникам об ухудшении состояния пациента, который находится у себя дома. И сама работа врачей станет более эффективной: в ближайшие годы появятся системы поддержки принятия решений на базе искусственного интеллекта, которые смогут находить схожие клинические случаи в огромной базе данных и подсказывать врачу дальнейший алгоритм действий.

В-третьих, госуслуги с каждым годом все больше уходят в интернет. По данным Минкомсвязи РФ, только за 2017 год количество зарегистрированных пользователей единого портала государственных и муниципальных услуг увеличилось на 25 млн человек (всего 65 млн), а количество предоставляемых федеральных услуг увеличилось на 207 (всего 968). Очевидно, популярность электронных сервисов оказания госуслуг получит новый виток за счет использования распределенных реестров, а также решений по распознаванию лиц, голоса и биометрических данных.

Эльдар Мамедов«Умный город» должен показывать опасности в режиме онлайн

Эльдар Мамедов, директор по развитию бизнеса компании Everpoint


Во-первых, «умный город» должен функционировать и застраиваться в соответствии с информацией о его экологическом состоянии, поэтому очень актуален сервис онлайн-мониторинга экологической обстановки. Например, системы позволяют отслеживать свалки, как они развиваются, прогнозировать их критическое приближение к жилому массиву. «Умный город» должен сам понимать, что с ним происходит и показывать опасности в режиме онлайн.

Во-вторых, город живет не только над землей, но и под: это инженерные коммуникации, метро... Целые районы могут опускаться или, наоборот, подниматься, и городу нужен сервис, считывающий и анализирующий эту информацию, чтобы планировать реконструкции. В этом и состоит «умность» городов – в невидимой горожанам системе, которая позволяет им слаженно функционировать. А не в том, что на автобусной остановке показывается время прибытия транспорта, что далеко не всегда соответствует действительности.

Должны появиться интегрированные мобильные приложения, которые помогали бы горожанину ориентироваться в самом городе. Их может быть несколько, но они должны быть объединены общей концепцией. Например, в Тинькофф банке объявили, что все меньше людей заходят в мобильный банк и проводят там достаточно времени, поэтому банк пошел по пути привлечения клиентов сторонними сервисами. Там начинают предлагать купить билеты в кино, скидки и так далее – похожая интеграция в перспективе может появиться и в городских сервисах и приложениях. Мое мнение, не нужны какие-то дополненные реальности, большие данные, нужно то, что лежит на поверхности – удобный доступ к информации о тех возможностях, которые город предоставляет своим жителям.

Артур МирзоянИнформационные технологии помогут бороться с обледенением

Артур Мирзоян, национальный центр по антиобледенению «Ледовый патруль»


В эпоху повсеместной цифровой трансформации в российских городах существует проблема, которая из года в год калечит и убивает людей, портит автомобили и разрушает дома. Это сосульки, которыми обрастают крыши домов и водостоки.

Системным решением «ледяной» проблемы может стать цифровая платформа для городских пространств, которая будет предотвращать появление наледи на крышах, в водостоках и на пешеходных зонах. С помощью такой платформы власти городов смогут обеспечить контролируемый уровень защиты людей от наледи и сосулек на оживленных городских улицах, пешеходных улицах, местах массового и частого скопления людей.

Информация об образовании наледи и сосулек поступает в систему мониторинга платформы по нескольким каналам. Основной канал – датчики температуры и осадков. Дополнительные каналы – данные камер городской системы видеонаблюдения, данные с передвижных камер и датчиков. Контрольные каналы – запросы и жалобы граждан в городских приложениях и социальных сетях, данные с беспилотных летательных аппаратов.

Информация о работе антиобледенительных элементов консолидируется в едином диспетчерском интерфейсе, который может быть интегрирован в программные комплексы коммунальных служб, служб спасения и контроля безопасности городской среды. Такое решение, интегрированное с другими муниципальными цифровыми сервисами и платформами, сделает город по-настоящему умным и безопасным в любое время года.

Михаил БеляковПеремены произойдут в сфере экологической безопасности

Михаил Беляков, руководитель мастерской NOOR Architects


«Умные» решения для городов – один из главных трендов последних лет, и если верить прогнозам аналитиков, то к 2020 году в мире будет порядка 600 «умных» городов. Системы smart city активно внедряются в крупных российских городах, хотя флагманом этой истории остается Москва.

На горизонте пяти лет сложно прогнозировать действительно революционные изменения, скорее, нас ждет усовершенствование действующих систем и реорганизация устаревших сервисов. В столице действует целый ряд форматов взаимодействия города и жителей: МФЦ, портал госуслуг, система «Активный гражданин» и большое количество данных, которые позволяют оценивать состояние инфраструктуры, транспортных магистралей и многого другого.

Наиболее активные действия проводятся в сфере экологической безопасности – появляются новые зарядные пункты для электротранспорта, в активной фазе тестирования находятся беспилотные автомобили, разрабатываются новые транспортные системы. Фокус на энергосбережение и восстанавливаемые ресурсы – один из главных в мировом сообществе, и в ближайшие годы стоит ожидать усиления именно этого тренда.

Цифровые досье уже создаются

Оборотной стороной «умного города» является накопление данных о каждом горожанине, пользующемся цифровыми сервисами, включая данные о его имущественном статусе, состоянии здоровья, образовании, маршрутах передвижения, социальных запросах... «Безопасное объединение всех данных гражданина (данных российского и зарубежного паспортов, образовательной траектории, электронной трудовой книжки, истории болезни, обращений гражданина и прочих) на одной цифровой платформе с обеспечением кибербезопасности в дальнейшем позволит автоматизировать и персонализировать все услуги, предоставляемые гражданину», говорится в разделе 6.1.2 документа «Москва-2030: умный город». Раздел называется «Реализация цифрового идентификатора гражданина («цифровой копии»)».

Электронное досье будет формироваться из нескольких источников. Часть информации за горожанина внесут те заведения, которые будут выдавать ему документы. Например, паспорт. Другую часть гражданин предоставит о себе добровольно, регистрируясь на сервисных сайтах.

Третий поток будет формироваться из тех данных, которые будут собраны при помощи технологий IoT. Например, поставщиком данных может стать ваш автомобиль. В разделе 3.1 документа «Москва-2030: умный город» сказано: «На транспорте будут применяться решения Интернета вещей, будут развиваться коммуникации вида V2X (vehicle-to-everything), то есть взаимодействие между транспортными средствами (V2V, vehicle-to-vehicle) и обмен данными между транспортным средством и дорожной инфраструктурой (V2I, vehicle-to-infrastructure)».

В 2019 году заработает еще один поток – данные видеокамер наружного наблюдения. 3 декабря 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в будущем году в столице собираются полностью заменить видеокамеры на технологии нового поколения и в результате запустить систему распознавания лиц. Она, в частности, будет вычислять находящихся в розыске преступников. Сейчас этот проект работает в пилотном режиме. «В Московском метрополитене стартовал пилотный проект – видеонаблюдение с системой распознавания лиц», – говорится все в том же разделе 3.1 документа «Москва-2030: умный город».

В конце октября 2018 года заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис заявил, что «Ростелеком» предложил отработать технологию распознавания лиц в общественном транспорте одного из городов России: «Мы не будем называть город, но поддерживаем «Ростелеком», который выступил с идеей пилотно отработать технологию распознавания лиц в одном из городов России», – сообщил Чибис на вопрос RNS, когда в России общественный транспорт оборудуют системой распознавания лиц.

Ранее Чибис сообщал «Известиям», что биометрическую систему распознавания лиц намерены внедрить в российском общественном транспорте: «Насколько я знаю, сейчас идет дискуссия по поводу внедрения такой технологии в Москве. Очевидно, что из-за необходимости использовать карточки, время посадки пассажиров затягивается. А алгоритм распознавания лиц работает так: пассажир заходит в метро или автобус, программа его распознает и списывает за проезд деньги с банковского счета».

Сеанс магии с последующим разоблачением

В завершение обзора рассмотрим кейс, предложенный классиком: «При этом неуместном и даже, пожалуй, хамском вопросе лицо Аркадия Аполлоновича изменилось, и весьма сильно изменилось.

− Аркадий Аполлонович вчера вечером был на заседании акустической комиссии, − очень надменно заявила супруга Аркадия Аполлоновича, − но я не понимаю, какое отношение это имеет к магии.

− Уй, мадам! − подтвердил Фагот, − натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении. Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера не было, Аркадий Аполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых прудах (весь театр затих), а сам на автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов.

− Ой! − страдальчески воскликнул кто-то в полной тишине».

Итак, Аркадий Аполлонович, действуя как частное лицо, проследовал на автобусе от Чистых прудов до Елоховской (ныне Спартаковской) улицы, направляясь с частным визитом к артистке разъездного районного театра. Был разоблачен свитой Воланда. Если цифровые инициативы в сфере транспорта будут реализованы, в обозримом будущем при разборе аналогичного кейса услуги нечистой силы не потребуются: вся информация о движении Аркадия Аполлоновича будет зафиксирована на серверах автоматически.

Планы московских и федеральных умельцев по всеобщей цифровизации москвичей пока ограничивают два обстоятельства:

  1. «Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи». Статья 11. Биометрические персональные данные Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных».
  2. «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Статья 24 Конституции России.

Впрочем, кто сказал, что эти ограничения к следующему визиту Воланда не будут устранены?

«В варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского. К Семплеяровской ложе бежала милиция, на барьер лезли любопытные, слышались адские взрывы хохота, бешеные крики, заглушаемые золотым звоном тарелок из оркестра. И видно было, что сцена внезапно опустела, и что надувало Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг в кресле с полинявшей обивкой».

карта Google

Маршрут Аркадия Аполлоновича на карте Google

Фото в анонсе: pixabay.com

Вы готовы поступиться приватностью ради цифровых удобств?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Проблема не в том, кто и что собирает, а в том кто имеет к этому доступ и как использует.

Партнер, Москва
В статье: ... значительные перемены происходят в медицине. Она становится ближе к пациенту с помощью технологий. На рынке появляются сервисы, которые позволяют создать персональную медицинскую карту пациента и интегрировать ее с информационными системами медицинских организаций.

В обычной районной больнице в Москве уже есть такие технологии - это быстрее для врача и пациента, но означает ли это, что медицина стала ближе?

Многие обращаются в платные поликлиники или лечатся по страховке от компании, потому что сейчас врач почти не смотрит на пациента, и даже отвечает на вопросы не так охотно, как это было раньше ((( - только под "принуждением".

Пожилые люди жалуются - на все болячки ответ простой - что вы хотите в таком возрасте. Они никому не нужны - или все деньги на еду, или им выпишут самое дорогое лекарство, и о полноценном питании можно забыть.

Где стало "ближе"? - быстрее не означает ближе ...

Адм. директор, Санкт-Петербург

Интересно - кто первым в 21 веке устроит шоу графа Калиостро и уедет из центра Москвы в четырёх разных направлениях...реализовать это не так уж и сложно....

Редактор, Москва
Александр Жириков пишет:
Проблема не в том, кто и что собирает, а в том кто имеет к этому доступ и как использует.

Была бы собрана база. А "Горбушка" всегда найдется.

Для справки: "Горбушка" - рынок электроники в Москве. В 1990-х - рассадник пиратских дисков. Термин стал нарицательным.

Коммерческий директор, Череповец
Сергей Алейников пишет:

Интересно - кто первым в 21 веке устроит шоу графа Калиостро и уедет из центра Москвы в четырёх разных направлениях...реализовать это не так уж и сложно....

Герман стерлигов уже так сделал)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.